Ночные кошмары в рамках закона
20.01.2011 распечататьСловосочетание «проверочные мероприятия с участием органов по борьбе с экономическими преступлениями» наводит страх на предпринимателей, рисуя нелицеприятные картины противозаконных действий людей в масках. Насколько это соответствует истине и существуют ли нормативно определенные требования к действиям милицейских органов, выяснила практикующий юрист Юлия Лабутина.
Разбираясь в вопросе осуществления проверочных мероприятий с участием сотрудников отделов по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) или управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), в первую очередь необходимо отметить, что начиная с 2009 года полномочия последних существенным образом сократились. Однако определенные возможности, связанные с инициацией такой проверки, действующее законодательство все-таки оставляет.
При этом надо учесть, что ранее действующие правила (от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»; от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»), которые существенным образом «развязывали» руки людям из ОБЭП при проведении рассматриваемых контрольных мероприятий, утратили силу.
Причиной отмены приведенных выше Инструкций стал Закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ, который исключил из статьи 11 Закона «О милиции» пункт 35, устанавливающий право сотрудников милиции проводить проверочные мероприятия по своей инициативе «при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Соответственно, сотрудникам милиции запрещено самостоятельно проводить проверки, не относящиеся к их компетенции, в рамках Закона «О милиции».
Однако действующее налоговое законодательство, к примеру, дает право налоговым органам привлекать к проводимым ими выездным проверкам сотрудников милиции (п. 1 ст. 35 НК РФ). Более того, Законом об ОРД (т. е. об оперативно-розысконой деятльности) сохранено право за органами внутренних дел осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. При этом из содержания закона об ОРД следует, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как гласно, например, путем открытых контрольных действий с выездом по адресу ведения хозяйственной деятельности организацией, так и негласно, то есть с помощью прослушивания телефонов, контроля движения информации с использованием средств электронной связи и т. д.
Таким образом, на сегодня основанием для посещения сотрудниками ОБЭП любого предприятия может послужить одно из следующих событий:
– запрос налоговых органов, направленный в органы ОВД, с просьбой поучаствовать в проведении последними выездной налоговой проверки;
– ставшие известными отделу по борьбе с экономическими преступлениями сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
– поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, органам по борьбе с экономическими преступлениями провести оперативно розыскные мероприятия;
– запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращенные к органам по борьбе с экономическими преступлениями;
– наличие возбужденного уголовного дела;
– мотивированное Постановление одного из руководителей соответствующего подразделения ОБЭП, причем не копию, а именно оригинал этой бумаги;
– в случае если действия сотрудников ОБЭП нарушают конституционные права и законные интересы человека или граждан, например, неприкосновенность жилища, тайну переписки, в том числе посредством электронной связи, тайну телефонных переговоров, то такие действия должны быть также подтверждены судебным решением; однако если ожидание решения суда может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления или когда получена информация о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, то подразделениям ОБЭП даны полномочия действовать без решения суда, но с обязательным уведомлением последнего в течение 24 часов с момента начала оперативно-розыскного мероприятия и с обязательным последующим получением решения суда не позднее 48 часов. Неполучение решения суда в установленный срок предписывает сотрудникам ОБЭП прекратить оперативно-розыскные мероприятия;
– наличие служебного удостоверения сотрудника ОБЭП ОВД РФ. При этом, если у вас возникают сомнения в подлинности такового, вы имеете право позвонить в милицию по всем известному телефону «02» и уточнить, наличетвует ли явившийся к вам сотрудник ОВД в штате соответствующего органа.
В этой связи сотрудникам организаций и предприятий необходимо ориентироваться в правах и обязанностях рассматриваемых органов системы ОВД РФ в целях самозащиты от превышения полномочий таковыми.
Однако статья 14 Закона об ОРД содержит общие декларативные нормы, предписывающие работникам ОБЭП соблюдать конституционные права и интересы человека и гражданина, что не дает прямого ответа на вопрос, какими именно правами наделен сотрудник ОБЭП при осуществлении контрольного мероприятия, а какими – нет.
В противовес неопределенной статье об обязанностях сотрудников данных правоохранительных органов, в статье 15 Закона об ОРД законодатели более детально подошли к решению вопроса с перечнем прав.
Обобщая предписания законов, в том числе Закона о милиции, можно выделить следующие обязанности сотрудников ОБЭП, проводящих оперативно-розыскные мероприятия:
– при выполнении действий, что называется, «с выездом на место», уполномоченные лица, как правило, привлекают граждан в качестве понятых, что должно обеспечивать беспристрастность в обследовании помещений организации;
– в случае если в ходе проверочных действий изымаются документы, то сотрудник ОБЭП обязан составить Акт изъятия, в котором детализировать перечень изымаемых документов, указывая их реквизиты;
– с изъятых документов должны быть изготовлены копии, которые подлежат заверению участвующим в проверке должностным лицом, и передаче их предпринимателю;
– об изъятии документов и изготовлении их копий делается отметка в протоколе проведения оперативно-розыскного мероприятия; однако если в момент проведения указанных действий снять копии изымаемых документов невозможно, то таковые должны быть переданы предпринимателю не позднее чем в течение пяти дней после изъятия оригиналов;
– в ходе проведения контрольных мероприятий использовать по договору или устному соглашению помещения и имущество предприятий.
Обратите внимание на два достаточно специфических права сотрудников ОБЭП (в сущности, они напрямую не связаны с контрольным мероприятием «на месте», но могут лечь в основу проведения этого мероприятия, а именно: устанавливать на безвозмездной или возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных оперативно-розыскной деятельностью.
Таким образом, после встречи с сотрудниками ОБЭП у вас на руках должны остаться: копия постановления, в результате которого был «организован» визит; копия акта изъятия, в котором обязательно нужно расписаться в подтверждение согласия со всеми произведенными действиями; копии документов, которые были у изъяты в процессе оперативно-розыскных мероприятий.
Помните, что в случае несогласия с содержанием того или иного из перечисленных выше документов или при наличии, по вашему мнению, в действиях сотрудников данных органов фактов, нарушающих ваши конституционные права, вы имеете возможность сделать соответствующую надпись в таком документе, подтвердив ее своей подписью.
Материалы предоставлены редакцией журнала "Расчет"
Основания для визита
Для изучения причин, по которым такая проверка ОБЭП может быть организована, необходимо отметить, что органы по борьбе с экономическими преступлениями относятся к подразделениям, входящим в систему ОВД РФ. А следовательно, основополагающие нормативные акты, регулирующие работу милиции, напрямую относятся к деятельности ОБЭП.При этом надо учесть, что ранее действующие правила (от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»; от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»), которые существенным образом «развязывали» руки людям из ОБЭП при проведении рассматриваемых контрольных мероприятий, утратили силу.
Причиной отмены приведенных выше Инструкций стал Закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ, который исключил из статьи 11 Закона «О милиции» пункт 35, устанавливающий право сотрудников милиции проводить проверочные мероприятия по своей инициативе «при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Соответственно, сотрудникам милиции запрещено самостоятельно проводить проверки, не относящиеся к их компетенции, в рамках Закона «О милиции».
Однако действующее налоговое законодательство, к примеру, дает право налоговым органам привлекать к проводимым ими выездным проверкам сотрудников милиции (п. 1 ст. 35 НК РФ). Более того, Законом об ОРД (т. е. об оперативно-розысконой деятльности) сохранено право за органами внутренних дел осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. При этом из содержания закона об ОРД следует, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как гласно, например, путем открытых контрольных действий с выездом по адресу ведения хозяйственной деятельности организацией, так и негласно, то есть с помощью прослушивания телефонов, контроля движения информации с использованием средств электронной связи и т. д.
Таким образом, на сегодня основанием для посещения сотрудниками ОБЭП любого предприятия может послужить одно из следующих событий:
– запрос налоговых органов, направленный в органы ОВД, с просьбой поучаствовать в проведении последними выездной налоговой проверки;
– ставшие известными отделу по борьбе с экономическими преступлениями сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
– поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, органам по борьбе с экономическими преступлениями провести оперативно розыскные мероприятия;
– запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращенные к органам по борьбе с экономическими преступлениями;
– наличие возбужденного уголовного дела;
Предъявите документ!
По общему правилу, при выявлении событий, указанных выше, сотрудники ОБЭП при встрече с вами на территории предприятия (и/или жилища) должны предъявить вам такие документы:– мотивированное Постановление одного из руководителей соответствующего подразделения ОБЭП, причем не копию, а именно оригинал этой бумаги;
– в случае если действия сотрудников ОБЭП нарушают конституционные права и законные интересы человека или граждан, например, неприкосновенность жилища, тайну переписки, в том числе посредством электронной связи, тайну телефонных переговоров, то такие действия должны быть также подтверждены судебным решением; однако если ожидание решения суда может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления или когда получена информация о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, то подразделениям ОБЭП даны полномочия действовать без решения суда, но с обязательным уведомлением последнего в течение 24 часов с момента начала оперативно-розыскного мероприятия и с обязательным последующим получением решения суда не позднее 48 часов. Неполучение решения суда в установленный срок предписывает сотрудникам ОБЭП прекратить оперативно-розыскные мероприятия;
– наличие служебного удостоверения сотрудника ОБЭП ОВД РФ. При этом, если у вас возникают сомнения в подлинности такового, вы имеете право позвонить в милицию по всем известному телефону «02» и уточнить, наличетвует ли явившийся к вам сотрудник ОВД в штате соответствующего органа.
Где – право, а где – обязанность...
К сожалению, действие Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникающие в ходе контрольных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, защитные механизмы, обеспечивающие поддержку предпринимателей и организаций в ходе различных контрольных мероприятий, закрепленные в Законе №294-ФЗ, при встрече с представителями ОБЭП не помогут.В этой связи сотрудникам организаций и предприятий необходимо ориентироваться в правах и обязанностях рассматриваемых органов системы ОВД РФ в целях самозащиты от превышения полномочий таковыми.
Однако статья 14 Закона об ОРД содержит общие декларативные нормы, предписывающие работникам ОБЭП соблюдать конституционные права и интересы человека и гражданина, что не дает прямого ответа на вопрос, какими именно правами наделен сотрудник ОБЭП при осуществлении контрольного мероприятия, а какими – нет.
В противовес неопределенной статье об обязанностях сотрудников данных правоохранительных органов, в статье 15 Закона об ОРД законодатели более детально подошли к решению вопроса с перечнем прав.
Обобщая предписания законов, в том числе Закона о милиции, можно выделить следующие обязанности сотрудников ОБЭП, проводящих оперативно-розыскные мероприятия:
– при выполнении действий, что называется, «с выездом на место», уполномоченные лица, как правило, привлекают граждан в качестве понятых, что должно обеспечивать беспристрастность в обследовании помещений организации;
– в случае если в ходе проверочных действий изымаются документы, то сотрудник ОБЭП обязан составить Акт изъятия, в котором детализировать перечень изымаемых документов, указывая их реквизиты;
– с изъятых документов должны быть изготовлены копии, которые подлежат заверению участвующим в проверке должностным лицом, и передаче их предпринимателю;
– об изъятии документов и изготовлении их копий делается отметка в протоколе проведения оперативно-розыскного мероприятия; однако если в момент проведения указанных действий снять копии изымаемых документов невозможно, то таковые должны быть переданы предпринимателю не позднее чем в течение пяти дней после изъятия оригиналов;
– в ходе проведения контрольных мероприятий использовать по договору или устному соглашению помещения и имущество предприятий.
Обратите внимание на два достаточно специфических права сотрудников ОБЭП (в сущности, они напрямую не связаны с контрольным мероприятием «на месте», но могут лечь в основу проведения этого мероприятия, а именно: устанавливать на безвозмездной или возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных оперативно-розыскной деятельностью.
Таким образом, после встречи с сотрудниками ОБЭП у вас на руках должны остаться: копия постановления, в результате которого был «организован» визит; копия акта изъятия, в котором обязательно нужно расписаться в подтверждение согласия со всеми произведенными действиями; копии документов, которые были у изъяты в процессе оперативно-розыскных мероприятий.
Помните, что в случае несогласия с содержанием того или иного из перечисленных выше документов или при наличии, по вашему мнению, в действиях сотрудников данных органов фактов, нарушающих ваши конституционные права, вы имеете возможность сделать соответствующую надпись в таком документе, подтвердив ее своей подписью.
Материалы предоставлены редакцией журнала "Расчет"