Может случиться, что имущество, которое вы купили, не поименовано в классификаторе основных средств или не знаете, как исправить ошибку, которая возникла из-за неправильного отнесения основного средства к группе. Как без риска единовременно учесть расходы на покупку, к примеру, компьютера и офисной мебели? Между собой бухгалтеры такие основные средства называют «проблемными». О них и поговорим. " />Проблемные основные средства
Проблемные основные средства

Проблемные основные средства

10.11.2010

Может случиться, что имущество, которое вы купили, не поименовано в классификаторе основных средств или не знаете, как исправить ошибку, которая возникла из-за неправильного отнесения основного средства к группе. Как без риска единовременно учесть расходы на покупку, к примеру, компьютера и офисной мебели? Между собой бухгалтеры такие основные средства называют «проблемными». О них и поговорим.

Для начисления амортизации в налоговом учете следует определить срок полезного использования, то есть период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. В зависимости от срока полезного использования имущество подразделяется на амортизационные группы согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (ст. 258 НК РФ).

Нет в классификаторе

Если организация не может определить срок полезного использования по основному средству и его группу, значит:
- наименование актива в документах не полностью совпадает с поименованными в Классификации основных средств;
- Классификацией такого объекта не предусмотрено.
Такие ситуации случаются довольно часто, но это не значит, что  объект, отвечающий всем необходимым параметрам, не может амортизироваться только потому, что его точного наименования нет в классификаторе.  
Напомним, что основным средством признается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией стоимостью более 20 000 рублей и сроком полезного использования более 12 месяцев.
На практике применяется такой метод: если наименование актива в первичных документах частично совпадает, то покупатели просят продавцов «подогнать» документы под близко подходящую позицию. Это делается для того, чтобы не возникали лишние вопросы у контролеров при проверке «первички» и учета. Однако есть риск, ведь в производственной документации  имущества будет прописано его первоначальное название.
Для тех видов основных средств, которые вообще не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ). Например,  ноутбук, которого нет в Классификации. Согласно его характеристикам, такой вид актива можно приравнять к компьютеру и отнести к вычислительной технике (код 14 3020000). Срок полезного использования устанавливается от двух до трех лет включительно и относится ко 2-й амортизационной группе.
Что делать, если рекомендации нет? Налоговики говорят, что надо искать. Если нет ни технической документации, ни ее аналогов, нужно попробовать связаться с изготовителем с просьбой уточнить сведения объекта, либо проводить техническую экспертизу.
Если вы и есть производитель основного средства, то утвердите срок полезного использования актива приказом руководителя исходя из назначения оборудования и предполагаемых условий его эксплуатации.
В данной ситуации у налогоплательщиков есть еще один вариант — воспользоваться постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Такого мнения придерживаются арбитры, указывая, что при определении срока полезного использования основного средства налогоплательщик правомерно воспользовался постановлением Совмина СССР, так как  имущество не включено ни в одну из амортизационных групп Классификации основных средств, а технические условия или рекомендации изготовителей отсутствуют (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5980/2009 по делу № А24-5934/2008).
Бывают и такие ситуации, когда в Классификации данного основного средства нет, но, согласно технической документации, оно подходит к разным амортизационным группам. В этом случае для безопасного учета следует помнить: чем длиннее срок амортизации, тем меньше будет придираться инспектор.

Неправильно определили группу

Периодически в Классификации изменяются сроки полезного использования объектов  в сторону как уменьшения, так и увеличения. Когда же бухгалтер видит, что сроки изменились, то лихорадочно вносит изменения в свой учет. Однако изменения могут применяться только к тем объектам, которые введены в эксплуатацию после даты принятия этих изменений. Получается, что увеличить или уменьшить срок полезного использования объектов, введенных в эксплуатацию ранее этой даты, организация не вправе.
Изменение срока полезного использования амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли осуществляется только в случаях, установленных Налоговым кодексом. При этом не предусмотрено случая изменения срока полезного использования путем замены одной амортизационной группы на другую. Что же делать, если группа изначально определена неправильно?
Если ошибка привела к недоплате, следует подать уточненную декларацию как по налогу на прибыль, так и по налогу на имущество, ведь ошибка, допущенная при формировании остаточной стоимости, приводит к неправильному исчислению суммы налога на имущество (письмо ФНС России от 27 июля 2009 г. № 3-2-09/150). Если ошибка длилась в течение нескольких налоговых периодов, то придется уточнять каждый. Помимо налогов организации придется оплатить и пени. Конечно, можно не подавать «уточненку» и надеяться, что при проверке налоговики ничего не заметят. Но в худшем случае к налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции за искажение налоговой базы.
Если же ошибка привела к переплате, можно учесть все в период обнаружения, и тогда «уточненки» по налогу на прибыль и имущество подавать не нужно (ст. 54 НК РФ).

Один инвентарный объект или несколько?

Еще одним «проблемным» основным средством являются активы, состоящие из нескольких частей, стоимость каждой из которых меньше 20 000 рублей, но общая стоимость превышает указанную сумму, например, компьютер, стеллажи сборочные, комплект мебели, столы с тумбами и т. д. Чиновники считают, что каждый комплект активов является единым инвентарным объектом и подлежит амортизации.

ЭТО ВАЖНО
Инвентарный объект — это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов представляет собой один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01).

По поводу компьютера чиновники разъясняли, что он должен учитываться как единый инвентарный объект основных средств, поскольку без приспособлений и принадлежностей данный объект не может использоваться в качестве средства труда. Было заострено внимание на том, что Классификация основных средств также предусматривает включение в амортизационные группы компьютера (письма Минфина России от 2 июня 2010 г. № 03-03-06/2/110, от 6 ноября 2009 г. № 03-03-06/4/95, от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/639). Некоторые суды поддерживали налоговиков:  составные части компьютера следует учитывать в составе единого инвентарного объекта основных средств, так как указанные части не могут выполнять свои функции по отдельности, а комплектация ими других объектов основных средств предпринимателя не доказана. Налогоплательщиком не было представлено доказательств того, что сроки полезного использования комплектующих компьютера существенно отличаются друг от друга (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2008 г. № Ф04-6827/2008(15577-А46-42) по делу № А46-4916/2008). Более того, есть судебные решения, которые утверждают, что комплект мебели стоит относить к основным средствам только потому, что они указаны в одной накладной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июля 2009 г. № Ф04-4048/2009(10184-А46-40)). Другие твердили, что тумба, стол и стул являются составными рабочего стола, а значит, должны быть единым инвентарным объектом (постановление ФАС Московского округа от 22 июля 2005 г. № КА-А41/6790-05).
Организациям выгоднее учитывать перечисленные объекты по отдельности и списывать их стоимость  единовременно по мере ввода в эксплуатацию. При этом организация уменьшает налог на прибыль сразу на всю стоимость имущества и экономит на налоге на имущество. Кроме этого, выделение составляющих  в отдельные инвентарные объекты позволит в дальнейшем избежать учетных проблем в связи с их заменой или перемещением внутри организации.
Анализируя положительную арбитражную практику, советуем строить «оборону» на следующих моментах:
Срок полезного использования. Если он различен по составляющим, то можно их учитывать отдельно и списывать на расходы единовременно (определение ВАС РФ от 12 августа 2010 г. № ВАС-10297/10 по делу №А41-23554/09). Для этого следует по каждому инвентарному объекту составить приказ, который устанавливает срок его полезного использования, отличный от других частей комплекта (определение ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6047/08, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2008 г. № 09АП-3318/2008-АК).
Комплекс  конструктивно сочлененных предметов, который предполагает наличие одного фундамента, общие приспособления и принадлежности, общее управление,  в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Однако составляющие компьютера —  клавиатура, мышка, системный блок, монитор (или комплект мебели, столы со стульями) — могут использоваться отдельно друг от друга, расположены они не на одном фундаменте, управляются тоже по-разному, а значит, могут учитываться как отдельные инвентарные объекты (постановления ФАС Поволжского округа от 26 января 2010 г. по делу № А65-8600/2009, ФАС Уральского округа от 17 февраля 2010 г. № Ф09-564/10-С3 по делу № А76-10356/2009-37-220, ФАС Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2006 г. № Ф04-2872/2006(28639-А27-40).
Функциональное назначение. Здесь главное — доказать, что каждый предмет выполняет свою функцию. Например, составляющие компьютера по Общероссийскому классификатору основных средств, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, могут рассматриваться как самостоятельные объекты основных средств, имеют свой определенный классификационный номер и отнесены в различные группы:
- процессоры отнесены в группу 14 3020261 «процессоры»;
- мониторы —  в группу 14 3020350 «устройства отображения информации»;
- принтеры — в группу 14 3020360 «устройства ввода и вывода информации»;
- память —  в группу 14 3020300 «устройства запоминающие внутренние»;
- стримеры — в группу 14 3020340 «устройства запоминающие внешние» и т.д.
Таким образом, функциональное назначение каждого в отдельности объекта является разным и каждый предмет может выполнять свои функции в различной иной комплектации, поэтому они не могут быть единым объектом амортизируемого имущества (постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2007 г. № Ф09-9180/07-С3 по делу № А76-2922/07).
Товарная накладная. Чтобы не мозолить глаза инспектору, лучше материалы, которые инспектор может счесть как единый инвентарный объект, оформлять разными накладными, счетами-фактурами, а по возможности и договорами. Например, те же составляющие рабочего стола лучше закупать партиями по одной номенклатуре: в одной накладной только столы, в другой только тумбы и т. д.  Хотя делать это не обязательно —  судьи посчитали, что предметы офисной мебели, приобретенные по одной товарной накладной, являются отдельными инвентарными объектами и могут использоваться самостоятельно (постановление ФАС Поволжского округа от 16 февраля 2009 г. по делу № А55-9496/2008).
Учетная политика. В ней следует предусмотреть все нюансы, в том числе и сроки полезного использования объектов, и правило их принятия на учет, и что считать многосоставным основным средством, а что нет. Именно она в суде будет являться основной эгидой налогоплательщика.
Немало судебных решений в пользу налогоплательщиков, но лучше заранее предугадать действия налоговиков и обойти максимально без потерь для организации проблемные моменты учета основных средств.

С. Шестакова,
ведущий эксперт

Материалы предоставлены редакцией журнала
"Практическая бухгалтерия"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное