Изначально основной задачей логистического оператора является оптимизация внутренних и внешних материальных и сопутствующих им информационных и финансовых потоков с целью минимизации общих затрат и ресурсов. В связи с этим автоматизация бизнес-процессов является единственным выходом на пути к вышеупомянутой оптимизации. Не секрет, что сегодня сама структура бизнеса, конкурентная среда и постоянное внедрение инновационных технологий, ускоряющих все значимые бизнес-процессы,  требуют беспрестанной работы по усовершенствованию в каждой их составляющей. " />Логисты – инициаторы инновационных и уникальных IT решений - Бухгалтерия.ru
Логисты – инициаторы инновационных и уникальных IT решений

Логисты – инициаторы инновационных и уникальных IT решений

30.12.2010 распечатать

Изначально основной задачей логистического оператора является оптимизация внутренних и внешних материальных и сопутствующих им информационных и финансовых потоков с целью минимизации общих затрат и ресурсов. В связи с этим автоматизация бизнес-процессов является единственным выходом на пути к вышеупомянутой оптимизации. Не секрет, что сегодня сама структура бизнеса, конкурентная среда и постоянное внедрение инновационных технологий, ускоряющих все значимые бизнес-процессы,  требуют беспрестанной работы по усовершенствованию в каждой их составляющей.

Это затрагивает не  только логистический, но и любой бизнес, работающий сегодня на российском рынке под девизом внедрения инновационных технологий во все возможные сферы деятельности. И требует от владельцев постоянно быть в курсе возможностей усовершенствования делопроизводства, чтобы успевать удовлетворять потребности динамичного рынка.

Гонка за конкурентом

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Естественно, что управление различного рода материальными потоками базируется на обработке связанной с ними информации. Объектами управления логистических информационных систем являются потоки информации, связанные со снабжением, производством, запасами и распределением готовой продукции в производственно-хозяйственных комплексах. Субъектом управления информационными потоками в логистических системах являются конкретные структурные подразделения или лица, принимающие решения.
Лет десять тому назад основные проблемы лежали в области физических (материальных) потоков товаров и сырья. Информации отводилась вторичная роль. Под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная документация. Тем не менее, жесткая конкуренция в области оптимизации процессов товародвижения заставила логистов направить силы на усовершенствование процессов информационного управления. Оптимизация цепочек поставок и коллективного доступа к информации позволила улучшить взаимодействие их участников.
Руководители структурных подразделений STS/RLS Logistics отмечают, что интегрированный логистический подход к бизнес-процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился. В управлении логистическими операциями и цепочками поставок, организованными операторами, начали все чаще участвовать владельцы материальных потоков – те компании, которые передали свои ресурсы на логистический аутсорсинг. Оптимизация цепочек поставок на основе новейших IT-технологий  и коллективный доступ к информации позволил развивать взаимодействие участников товаропроводящей цепи.
Высокотехнологичный подход в современной логистике сформировал «цепочку ценностей», ориентированную на всех ее участников. Она содержит пять наиболее эффективных областей:
- связь с поставщиками;
- связь с потребителями;
- технологические процессы внутри одного предприятия;
- логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;
- интегрированные связи между предприятиями логистической цепочки.

Когда все эти области обеспечиваются бесперебойными и качественными IT-технологиями, то логистический оператор оказывает качественные услуги и становится абсолютно конкурентным в области комплексного обеспечения всей товаропроводящей цепи. Особенно если его деятельность стандартизирована и соответствует  международному уровню ISO. По словам руководителя отдела качества STS/RLS Logistics– это важнейшая цель, которая гарантирует ответственность единого логистического оператора и стабильное качество услуг в ходе всей товаропроводящей цепи.

Инновации на практике

В связи с тем, что общепринятые стандарты ISO предъявляют лишь основные требования к системе управления, в компании внедряются такие инструменты, как - элементы «системы сбалансированных показателей» (BSC) и элементы «безотходного производства» (lean production). А в ближайшей перспективе стоит задача построения собственного стандарта уровня качества, которая будет превосходить требования международного стандарта серии ISO.
Важным звеном развития инновационных процессов является совместимость информационно-программного ресурса логистического оператора с системой управления внутренними и внешними ресурсами компании клиента. Все чаще производственные, торговые или дистрибуторские компании планируют свои ресурсы при помощи ERP-систем (Enterprise Resource Planning System — интегрированная система на базе IT для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия). ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия и содействует потокам информации между всеми подразделениями. В случае, когда компания отдает целиком или частично свои логистические процессы на аутсорсинг, появляется проблема совместимости программных решений системы логистического оператора с ERP-системой клиента. Зачастую решение этой совместимости, особенно в рамках финансовой отчетности, требует не только отдельного бумажного документооборота, но большого количества персонала и временных затрат. По мнению директора по стратегическому развитию STS/RLS Logistics Кирилла Власова -  именно в оптимизации процессов взаимодействия с клиентами и требованиями правительства по электронному документообороту, а главное безбумажному взаимообмену, компания увидела перспективу своего конкурентного преимущества.
На сегодняшний день важнейшей задачей стала стандартизация обмена данными между STS/RLS Logistics, сеть представительств которой покрывает всю Россию, Украину, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, а также США, Европу, Японию и Китай, с клиентами, расположенными по всей России, а иногда и за ее пределами. Перед тем как вести речь о примерах реализации этой задачи, необходимо отметить, что в STS/RLS Logistics нет единой программы, которая бы описывала все бизнес-процессы в комплексе. Логистический оператор имеет различные программные решения, которые описывают отдельно взятые процессы. Речь идет о едином бухгалтерском учете, основанном на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), программном решении для автоперевозок на базе Navision, программе описывающей ведение паспортов сделки. Также существует программная система WMS (Warehouse Management System), которая призвана автоматизировать функции оперативного управления складом.

Во благо клиента

Именно на WMS решении, как наиболее наглядном примере развития взаимодействия с клиентами, можно остановится подробнее. Начнем с того, что работа систем управления складом базируется на технологии автоматической идентификации, принципе адресного хранения и технологии удаленного управления персоналом по сбору заказов, паллетированию, стикеровке и иным операциям. В автоматическом режиме WMS система непосредственно формирует задания для проведения складских операций, оставляя за менеджерами склада функции наблюдения за ходом технологического процесса и разрешения проблемных ситуаций. В исполнении логистических задач данное решение приобретает все большую популярность в России, но не решает проблему существующего разрыва по оперативному и доступному обмену данными между ERP-системой клиента (Enterprise Resource Planning System) и WMS системой логистического оператора.
Исключительно для решения этих требований в области терминальной обработки товаров и сокращения издержек, STS/RLS Logistics в начале 2010 года заказала у компании ANT Technologies специальный EDI модуль (Electronic data interchange - электронный обмен данными). При помощи модуля, появилась возможность формировать стандартизованное единое информационное пространство «логистический оператор-клиент».

Решение всех проблем

Первым клиентом STS/RLS Logistics, взаимодействия с которым начались посредством новой EDI-системы, стала компания «Сетра лубрикантс». На разработку системы взаимодействия ушло около 3 месяцев, а общая сумма затрат логистического оператора составила около 700 тысяч рублей. Принципиально EDI-система позволяет  автоматизировано выгружать файлы из ERP систем клиента и закачивать их в WMS систему оператора и наоборот. Сочетание и глубина слияния этих программ может быть разной по периодичности и по видам отчетностей. Существует и более глубокая система проработки, когда весь процесс происходит в online режиме  и у клиента есть возможность в реальном времени видеть, через свою ERP систему все бизнес процессы, происходящие в WMS логистического оператора. Это информация о складских остатках на всех терминалах, проценте подбора заказов, отгрузкам товара, срокам годности и многим другим показателям. Более того, в том же online режиме  клиент имеет возможность влиять на процессы сборки и даже их менять или приостанавливать. В дальнейшем STS/RLS Logistics собирается развивать EDI модуль, внедряя автоматическое выставление счетов, создание сетки товарного запаса и автоматический инвентаризационный контроль.

Можно утверждать, что еще более инновационное IT решение логистический оператор разработал совместно и для компании Dupon. Его интерфейс будет построен таким образом, что сам клиент способен не только видеть всю систему управления терминалом, но и самостоятельно управлять складом логистического оператора, как своим. Для этого у Dupon существует специальный логистический модуль, к которому они планируют подключить перевозчиков и складских операторов. По сути это пример синхронизации трех программ: WMS, EDI, программ перевозчиков. Это позволит Dupon контролировать полный цикл от поступления заказа к ним, до  момента прихода заказа конкретному клиенту.
Интересен пример разработки STS/RLS Logistics для своего клиента компании  «Платформикс». На компьютерные составляющие, которыми торгует компания, распространяются гарантийные обязательства, им важно идентифицировать ряд информационных составляющих – действительно ли данный покупатель имеет гарантийные обязательства на свой товар, на этот ли товар, на какой срок они действуют, какой серийный номер товара, на который действует гарантия, и ряд других аспектов. Эти задачи решаются с помощью WMS системы терминала, где хранится или хранился их товар и передаются по запросам в ERP систему «Платформикс» посредством EDI модуля.
Развивая эту тему можно сказать, что возможность установки GPS навигатора на грузовой транспорт позволяет сделать товародвижение абсолютно прозрачным и максимально плановым. GPS мониторинг в связке с WMS системой склада логистического оператора и ERP системой клиента – это реальное сокращение логистических, производственных и торговых издержек. Кроме перечисленных инноваций ведущие логистические операторы активно внедряют новейшие системы маршрутизации и оптимизации транспортного движения и оптимальной загруженности автотранспорта. Эти программные решения позволяют операторам сквозным образом планировать операции по транспортной цепочке.
Конечно, в данной совместной работе необходима определенная глубина проникновения во все бизнес-процессы участников контракта. А это значит, необходима максимальная информационная открытость оператора и владельца товара, которая далеко не всегда устраивает клиентов. Поэтому зачастую они просят логистические компании ставить удаленный терминал своей системы на складах оператора и готовы доплачивать за повторное занесение информации из WMS в свою ERP систему. Эта технология активно применяется в отечественной логистике, но, по мнению генерального директора STS/RLS Logistics Рустама Юлдашева устарела. Все понимают, что перспектива развития - в решении интеллектуальной IT задачи по совмещению двух систем.  И хотя стоит это дорого, возможности, которые открываются для минимизации затрат и дальнейшего интегрирования между оператором и владельцем, весьма обширны – подчеркивает Рустам Юлдашев.

…в совместной работе необходимо глубокое проникновение во все бизнес-процессы участников контракта…

Инновации в законе

Несколько слов об инновациях в сфере таможенной логистики, которые были продиктованы статьями 63 и 124 новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу еще 1 января 2004 года. Там говорится, что декларанту предоставляется возможность декларирования товаров и предоставления документов, необходимых для таможенного оформления, в электронной форме. Традиционно, реализация распоряжений ФТС России имеет довольно длительный срок. Но развитию электронной формы декларирования способствовали инициативы Правительства РФ и главы государства по созданию электронного правительства и перехода ряда ведомств на электронный документооборот. Более того, с 1 января 2011 года электронное декларирование начинает носить обязательный характер, а с ноября 2010 года все грузы, приходящие морским и авиа транспортом не имеют возможности выходить из авиа и морских портов, не пройдя на месте процедуру электронного декларирования. Не предоставив качественно эту услугу, любой логистический оператор, оказывающий брокерские услуги, мог просто потерять значительную часть своих клиентов.
STS/RLS Logistics, заранее обучив своих декларантов данной процедуре, в сентябре 2010 запустила процедуру электронного декларирования по экспорту/импорту в своих офисах во Владивостоке, Екатеринбурге и Новосибирске. С 1 ноября все представительства компании перешли на электронную форму декларирования, которая позволила не только максимально упростить процедуру таможенной очистки, но дала весомое конкурентное преимущество STS/RLS Logistics, как международному оператору.

Последний штрих

Если рассматривать другие отрасли логистики с точки зрения инноваций, то обязательно стоит упомянуть систему маркировки, а значит и идентификации товара по принципу штрих кодирования. Чёрно-белые штрихи на упаковке - принятая в мировой практике система маркировки товаров и продукции, которая была изобретена в 1950 году Давидом Коллинзом, а уже в конце 70-х годов появились универсальные товарные штрих-коды. В них традиционно закодированы необходимые сведения о стране-производителе, предприятии-изготовителе и самом товаре, что важно для производителя, дистрибутора, продавца и, конечно, для логистического оператора. Но мир не стоит на месте, и сейчас представлена более совершенная идея маркировки товара – методом RFID меток, которые являются безусловным будущим логистики. Наиболее распространенные метки, как и многие штрих-коды, представляют собой самоклеящиеся этикетки. Но если на штрих-коде информация хранится в графическом виде, то на метку данные заносятся и считываются при помощи радиоволн.

Важность перспективы

По сути, RFID – это современная технология идентификации, предоставляющая существенно больше возможностей по сравнению с традиционными системами маркировки. Но пока подобного рода решения требуют значительных затрат, которые в перспективе окупаются не только удовлетворенностью клиентов, но более широкими возможностями для логистических операторов. Уже сегодня STS/RLS Logistics заключила трехсторонний договор с корпорацией РОСНАНО и X5 Retail Group  на то, чтобы довести изготовление и технологию RFID метки до окупаемой цены с целью активного внедрения в логистические и торговые бизнеспроцессы.

Логист как двигатель прогресса

Нетрудно понять, почему наибольшая инновационная активность, особенно в области высокотехнологичных IT-решений, исходит от логистических операторов и они сами инициируют увеличение автоматизации. Во-первых, логистика – сам по себе бизнес инновационный и высокотехнологичный. Это связано с тем, что классический логистический оператор не имеет собственных складов, автопарка, портов и даже офисов, а зарабатывает на операциях по обслуживанию своих клиентов. Соответственно, его цены должны быть ниже, нежели у тех, кто является владельцем всего этого. Во-вторых, конкурентного преимущества на фоне и так максимально оптимизированного современного транспортного или складского бизнеса можно добиться только за счет внедрения инновационных технологий товародвижения и документооборота. В-третьих, именно логистические операторы берут на себя ответственность за все движения товара «от двери до двери» и сами максимально заинтересованы в качественном оказании услуг, сокращении собственных расходов и расширении пула удовлетворенных клиентов.

Сергей Верещагин,
коммерческий директор STS/RLS Logistics

Материалы предоставлены редакцией журнала "Консультант"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.