ФНС в вопросах внедрения онлайн-сервисов оказалась самой подгоняемой, а следовательно, и самой продуктивной. Наверное, суть в том, что в отличие от других государственных услуг налоговики пополняют госбюджет. Ирина Голова выяснила, как ФНС внедряла в свою работу электронные сервисы. " />На связи с налогоплательщиком
На связи с налогоплательщиком

На связи с налогоплательщиком

10.11.2010

ФНС в вопросах внедрения онлайн-сервисов оказалась самой подгоняемой, а следовательно, и самой продуктивной. Наверное, суть в том, что в отличие от других государственных услуг налоговики пополняют госбюджет. Ирина Голова выяснила, как ФНС внедряла в свою работу электронные сервисы.

Налоговая служба активно информирует о том, что все онлайн-сервисы ФНС работают в непосредственной связи с порталом госуслуг и являются с ним единым целым. Наверное, такую позицию диктует ведомству программа «Электронная Россия», которая должна быть реализована совместно. На самом же деле у налоговой собственная дорога в выстраивании отношений со своей аудиторией. Хотя бы потому, что госпортал пока не собирается вводить отдельную регистрацию для юридических лиц, а для налоговой именно они в приоритете. Кроме того, ФНС имеет возможность обмениваться данными с налогоплательщиками посредством телекоммуникационных каналов связи. Этот способ передачи информации тоже получит в ближайшее время новое развитие в связи с принятием поправок в Налоговый кодекс. 

По кабинетам

На сайте ФНС разработан собственный раздел, который работает без предварительной регистрации; воспользоваться им могут как физические, так и юридические лица. На сегодняшний день одна из самых востребованных услуг – «Личный кабинет налогоплательщика». Он функционирует с декабря прошлого года и предоставляет право получить информацию о наличии либо отсутствии задолженности перед бюджетом по имущественному, земельному, транспортному налогам, налогу на доходы физических лиц. Но на этом возможности услуги не ограничиваются: нажатием всего одной клавиши сумма задолженности легко «укладывается» в платежный документ, который можно вывести на печать и отправиться с ним в отделение банка. Другими словами, нет необходимости переписывать все данные для квитанции от руки. При этом пользование услугами сайта дает территориальную свободу не только тем, кто не может самостоятельно посетить инспекцию, но и тем, чье имущество зарегистрировано в разных регионах России. Сайт определяет посетителя по его местонахождению, но не делает ограничения для просмотра информации налогоплательщикам из других регионов, хотя определенные рамки у территориальной свободы все же есть. Так, налогоплательщик имеет возможность просматривать задолженность и печатать платежные документы только по трем субъектам Федерации.
При этом сами сотрудники ФНС отмечают, что база налогов «личного кабинета» обновляется оперативнее, чем та, что установлена в инспекциях. «К нам приходят люди и говорят: «у меня задолженность 10 копеек»; я пытаюсь найти эту информацию на своем компьютере, а у меня ее еще нет, – говорит налоговый инспектор Анна Ломакина. — Но почему-то все стараются прийти в налоговую, вместо того, чтобы распечатать квитанцию с сайта»
У Олега Григорьева, частного предпринимателя из Одинцово, есть своя версия непопулярности электронных «платежек»: «В целом услуга очень удобная, вот только ФНС не согласовала с банками формы документов. В итоге приходишь оплачивать налоги, а кассир вместо того чтобы считать код с квитанции, «перебивает» все содержимое документа на кассовую ленту. Приходится ждать лишнее время в очереди, перепроверять реквизиты, чтобы потом не пришлось платить повторно. Бестолковая организация процесса портит всю пользу хорошего ресурса».
Сегодня услуги «Личного кабинета налогоплательщика» доступны только для физических лиц. Пресс-служба ФНС заявляет, что сейчас ведется его разработка для организаций, что существенно расширит круг пользователей ресурса. Но для того чтобы сделать «кабинет налогоплательщика» максимально удобным, необходимо устранить из цепочки расчетов с бюджетом банк, который сегодня приходится посещать лично.
Идея договориться с кредитными организациями давно витает в воздухе. Электронные услуги задумывались таким образом, чтобы для их получения заказчику не приходилось вставать из-за компьютера. При сегодняшнем развитии технологий большого труда не составляет перевести все платежи в онлайн-режим. В ФНС нас уверили, что в данный момент ведомство  проводит работы по реализации возможности оплаты задолженности через сеть Интернет, а также через банкоматы и терминалы кредитных учреждений.

Открытые риски

ФНС оказалось самым прогрессивным ведомством в предоставлении электронных услуг юридическим лицам. На сайте разработан сервис по формированию платежных поручений по оплате налогов, пошлин и штрафов. Большой популярностью пользуются ресурсы, которые можно использовать вместо записной книжки. Через сайт можно уточнять ИНН сотрудников организации. Бухгалтеры отмечают, что полезными для них стали: «Интерактивная карта Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации», в которой можно быстро найти адрес и телефон Управления ФНС России или налогового органа по своему региону, и функция «Адрес Вашей инспекции» – в ней можно оперативно узнать реквизиты ИФНС. Также на сайте можно запросить информацию об организациях. В доступе есть сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Существование внушительного объема информации в открытом доступе настораживает представителей бизнеса. Многие считают это небезопасным для своих компаний. «Если раньше для сбора информации рейдерам приходилось подкупать сотрудников, красть документы из офиса, то теперь вся она есть в Интернете. В данный момент многие услуги могут заказать только владельцы компаний и их представители. Но создатели портала не раз упоминали о том, что это только на этапе запуска. А со временем информация станет общедоступной. Может быть, минимальные сведения о компании, которые сможет достать другой человек, и не вызовут негативного эффекта, но ведь появятся те, кто сведет все полученные данные вместе… Если честно, я не знаю, к какому эффекту это может привести», – рассуждает Геннадий Стабров, генеральный директор компании «Лейтекс» из Екатеринбурга. В свою очередь и руководители компаний смогут задействовать полученную из Интернета информацию в работе: почему бы, к примеру, не проверить контрагента на наличие долгов?
«Обладая минимальными данными, любой может посмотреть, что там должен по налогам сосед или конкурент. Информации для регистрации требуется немного и достать ее несложно, а полученные сведения вполне могут использоваться как компромат», – говорит  инспектор Анна Ломакина.
При этом в ФНС ничего опасного в «прозрачности» информации не видят и обращают внимание на то, что сведения, полученные с использованием данного сервиса, не составляют налоговую тайну. Вдобавок ко всему представители ведомства советуют собирать сведения, находящиеся в открытом доступе, чтобы быть уверенными в партнере по бизнесу при заключении сделки или передаче денег в долг.

Новые возможности

Наряду с услугами, доступными через сайт ФНС, со вступлением в силу поправок в Налоговый кодекс расширился список операций, которые можно проводить с использованием ЭЦП посредством телекоммуникационных каналов связи. Этот вид обмена информацией оценивается самими организациями как более надежный, поскольку при этом доступ к пересылаемым данным не получает никто, кроме налоговой и компании. Расширение списка документов, которыми может обмениваться ФНС с организациями, стало возможным благодаря работе, которая велась последние несколько лет. Создана сеть удостоверяющих центров, которые формируют для компаний цифровые подписи, операторов, передающих информацию. Технология уже отработана, фирмы представляют отчетность в ФНС по телекоммуникационным каналам связи. Имея в запасе этот опыт, можно расширять список функций, которые будет выполнять выстроенная система обмена данными.
Таким образом, в скором времени ФНС сможет высылать по Интернету: акт сверки, уведомление и требование об уплате налога, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, требование о представлении документов. Компания получит возможность отправлять в ФНС заявление о постановке на налоговый учет, документы в ответ на требование налоговой, копии доверенностей на представление интересов организации в налоговом органе. Кроме того, фирмы смогут наладить между собой обмен файлами, в частности счетами-фактурами.  

Пробные шаги

На сегодняшний день ФНС занимается разработкой нормативных актов, дающих право обмениваться сведениями, которые вместе с поправками в НК можно перевести в электронный режим. Инспекторы начинают практиковать передачу все новых документов через Интернет. «Ничего принципиально нового в этом обмене нет, так как все формы бумаг, которыми налоговая в скором времени должна начать обмениваться с организациями, на данный момент существуют. Быть может, во время утверждения они изменятся, но не существенно. Поэтому при взаимодействии с налогоплательщиками инспекторы используют формы, которые у них есть в работе на данный момент», – комментирует инспектор Анна Ломакина. От организаций, кстати сказать, уже принимаются доверенности представителей компаний в ФНС. Сотрудники инспекций были вынуждены до принятия нормативных актов запустить этот процесс, чтобы дать возможность организациям сдавать отчетность в электронном виде. Без доверенности те компании, которые не имеют своей бухгалтерии, невозможно было перевести со сдачи отчетности на бумажных носителях в «безбумажный» формат. Также в электронный режим переведено предоставление организацией документов по камеральной проверке в ответ на требование ФНС, и передача фирме акта сверки. 
В одной из телекоммуникационных компаний, обеспечивающих обмен файлами между налогоплательщиками и инспекцией, нам рассказали, что сегодня весь документооборот делится на формализованный и не формализованный. Первый организован по утвержденным ФНС стандартам – сейчас это расчеты и декларации. Документооборот в формализованном режиме соответствует регламентам; соответственно, обе стороны имеют обязательства и соблюдают порядок приема и передачи данных по телекоммуникационным каналам связи. Сроки представления отчетности, реакция налоговиков при получении документов, действия налогоплательщиков в сложный ситуациях, – все процессы обмена данными описаны в документах. В не формализованном обмене налогоплательщик и инспекция пересылают файлы, подписанные ЭЦП, – они тоже имеют юридическую силу. Но передача этих данных не закреплена в нормативных актах. Такой обмен рискован, так как в случае возникновения сложной ситуации стороны не смогут предъявить друг другу претензии. В силу того, что документы, которые отправляют организации в ФНС, имеют большое значение, многие компании предпочитают не переводить раньше времени общение в электронный режим.  
В организации обмена данными по телекоммуникационным каналам связи важную роль играет подтверждение о получении адресатом отправленного сообщения. С уведомлениями о принятии отчетности налоговой вопрос урегулирован – существуют утвержденные формы документов, которые обязан выслать инспектор, получивший декларацию. Движение в обратном направлении пока еще не имеет ясных очертаний. В проектах приказов содержится пункт, который утверждает обязанность налогоплательщика –  участника информационного обмена – при направлении и получении документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не реже одного раза в сутки проверять поступление писем из налогового органа. Иными словами, компания, получившая требование об уплате налога, пени, штрафа, но не вскрывшая сообщение, все равно будет считаться получившей документ. При этом не отменяются меры предосторожности, которые были введены при организации пересылки отчетности. Налоговая будет получать подтверждение от оператора, что файл направлен налогоплательщику. А компания, принявшая документ, в свою очередь должна отослать в ФНС квитанцию, подписанную ЭЦП.
Наладить документооборот через Интернет могут и контрагенты. Сейчас они вправе обмениваться всеми видами документов, кроме счетов-фактур. Минфин до сих пор не утвердил форму этого документа. Для организации обмена данными с контрагентами компания должна подключиться к системе, которая обеспечивает передачу файлов между фирмами (та, через которую передается отчетность в ведомства, для этого не подходит). Представитель одного из операторов рассказал нам, что в использовании такой системы есть существенные преимущества. В случае камеральной проверки бухгалтер имеет возможность выгрузить документы из той базы, в которой велся обмен с контрагентом, сформировать файл и отправить его в налоговую. Это не потребует от бухгалтера дополнительной работы с документами.
ФНС, пожалуй, то ведомство, которое продвинулось далеко вперед в освоении Интернета и организации работы с налогоплательщиками в виртуальном пространстве. И скорее всего, опыт, наработанный ИФНС, станет основой для внедрения подобных услуг. По крайней мере, уже сегодня бухгалтеры, которые перешли на отправку отчетности в электронном виде, не испытывают трудностей в интернет-общении с государственными структурами.

Материалы предоставлены редакцией журнала
"Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное