Словосочетание «проверочные мероприятия с участием органов по борьбе с экономическими преступлениями» наводит страх на предпринимателей, рисуя нелицеприятные картины противозаконных действий людей в масках. Насколько это соответствует истине и существуют ли нормативно определенные требования к действиям милицейских органов, выяснила практикующий юрист Юлия Лабутина. " />Ночные кошмары в рамках закона
Ночные кошмары в рамках закона

Ночные кошмары в рамках закона

20.01.2011

Словосочетание «проверочные мероприятия с участием органов по борьбе с экономическими преступлениями» наводит страх на предпринимателей, рисуя нелицеприятные картины противозаконных действий людей в масках. Насколько это соответствует истине и существуют ли нормативно определенные требования к действиям милицейских органов, выяснила практикующий юрист Юлия Лабутина.

Разбираясь в вопросе осуществления проверочных мероприятий с участием сотрудников отделов по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) или управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), в первую очередь необходимо отметить, что начиная с 2009 года полномочия последних существенным образом сократились. Однако определенные возможности, связанные с инициацией такой проверки, действующее законодательство все-таки оставляет.

Основания для визита

Для изучения причин, по которым такая проверка ОБЭП может быть организована, необходимо отметить, что органы по борьбе с экономическими преступлениями относятся к подразделениям, входящим в систему ОВД РФ. А следовательно, основополагающие нормативные акты, регулирующие работу милиции, напрямую относятся к деятельности ОБЭП.
При этом надо учесть, что ранее действующие правила (от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»; от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»), которые существенным образом «развязывали» руки людям из ОБЭП при проведении рассматриваемых контрольных мероприятий, утратили силу.
Причиной отмены приведенных выше Инструкций стал Закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ, который исключил из статьи 11 Закона «О милиции» пункт 35, устанавливающий право сотрудников милиции проводить проверочные мероприятия по своей инициативе «при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Соответственно, сотрудникам милиции запрещено самостоятельно проводить проверки, не относящиеся к их компетенции, в рамках Закона «О милиции».
Однако действующее налоговое законодательство, к примеру, дает право налоговым органам привлекать к проводимым ими выездным проверкам сотрудников милиции (п. 1 ст. 35 НК РФ). Более того, Законом об ОРД (т. е. об оперативно-розысконой деятльности) сохранено право за органами внутренних дел осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. При этом из содержания закона об ОРД следует, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как гласно, например, путем открытых контрольных действий с выездом по адресу ведения хозяйственной деятельности организацией, так и негласно, то есть с помощью прослушивания телефонов, контроля движения информации с использованием средств электронной связи и т. д.
Таким образом, на сегодня основанием для посещения сотрудниками ОБЭП любого предприятия может послужить одно из следующих событий:
– запрос налоговых органов, направленный в органы ОВД, с просьбой поучаствовать в проведении последними выездной налоговой проверки;
– ставшие известными отделу по борьбе с экономическими преступлениями сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
– поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, органам по борьбе с экономическими преступлениями провести оперативно розыскные мероприятия;
– запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращенные к органам по борьбе с экономическими преступлениями;
– наличие возбужденного уголовного дела;

Предъявите документ!

По общему правилу, при выявлении событий, указанных выше, сотрудники ОБЭП при встрече с вами на территории предприятия (и/или жилища) должны предъявить вам такие документы:
– мотивированное Постановление одного из руководителей соответствующего подразделения ОБЭП, причем не копию, а именно оригинал этой бумаги;
– в случае если действия сотрудников ОБЭП нарушают конституционные права и законные интересы человека или граждан, например, неприкосновенность жилища, тайну переписки, в том числе посредством электронной связи, тайну телефонных переговоров, то такие действия должны быть также подтверждены судебным решением; однако если ожидание решения суда может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления или когда получена информация о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, то подразделениям ОБЭП даны полномочия действовать без решения суда, но с обязательным уведомлением последнего в течение 24 часов с момента начала оперативно-розыскного мероприятия и с обязательным последующим получением решения суда не позднее 48 часов. Неполучение решения суда в установленный срок предписывает сотрудникам ОБЭП прекратить оперативно-розыскные мероприятия;
– наличие служебного удостоверения сотрудника ОБЭП ОВД РФ. При этом, если у вас возникают сомнения в подлинности такового, вы имеете право позвонить в милицию по всем известному телефону «02» и уточнить, наличетвует ли явившийся к вам сотрудник ОВД в штате соответствующего органа.

Где – право, а где – обязанность...

К сожалению, действие Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникающие в ходе контрольных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, защитные механизмы, обеспечивающие поддержку предпринимателей и организаций в ходе различных контрольных мероприятий, закрепленные в Законе №294-ФЗ, при встрече с представителями ОБЭП не помогут.
В этой связи сотрудникам организаций и предприятий необходимо ориентироваться в правах и обязанностях рассматриваемых органов системы ОВД РФ в целях самозащиты от превышения полномочий таковыми.
Однако статья 14 Закона об ОРД содержит общие декларативные нормы, предписывающие работникам ОБЭП соблюдать конституционные права и интересы человека и гражданина, что не дает прямого ответа на вопрос,  какими именно правами наделен сотрудник ОБЭП при осуществлении контрольного мероприятия, а какими – нет.
В противовес неопределенной статье об обязанностях сотрудников данных правоохранительных органов, в статье 15 Закона об ОРД законодатели более детально подошли к решению вопроса с перечнем прав.
Обобщая предписания законов, в том числе Закона о милиции, можно выделить следующие обязанности сотрудников ОБЭП, проводящих оперативно-розыскные мероприятия:
– при выполнении действий, что называется, «с выездом на место», уполномоченные лица,  как правило, привлекают граждан в качестве понятых, что должно обеспечивать беспристрастность в обследовании помещений организации;
– в случае если в ходе проверочных действий изымаются документы, то сотрудник ОБЭП обязан составить Акт изъятия, в котором детализировать перечень изымаемых документов, указывая их реквизиты;
– с изъятых документов должны быть изготовлены копии, которые подлежат заверению участвующим в проверке должностным лицом, и передаче их предпринимателю;
– об изъятии документов и изготовлении их копий делается отметка в протоколе проведения оперативно-розыскного мероприятия; однако если в момент проведения указанных действий снять копии изымаемых документов невозможно, то таковые должны быть переданы предпринимателю не позднее чем в течение пяти дней после изъятия оригиналов;
– в ходе проведения контрольных мероприятий использовать по договору или устному соглашению помещения и имущество предприятий.
Обратите внимание на два достаточно специфических права сотрудников ОБЭП (в сущности, они напрямую не связаны с контрольным мероприятием «на месте», но могут лечь в основу проведения этого мероприятия, а именно: устанавливать на безвозмездной или возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных оперативно-розыскной деятельностью.
Таким образом, после встречи с сотрудниками ОБЭП у вас на руках должны остаться: копия постановления, в результате которого был «организован» визит; копия акта изъятия, в котором обязательно нужно расписаться в подтверждение согласия со всеми произведенными действиями; копии документов, которые были у изъяты в процессе оперативно-розыскных мероприятий.  
Помните, что в случае несогласия с содержанием того или иного из перечисленных выше документов или при наличии, по вашему мнению, в действиях сотрудников данных органов фактов, нарушающих ваши конституционные права, вы имеете возможность сделать соответствующую надпись в таком документе, подтвердив ее своей подписью.

Материалы предоставлены редакцией журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA