Туманные перспективы налогообложения

Туманные перспективы налогообложения

08.02.2011 распечатать

В 2010 году налоговое законодательство существенно изменилось. В плановом периоде 2011-2013. налогоплательщика ожидает не меньшая, если не большая, динамика налоговых норм. Правительство задумало перейти от фазы реализации антикризисных налоговых мер к фазе устойчивого развития российской экономики. Это совершенно не означает, что налогоплательщику станет проще жить.

Напротив, на государственном уровне речь идет о повышении налогового бремени в этом году.

Министр финансов Алексей Кудрин в своем выступлении на организованной ФНС России Международной научно-практической конференции «Налогообложение — современный взгляд» 19 ноября 2010 года заявил, что с 2011 года повышение налоговой нагрузки составит 2% ВВП. Министр заметил, что рост налогов характерен сегодня для многих стран и является тенденцией, а не временной мерой.

Помимо повышения тарифов страховых взносов с 26% до 34% и роста акцизов, с 2011 года можно ожидать сокращения налоговых льгот, повышения налога на добычу полезных ископаемых, ужесточения администрирования НДС. Не исключено также повышение НДС, так как, по мнению Кудрина, увеличение косвенных налогов «меньше тормозит экономический рост», чем повышение прямых (например, налога на прибыль организаций).

Налоговое бремя будет расти

Уровень налоговой нагрузки растет из-за бюджетного дефицита, который за 2010 год составляет почти 5% ВВП.

По словам министра финансов, у России есть два пути достижения бюджетного равновесия в дальнейшем. Один из них - сокращение расходов при повышении эффективности использования бюджетных средств. Другой - повышение налоговых доходов бюджета, а значит, и налогового бремени в стране.

Ожидания относительно динамики цен на нефть в среднесрочной перспективе неутешительны. На конференции, посвященной проблемам нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля, которая проходила в Счетной палате РФ 9 декабря 2010 года Кудрин сообщил: «В течение трех лет цена на нефть опустится ниже 60 долларов в течение шести месяцев. Это следует из анализа и всех аналитических материалов по отрасли».

Для разработки федерального бюджета используется умеренно-оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития России. Он предполагал цену на нефть марки Urals на уровне 75 долларов за баррель в 2011 году и её небольшой рост до 78-79 долл./барр. в 2012-2013 годах (.

Даже по наиболее пессимистическому сценарию цена на нефть в 2011 году должна была составить 68 долл./барр. и снизиться до 62-60 долл./барр. в 2012-2013 годах. Пессимистический сценарий разрабатывался с учётом замедления в 2011 году выхода мировой экономики из кризиса. Учитывая новые перспективы, российской экономике может грозить значительное снижение курса рубля и замедление темпов экономического роста.

…есть два пути: сокращение расходов при повышении эффективности либо повышение налогов ...

Между тем, по итогам первого полугодия 2010 года ситуация с ценой на нефть и налоговыми поступлениями выглядела оптимистично. Как отметил руководитель ФНС России Михаил Мишустин, в первом квартале 2010 года поступления в консолидированный бюджет РФ составили около 1,8 трлн. руб., что в среднем на 23% больше, чем за аналогичный период 2009 года. При этом на 44% указанный рост поступлений произошел за счёт повышения цены на нефть (поступления от уплаты налога на добычу полезных ископаемых), а остальная часть прироста — за счёт улучшения экономической ситуации в стране, за счёт налогового администрирования и за счёт инфляции.

Рисунок. Динамика цены на нефть марки «ЮРАЛС» и поступление доходов, администрируемых ФНС России

Динамика цены на нефть марки «ЮРАЛС» и поступление доходов, администрируемых ФНС России

Источник: Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер. - 2010. - №13-14.

Нефтегазовые доходы в 2010 году составляют 48,1% от общего объема доходов бюджета, то есть весьма существенную долю. С учетом перспектив снижения цены на нефть, обозначенных А. Кудриным, потребуется увеличение ненефтегазовых доходов бюджета, а значит, прежде всего, налоговых.

Многие вопросы в сфере налогов на данный момент остаются дискуссионными. Так, 22 ноября 2010 года Союз предпринимателей «Деловая Россия» обсуждал с А. Кудриным реформирование налогообложения в стране. Учитывая заявленную тенденцию роста налогов существует перспектива замедления диверсификации экономики, повышения цен, сокращения инвестиций и ухода бизнеса «в тень». Общественная организация предложила министру финансов пересмотреть вопрос повышения страховых взносов: сохранить тарифы страховых взносов на уровне 26% и ввести плоскую шкалу. Напомним, что сейчас страховые взносы взимаются только с суммы выплат, не превышающей 415 тыс. руб. Было предложено увеличить этот порог для более справедливого распределения налоговой нагрузки. Другой вариант — производить повышение постепенно в течение нескольких лет. На крайний случай было предложено повысить НДС. Вице-премьер Кудрин отметил, что вопрос пересмотра повышения тарифов страховых взносов не рассматривается, однако согласился с «Деловой Россией» относительно таких вариантов пополнения бюджета, как увеличение ставок акцизов, повышение НДПИ и введение налога на недвижимость. Однако, 7 декабря 2010 года заместитель министра финансов Сергей Шаталов на конференции, посвященной вопросам развития российской налоговой системы, уточнил, что с 2011 года пересмотр норм, касающихся страховых взносов, действительно производиться не будет, но соответствующие вопросы не закрыты и будут рассматриваться в течение следующего года.

Таким образом, в отличие от предыдущих лет, в среднесрочной перспективе налоговая политика государства впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.

Еще раз про инновации

Основными целями государственной политики в области налогов официально признаны:

  • создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков;
  • поддержка инноваций и модернизации в РФ.

Налоговое стимулирование инновационной активности налогоплательщиков — явление в мировой практике относительно молодое, ему лишь несколько десятков лет. Однако именно налоговые инструменты являются основным косвенным методом экономической поддержки инноваций.

Поскольку противодействие негативным последствиям экономического кризиса всё ещё актуально, и в то же время необходимо восстанавливать положительную динамику посткризисного развития экономики страны, модернизация и инновации в современных условиях приобретают особое значение. Важным ориентиром налоговой политики также является достижение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы страны.

Поддержку инноваций запланировано осуществлять по двум основным направлениям:

1) поддержка спроса на инновации, то есть создание стимулов для того, чтобы организации стремились к модернизации своего бизнеса, приобретали и потребляли инновационную продукцию других организаций. Для того, чтобы создать спрос на инновации, недостаточно просто призывать бизнес к внедрению новшеств. Нужны как экономические меры стимулирования, так и формирование инновационного типа мышления, то есть ориентированного на новаторские решения, а не на оправдывание плохих результатов некими негативными факторами. При этом, важно, не только чтобы отдельно взятые предприниматели были созидателями, инноваторами, но и чтобы каждый член общества осознавал необходимость модернизации в стране и стремился внести свой вклад.

2) поддержка предложения инноваций, то есть создание стимулов для того, чтобы деятельность предприятий, производящих инновационную продукцию, была эффективной.

Добыча прибыли

Не секрет, что при текущем положении дел бизнес просто не рассматривает инновационную деятельность как выгодную для себя. А ведь конечной целью предпринимательской деятельности всё же является получение прибыли. Следовательно, необходимо создать такие условия, в которых наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также проведение исследований станут прибыльным занятием.

В зарубежных странах, где развит инновационный сектор экономики, для поддержки спроса и предложения инноваций используются следующие основные налоговые инструменты:

  • уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль корпораций на суммы расходов на НИОКР и других аналогичных расходов (налоговый вычет) — применяется в Великобритании, Германии, Китае, Австралии;
  • вычет суммы затрат на НИОКР, либо её прироста по сравнению с некоторым периодом, из уже начисленной суммы налога на прибыль корпораций, либо налогов на фонд оплаты труда (такая мера называется «налоговый кредит», или «налоговый исследовательский кредит», и её не следует путать с инвестиционным налоговым кредитом) — применяется в Канаде, Франции, Нидерландах, Японии, Швеции, США;
  • применение методов ускоренной амортизации по инновационному оборудованию (вплоть до единовременного отнесения всей стоимости оборудования на затраты) — применяется в США, Франции, Великобритании, Японии;
  • возможность переноса убытков на прошлые или на будущие периоды (в том числе, и для всех налогоплательщиков) — применяется в Бельгии, Франции, Великобритании;
  • освобождение инновационных компаний или отдельных видов имущества, применяемого в инновационной деятельности, от обложения имущественными налогами — применяется во Франции, Японии;
  • налоговые каникулы, то есть определенный законодательством срок, в течение которого инновационные предприятия могут не платить один или несколько налогов — применяется в Китае, США, Канаде;
  • инвестиционный налоговый кредит — по сути, предоставление отсрочки по внесению платежей по налогу на прибыль, в части сумм, направленных на осуществление инноваций, на несколько лет с последующей выплатой и суммы «кредита» государству, и процентов по нему — применяется во Франции, Испании.

Злоупотребление понятиями

Как отмечается в «Основных направлениях налоговой политики РФ», в России в той или иной степени используются все перечисленные инструменты. Однако существенной проблемой в нашей стране продолжает оставаться вопрос создания такой системы идентификации, которая позволила бы различать для целей налогового стимулирования инновационные предприятия от «неинновационных», а также подтверждать обоснованность расходов с точки зрения их направленности на осуществление инновационной деятельности. Как это водится в России, на любые льготы мгновенно находятся желающие ими злоупотребить, в результате чего эффективность льгот ставится под вопрос и они нередко вообще отменяются. Поэтому важным направлением совершенствования законодательства в сфере инноваций является создание четкой системы критериев и требований к тому, что можно назвать инновацией, а что — нет. В связи с приоритетами, объявленными государством, слово «инновации» стало крайне модным и, к сожалению, используется зачастую лишь для вида.

Интересной особенностью зарубежной практики является тот факт, что на Западе с помощью налогообложения государство стимулирует не сами научно-исследовательские организации, а организации, которые инвестируют в инновации. Далее по цепочке. Инвесторы, пользуясь правом уплачивать налоги по льготному режиму и не желая дать конкурентам обогнать себя, предъявляют спрос на прорывные технологии, а значит, есть работа и для ученых. Таким образом, через стимулирование спроса стимулируется и предложение.

В среднесрочной перспективе ожидается реализация заявленных мер государственной налоговой политики по стимулированию инновационной активности налогоплательщиков, а именно:

1) Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Несмотря на то, что страховые взносы не относятся к налоговой системе, они заменили с 2010 года единый социальный налог, а значит, необходимость их уплаты создает фискальную нагрузку на фонд оплаты труда. Льгота в виде понижения совокупного тарифа страховых взносов (с 34% до 14% с постепенным повышением с 2018 года) будет предоставляться отдельным категориям налогоплательщиков, прежде всего, тем, которые работают в инновационном секторе экономики: резидентам технико-внедренческих особых экономических зон, организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, хозяйственным обществам, осуществляющим НИОКР (пп. 4-6 п. 1 ст. 58 Федерального закона «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Следует отметить, что такое понижение предусмотрено на долгосрочный период: 2011-2019 гг.

2) Пересмотр подходов к классификации основных средств на группы и определению для них норм амортизации;

3) Уточнение порядка учета расходов на НИОКР (вопросы создания резервов предстоящих расходов на НИОКР, определение в НК РФ перечня статей расходов, относимых к расходам на НИОКР в целях налогообложения и др.);

4) Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0% при экспортных операциях;

5) Создание благоприятных условий налогового администрирования (в частности, создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок), что также требует эффективной системы идентификации, упомянутой выше;

6) Освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции

7) Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций субъектам РФ;

8) Другие меры поддержки инновационной активности налогоплательщиков.

Не избежать реформ и спецрежимам

Согласно п. 9 раздела II “Основных направлений налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотренные в настоящее время специальные налоговые режимы, а именно: УСН на основе патента и система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, нуждаются в реформировании. По УСН на основе патента предполагается уточнение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых данный налоговый режим может применяться, а также усовершенствование порядка определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения стоимости патента. Сфера применения ЕНВД для отдельных видов деятельности будет сокращаться, в том числе в целях избегания конкуренции с УСН на основе патента. В перспективе система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности будет отменена.

И недвижимое станет движимым

В Бюджетном Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» одним из направлений, по которому указано на необходимость принятия решений и ведения активной работы, является «скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости». В среднесрочной перспективе планируется определить методику проведения кадастровой (массовой) оценки, провести оценку недвижимости, определить объекты и субъектов обложения новым налогом.

На основании анализа результатов запланированных работ по оценке недвижимости планируется внести поправки в НК РФ, предусматривающие переход от действующих в настоящий момент налога на имущество организаций и земельного налога к новому налогу на недвижимость.

Возможность введения налога на недвижимость обсуждается в стране не первый год. Но сейчас эта перспектива уже зафиксирована в официальных документах, следовательно, населению и бизнесу следует как морально, так и финансово готовиться к нововведениям. Большое количество дискуссий вызывает тот факт, что оценивать недвижимость предполагается по стоимости, приближенной к рыночной. Это может привести к увеличению сумм налога в десятки, а то и в сотни раз. Необходимо отметить, что для организаций предполагается уплата нового налога только по жилым помещениям и земле, а по остальному имуществу останется налог на имущество организаций.

При разработке мер по совершенствованию имущественных налогов в России должен учитываться богатый мировой опыт налогообложения недвижимости. Выделяют следующие основные принципы, в соответствии с которыми облагается налогами недвижимость в зарубежных странах:

1) Объектом налогообложения выступают именно земля, здания и сооружения. Поскольку налог «привязан» не к субъекту — физическому или юридическому лицу, владеющему недвижимостью, — а к самому объекту, уклонение от уплаты такого налога существенно затрудняется.

2) Для целей определения налоговой базы оценка недвижимости осуществляется по рыночной стоимости. Рыночная стоимость объекта при этом определяется с использованием трех основных оценочных подходов: сравнительного, доходного и затратного.

3) При определении стоимости недвижимости используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка, что позволяет оценить большое количество объектов с наименьшими затратами.

4) Налоговые льготы, в основном, предоставляются по конкретным объектам или типам недвижимости, а не конкретным налогоплательщикам (см. принцип 1). Например, по объектам культуры или объектам, находящимся в государственной собственности. Однако имеется и практика предоставления льгот социально незащищенным категориям налогоплательщиков.

5) В большинстве зарубежных стран налог на недвижимость является местным и поступает в местные бюджеты (например, в Нью-Йорке за счёт данного налога обеспечивается наполнение почти половины городского бюджета).

Нетрудно заметить, что запланированные меры по введению в нашей стране налога на недвижимость учитывают основные принципы, наработанные в мировой практике. Однако не следует забывать, что далеко не всё, что хорошо работает за рубежом, приживается у нас.

Мнения специалистов о грядущем налоге разделились: одни считают, что налогу на недвижимость удастся выполнить роль своеобразного Робин Гуда и восстановить социальную справедливость, другие придерживаются мнения, что российских налогоплательщиков ждут лишь новые трудности.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.