Россия, Казахстан и Белоруссия объединились в таможенный союз. Подготовлена соответствующая нормативно-правовая база. Экономические последствия этого шага еще предстоит оценить. Насколько теперь выгодно сотрудничать с контрагентами из Белоруссии и Казахстана, покажет время. Вместе с тем предлагаем разобраться с новыми и старыми документами в таможенной сфере: как есть сейчас, что изменилось и чего ждать в будущем." />Общие дела таможенного союза
Общие дела таможенного союза

Общие дела таможенного союза

11.10.2010

Россия, Казахстан и Белоруссия объединились в таможенный союз. Подготовлена соответствующая нормативно-правовая база. Экономические последствия этого шага еще предстоит оценить. Насколько теперь выгодно сотрудничать с контрагентами из Белоруссии и Казахстана, покажет время. Вместе с тем предлагаем разобраться с новыми и старыми документами в таможенной сфере: как есть сейчас, что изменилось и чего ждать в будущем.

До недавнего времени основным документом в России, регулирующим таможенную сферу, был Таможенный кодекс. Он принят и вступил в действие в 2003 году. Но монополия российского кодекса закончилась. С созданием таможенного союза принят общий Таможенный кодекс стран-участников. Основная цель документа – установить единые таможенные правила для стран–участников таможенного союза и построить общую систему таможенного администрирования. Ожидается, что в будущем к таможенному союзу может примкнуть Украина.

Сложности переходного периода


Таможенный кодекс таможенного союза (далее – Таможенный кодекс ТС) введен в действие на территории России с 1 июля 2010 года. Его нормы имеют прямое действие. При этом заранее известно, что внутрироссийский Таможенный кодекс будет отменен. Насколько быстро это произойдет – неизвестно. До этого времени действуют только те его нормы, которые не противоречат Таможенному кодексу ТС.
Предполагается, что на смену Таможенному кодексу РФ придет Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Проект закона уже внесен на рассмотрение в Правительство РФ. Изначально предполагалось, что он вступит в силу 1 июля 2010 года, одновременно с Таможенным кодексом ТС, однако этого не произошло.
В названном федеральном законе найдут отражение отсылочные нормы Таможенного кодекса ТС. По ним регулирование некоторых правоотношений либо установление дополнительных условий, требований или особенностей должно определяться на уровне национального законодательства государств–членов таможенного союза. Так, Таможенный кодекс ТС относит к национальному законодательству применение отдельных форм таможенного контроля (таможенный осмотр помещений и территорий, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверку системы учета товаров и отчетности, таможенную проверку).

ВНИМАНИЕ
Решения Комиссии таможенного союза носят обязательный характер, имеют статус прямого действия и не требуют ратификации.


Чтобы те, кто на практике периодически сталкивается с вопросами таможенного оформления, не запутались в нормах обоих кодексов, Федеральная таможенная служба России (ФТС России) издала письмо от 29 июня 2010 г. № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ». В нем специалисты таможенного ведомства подробно расписали, какие нормы Таможенного кодекса не применяются и вместо них действуют положения Таможенного кодекса ТС.

И будет суд

На официальном сайте ФТС России (www.customs.ru) специалисты ведомства дали ответ на любопытный вопрос: будет ли в рамках таможенного союза создан единый судебный орган по рассмотрению хозяйственных споров на всей территории таможенного союза? Таможенники дали положительный ответ. В целях единообразного применения государствами–членами таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений будет создан единый судебный орган – Суд ЕврАзЭС. В частности, он будет рассматривать споры между государствами–членами таможенного союза.
В настоящее время функции Суда ЕврАзЭС выполняет Экономический Суд СНГ. Для того чтобы Суд ЕврАзЭС мог выполнять свои функции, разрабатывается новый статус суда. Согласно проекту, хозяйствующие субъекты не смогут обращаться в Суд ЕврАзЭС для обжалования действий органов таможенного союза.

«Старая песня на новый лад»


Изменилось не только правовое регулирование таможенной сферы, но и сама таможенная терминология. Для удобства приведем старые и новые названия в таблице.

Прежний вариант (по Таможенному кодексу РФ)Новый вариант (по Таможенному кодексу ТС)
декларированиетаможенное декларирование
таможенная процедура и таможенный режимтаможенная процедура (исключение: временное хранение товаров не является таможенной процедурой)

товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком
таможенное оформление в отношении товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 года были установлены ставки вывозных таможенных пошлинсовершение таможенных операций
принятие таможенной декларациирегистрация таможенной декларации
лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налоговплательщик таможенных пошлин, налогов
осмотр помещений и территорийтаможенный осмотр помещений и территорий
таможенная ревизиятаможенная проверка

В письме № 01-11/31847 таможенники привели более 270 позиций, каждая из которых разъясняет, в какой части положения статей Таможенного кодекса РФ не действуют. На данный момент можно сделать вывод, что более 90 процентов норм Таможенного кодекса РФ утратили силу. В основном исключение составляют положения, регулирующие вывоз из России в государства–члены таможенного союза товаров, по которым до 1 июля 2010 года были установлены ставки вывозных таможенных пошлин.

ВНИМАНИЕ
К таможенным платежам относятся (ст. 70 ТК ТС):
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС (взимается при ввозе товаров на таможенную территорию союза);
4) акциз (взимается при ввозе товаров на таможенную территорию союза);
5) таможенные сборы.


По сравнению с Таможенным кодексом РФ нововведения Таможенного кодекса ТС дали ряд преимуществ фирмам и предпринимателям, которые непосредственно ведут деятельность в таможенной сфере либо связаны с ней через через своих контрагентов. Так, сокращен срок принятия решения о выпуске товаров с трех до одного рабочего дня; увеличен срок предъявления товаров таможне при предварительном декларировании с 15 до 30 дней; увеличен срок переработки товаров на таможенной территории с двух до трех лет; сокращен период оформления грузовой таможенной декларации с трех до двух дней; срок уплаты таможенных пошлин, налогов приравнен к сроку временного хранения (до четырех месяцев); вносить изменения в таможенную декларацию можно до и после выпуска товаров; таможенные перевозчики имеют право перемещения по всей территории таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-членов; исключена норма об использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования и т. д.
Итак, Россия, Казахстан и Белоруссия создали единую таможенную территорию. В связи с этим понятия «таможенная территория Российской Федерации» и «таможенная граница Российской Федерации» ушли в прошлое. Простой пример: если раньше при экспорте товаров в третьи страны через территорию Казахстана или Белоруссии нужно было подтверждать факт вывоза за пределы России, то теперь подтверждать следует вывоз за пределы таможенной территории таможенного союза. Перемещение товаров между Россией, Казахстаном и Белоруссией отныне признается не экспортом, а взаимной торговлей.

Пока вот так


Одна из конечных целей таможенного союза – сделать так, чтобы подать декларацию на товары можно было любому таможенному органу на территории таможенного союза, то есть максимально отойти от принципа резидентства. Необходимо отдельное решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС (это высший орган таможенного союза) на уровне глав государств–членов таможенного союза. Пока такое решение (международный договор) не принято, поэтому:
1) дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации государств–членов таможенного союза подают декларацию на товары таможенному органу государства–члена таможенного союза, на территории которого они находятся;
2) декларант подает декларацию на товары таможенному органу государства, по законодательству которого он создан, зарегистрирован либо на территории которого постоянно проживает, за исключением следующих случаев (подп. 2 ст. 186 ТК ТС):
      а) физическое лицо перемещает товары для личного пользования;
      б) организация имеет представительство на территории государства–члена таможенного союза;
      в) лицо вправе распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства–члена таможенного союза;
      г) при таможенном транзите.
На данный момент российские фирмы и предприниматели могут декларировать товары только таможенным органам России. Это связано с тем, что в таможенном союзе пока только таможенное законодательство приведено к общему знаменателю, а гражданское, банковское, налоговое законодательство остаются национальными.

«Нужны новые формы»

При проведении таможенного контроля может быть проведена таможенная экспертиза образцов и проб товаров. В связи с принятием Таможенного кодекса ТС возникла потребность в новых формах документов, оформляющих такие исследования. ФТС России письмом от 12 июля 2010 г. № 01-11/34096 временно ввела в действие формы следующих документов:
– решение о назначении таможенной экспертизы (постановление таможенного органа) (Приложение № 1);
– акт отбора проб и образцов (форма приведена в решении Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260);
– заключение таможенного эксперта (Приложение № 3);
– сведения по результатам проведенной таможенной экспертизы (Приложение № 4).
Также утверждена форма документа, с которым многие столкнутся в случае пересечения внешних границ таможенного союза. Это пассажирская таможенная декларация (ПТД ТС). Форма и порядок заполнения утверждены решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287. Вдобавок утвержден дополнительный формуляр декларации. Его нужно заполнить при перемещении через таможенную границу таможенного союза:
а) наличных денежных средств (банкнот и монет, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США;
б) иных денежных инструментов в документарной форме (векселей, банковских чеков, ценных бумаг на предъявителя).
Обратите внимание: физические лица могут без декларирования свободно перемещать наличные денежные средства, дорожные чеки и ценные бумаги между государствами–членами Таможенного союза.
Вообще, Таможенный кодекс ТС предусматривает следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
На сегодняшний день и до 31 декабря 2010 года при декларировании товаров в России применяются действующие формы бланков: «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД2)», «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД4)».
С 1 января 2011 года на основании решения Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 вступают в силу форма декларации на товары и инструкция о порядке ее заполнения. Утвержденные формы будут едиными для всей территории таможенного союза.
Вообще, Таможенный кодекс ТС предусматривает две формы декларирования – письменную и электронную. При этом подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением ее электронной копии, если иное не установлено законом. В любом случае электронная копия не нужна при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, а также при подаче письменного заявления или перечня товаров. О последнем расскажем далее.

Когда декларация не нужна


Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» позволяет при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров.
Письменное заявление установленной формы заменяет декларацию на товары в отношении экспресс-грузов. В отношении других товаров допустима произвольная форма заявления, но с обязательным указанием определенных сведений.
Представить вместо декларации перечень товаров можно, например, в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации, и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В некоторых случаях таможенную декларацию заменяет документ, предусмотренный актами Всемирного почтового союза (если товар пересылается в международных почтовых отправлениях). Этому вопросу посвящена соответствующая инструкция. Она утверждена решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 310.

«Плавающая» граница


Один из ключевых вопросов таможенного регулирования – определение таможенной стоимости ввозимых товаров. С 1 июля 2010 года этот вопрос регулирует соглашение от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Если раньше в таможенную стоимость включались расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке товаров до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию России, то теперь – только до места прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза, то есть при пересечении внешней границы России, Белоруссии, Казахстана.
Отдельно следует упомянуть о биржевых товарах. Цена их будущей реализации на момент таможенного оформления неизвестна. Несмотря на эту особенность, закон не предусматривает существование специального порядка определения таможенной стоимости для биржевых товаров. В каждом случае действуют общие правила определения таможенной стоимости независимо от источников поставки, вида товаров, участников сделки и т. п.
Нормы Таможенного кодекса ТС о прибытии и убытии товаров позволяют на национальном уровне устанавливать иные, помимо мест перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, места прибытия (убытия) товаров. Предполагается, что такие положения будут в Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Из «отечественных» в «союзные»


Создание таможенного союза и вступление в силу Таможенного кодекса ТС расширило границы понятия «отечественные товары». Отныне товары, которые для таможенных целей имели статус отечественных товаров в Белоруссии, казахстанских товаров в Казахстане и российских товаров в России, признаются товарами таможенного союза (п. 2 ст. 370 ТК ТС). Товары, происходящие из этих стран, с 1 июля 2010 года могут свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза.
Следует отметить, что отличие понятия «товар таможенного союза» от «товар государства–члена таможенного союза» заключается только в форме сертификата, который выдает торгово-промышленная палата. А что можно сказать об заграничных товарах, ввозимых на указанную территорию?
Иностранные товары, которые ввезены в любое из государств–членов таможенного союза и помещены в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (она предусматривает получение товарами статуса «товаров таможенного союза»), получают такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза.
Более того: будет сформирован Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств–членов таможенного союза. Это сделано, чтобы эффективно осуществлять таможенное регулирование на единой таможенной территории.
Специалисты таможенного ведомства в письме от 29 июня 2010 г. № 01-11/31846 «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза» отмечают, что в целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию таможенного союза и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России.
При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза. Возможно их помещение на временное хранение в месте прибытия либо перемещение в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором товар будет задекларирован согласно выбранной таможенной процедуре.

К СВЕДЕНИЮ
Глава 3 Таможенного кодекса ТС предусматривает, что юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в соответствующий реестр. Ранее действовал уведомительный порядок открытия магазина беспошлинной торговли (по статье 261 ТК РФ).


Общий тариф

С 1 января 2010 года вступила в силу единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС). Она утверждена решением ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18. В письме ФТС России от 20 июля 2010 г. № 01-11/35480 «О применении ТН ВЭД ТС» разъяснено: под «ТН ВЭД России» следует понимать «ТН ВЭД ТС».
Товарная номенклатура ВЭД ТС устанавливает единый таможенный тариф для России, Казахстана, Белоруссии. По структуре она представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин для товаров, ввозимых на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ввозных таможенных пошлин приведены в таблицах с последующими пояснениями. По каждой товарной позиции отражена следующая информация:
1) код ТН ВЭД;
2) наименование товарной позиции;
3) единица измерения;
4) ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости, в евро, в долларах США).
Неверное указание кода товарной позиции автоматически влечет проблемы с таможней. Поэтому в вводной части ТН ВЭД ТС приведены правила интерпретации товарных позиций.  На них следует обратить особое внимание.
Особо отмечено, что названия разделов, групп и подгрупп приведены только для удобства использования этого документа. Для юридических целей классифицировать товар по ТН ВЭД следует исходя из текста товарной позиции и соответствующего примечания (разъяснения) к разделу или группе.
Например, неправомерно заявить минеральную воду, диетические и диабетические продукты как фармацевтическую продукцию; купальные шапочки как изделия из резины; бижутерию как изделия из стекла; микрофоны и усилители как части и принадлежности музыкальных инструментов; пиротехнику как игрушки и игры; кукурузные хлопья как продукцию мукомольно-крупяной промышленности.

Как платить


Таможенные пошлины, налоги по-прежнему платят декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом ТС, международными договорами или законодательством государств–членов таможенного союза возложена такая обязанность. Возможность уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами не предусмотрена. Таможенные пошлины, налоги, как и раньше, уплачиваются на счет Федерального казначейства.
Любопытная деталь: законопроект «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает возможность применения новых технологий уплаты таможенных платежей – с помощью платежных карт.
Ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм соглашения от 20 мая 2010 г. «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)». Оно вступило в силу 1 сентября 2010 года. Согласно документу, указанные пошлины должны уплачиваться отдельными платежными документами. Есть время на подготовку: с 1 сентября 2010 года до 1 апреля 2011 года установлен переходный период. Имейте в виду: по истечении указанного срока ввозные таможенные пошлины нельзя зачесть в счет уплаты иных платежей.

ЭТО ВАЖНО
В рамках взаимной торговли (Россия–Казахстан–Белоруссия) не взимаются таможенные платежи, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а также не применяются меры нетарифного регулирования (запреты, лицензирование, квотирование и т. д.).


Изменения в таможенной сфере и законодательстве привели к появлению первых «товаров таможенного союза». С 1 июля 2010 года товары, произведенные для внутреннего потребления в России, Казахстане, Белоруссии и получившие статус «товаров таможенного союза», могут свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза. Изменение нормативной базы таможенного регулирования направлено в первую очередь на упрощение прохождения таможенных формальностей.

В. Бельковец,
редактор-эксперт по правовым вопросам


Материалы предоставлены редакцией журнала "Практическая бухгалтерия"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное