Чиновники не теряют оптимизма в стремлении искоренить одну из вечных российских бед и в 2010 году в очередной раз предлагают изменить систему сбора средств на ремонт дорог. Ирина Голова узнала, насколько глубоко они готовы залезть при этом в карман налогоплательщика." />Запрягают власти тройку
Запрягают власти тройку

Запрягают власти тройку

26.10.2010

Чиновники не теряют оптимизма в стремлении искоренить одну из вечных российских бед и в 2010 году в очередной раз предлагают изменить систему сбора средств на ремонт дорог. Ирина Голова узнала, насколько глубоко они готовы залезть при этом в карман налогоплательщика.

Похоже, государство из всего спектра дорожных проблем усматривает только одну: мало денег! И так как восполнять недостачу предлагают за счет сбора налогов, то мы, как люди неравнодушные к своему кошельку, подключимся к общей шумихе вокруг этого вопроса. Все транспортно-дорожные инициативы в России до сих пор вступали в силу с января. Времени до грядущей даты осталось совсем немного, скоро стоит ждать нового  революционного решения.

Подспорье дорожникам

Налоги, за счет которых приводятся в порядок дороги России, меняются с завидной регулярностью. С 2001 года были расформированы дорожные фонды, в 2002-м отменен НПАД – налог на пользование автомобильными дорогами, с 2003 года – введен транспортный налог, который действует и поныне. Он является самым раздражающим для автомобилистов, а с весны 2010 года – еще и камнем преткновения для чиновников. Министерства до сих пор не могут договориться, убрать его, оставить или изменить…
Сегодня транспортный налог начисляется в зависимости от мощности автомобиля: чем больше «сил» под капотом, тем больше платит владелец машины. Ставку налога имеют право корректировать региональные власти: согласно Налоговому кодексу, базовый тариф, установленный правительством, может быть уменьшен в пять раз или увеличен не более чем в десять раз. Сборы идут в региональные бюджеты, откуда растекаются на общие нужды. Транспортный налог является одним из основных источников бюджетных доходов. Регионы могут лишиться этой привилегии, если все суммы направят на дорожные нужды. Но этому будут рады владельцы транспортных средств, которые наконец-то поймут, за что они платят деньги. В восторге от такого предложения и дорожники: у них появится гарантированный доход.

В бензин заложено

Наравне с этим существует идея отменить транспортный налог вовсе, а вместо него увеличить акцизы на бензин, которые могли бы устранить раздражающую владельцев авто обязанность ежегодно оплачивать квитанции, включив налог в стоимость топлива. По новой системе платить будет не тот, у кого машина мощнее, а тот, кто больше ездит. Владельцы  машин с большим количеством «лошадок» сегодня отдают в год по 45–50 тысяч рублей за автомобиль. Но не все играют честно, многие просто не ставят ТС на учет, ограничиваясь небольшими штрафами за просроченные транзитные номера, из-за чего бюджет теряет деньги, которые хозяева мощных машин должны были заплатить в виде налога. С этой точки зрения нововведение выгодно и автовладельцу, и государству. Первые смогут оформить транспорт на законных основаниях, не выплачивая при этом заоблачных налогов, государство – соберет денежные средства целиком. Выигрывают и хозяева нескольких машин, которые пользуются ими не постоянно. Так, если машина простаивает, то платить за нее не нужно. Автоматически возможна дифференциация налога для автомобилей, которые предназначены для перевозки грузов на дальние расстояния, и для тех, что используются только в пределах населенного пункта, где расстояния значительно меньшие. С каждой машины платится столько, сколько она проехала, так как налог измеряется потраченным бензином.
 У акцизной системы есть неоспоримые преимущества. Плата будет распределена на весь год. Собираемость средств с акцизов составит 100 процентов, потому что новая система исключает возможность неуплаты. Кроме того, налоговая инспекция сэкономит бюджетные средства на доставке квитанций и на судебных издержках при выколачивании средств с неплательщиков. Автоматически решается вопрос с бюрократической неразберихой после продажи машины или ее утилизации, когда налоговые органы присылают квитанцию на давно проданный автомобиль. Но главное, что при новой схеме сборы значительно возрастут. Власти оценивают их по новой системе в размере 62 миллиардов рублей в год.
Включение транспортного налога в стоимость бензина на уровне розницы может решить сразу несколько задач. Больше всего заплатят те, кто много ездит. Налог от любого транспортного средства, вне зависимости от места его постановки на учет, будет собираться в том регионе, где оно действительно используется. Во-вторых, граждане, не желавшие платить порой огромный транспортный налог и прятавшие свои машины, теперь начнут регистрировать их. Владельцы автомобилей будут знать, сколько денег они отдают на ремонт дорог, так как на каждом чеке автозаправочной станции будет строка с указанием суммы средств, переводимых в бюджет. При этом автовладельцы смогут сами варьировать размер налоговых отчислений с помощью экономии топлива. Как и в истории с транспортным налогом, размер надбавки может быть отдан регионам, при этом федеральные власти определят «коридор» при варьировании акцизов местными властями.
Схема сбора средств на первый взгляд удобна для всех – автомобилистов, дорожников, налоговиков. Но вот незадача – она не нашла поддержки со стороны представителей Минфина и Минэкономразвития. В ведомствах отметили, что в последнее время транспортный налог собирается в целом хорошо. А в случае поддержки инициативы включения налога в стоимость топлива цены на бензин могут взлететь слишком высоко. Министерство транспорта предлагает за три года повысить акцизы на бензин на 3 рубля за литр. Экономисты уже предвидят увеличениеуровня инфляции из-за роста цен на товары и услуги, связанной с включением в стоимость продукции «бензиновой составляющей».

Мы это проходили

Наравне с идеей замены транспортного налога акцизами обсуждается возвращение дорожных фондов. Их планируется создать на федеральном и региональном уровнях. Инициатором возвращения системы, которая была расформирована в 2001 году, выступил премьер-министр Владимир Путин. Источниками финансирования этих фондов могут быть следующие налоговые и неналоговые доходы регионов: за счет всего объема регионального транспортного налога, налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации, акцизов на все виды автомобильного топлива.
Этот внушительный список специалисты окрестили «много шума из ничего». Мин транс рассчитал, что при всех этих источниках финансирования можно собрать сумму в размере 332 миллиарда рублей. Между тем, по оценкам специалистов этого ведомства, минимальная сумма, необходимая на содержание, ремонт и строительство новых дорог регионального значения в России, составляет чуть более триллиона рублей.
В предложениях о возвращении дорожных фондов и об источниках его финансирования транспортный налог является одним из способов пополнения «копилки» наравне с акцизами на топливо. И при всех расчетах средств, как ни крути, не хватает. Отсюда и оправданный со стороны налогоплательщиков страх: а вдруг правительство решит принять и налоги и акцизы, ничего не отменив?
Хорошо разобравшись в эффективности использования денег на дорожное хозяйство, можно серьезно сократить суммы, которые сегодня заявляет в своих расчетах Минтранс. Почему-то всем ясно, что менять надо не способ взимания налогов, а систему их использования. Но в этой области законодательных инициатив не предпринимается.

Материалы предоставлены редакцией журнала "Расчет"

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное