Эмоциональный интеллект – «нематериальный актив»?

Эмоциональный интеллект – «нематериальный актив»?

29.12.2009

Приходилось ли вам когда-либо задумываться над тем, почему некоторые профессионалы стремительно продвигаются вверх по карьерной лестнице, в то время как их коллеги – ничуть не менее компетентные в профессиональной сфере – плетутся в хвосте?..

IQ & EQ

Совокупность профессиональных качеств – исполнительность, ответственность, профессиональная компетенция, точность и внимательность к деталям, – все это составляет те активы, которые так необходимы каждому бухгалтеру в его повседневной работе. Однако известно, что профессия бухгалтера не стоит на месте и со временем развивается. И несмотря на тот стереотип, с которым большинство людей склонны ассоциировать эту профессию, роль бухгалтера с 1990-х годов существенно изменилась. Теперь это не просто «счетовод», который вынужден изо дня в день выполнять рутинную работу (помните анекдот про старого бухгалтера: «дебет» – справа, «кредит» – слева?). Бухгалтеру часто бывает необходимо принимать стратегические решения, критически осмысливать все возможные ситуации, обладать навыками командообразования, а также уметь исполнять руководящие обязанности.
Это означает, что новому поколению представителей этой профессии требуется гораздо больше знаний, умений и навыков, чем прежде, чтобы добиться успеха. Иными словами, для того чтобы стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом, необходимы не только профессиональные знания, но и так называемые soft skills – качества, включающие в себя коммуникационные и руководящие навыки. Поэтому, говоря о чертах личности, необходимых современному бухгалтеру, следует также упомянуть эмоциональный интеллект, поскольку именно от него зависит наличие этих самых soft skills, которые помогают успешно реализоваться и полнее проявить себя на профессиональном поприще.
И хотя в прошлом влияние на профессиональную деятельность того, что называют «эмоциональным интеллектом», значительно недооценивалось, теперь становится все очевиднее, что люди с высоким эмоциональным интеллектом (он измеряется по шкале EQ аналогично с IQ) делают большие успехи в карьере, кроме того, они способны поддерживать более прочные дружеские и деловые контакты, лучше справляются с лидерской позицией, могут эффективно мотивировать как самих себя, так и других на высокие достижения и поддерживать более здоровую атмосферу вокруг себя.
Исследования, проводимые Нью-Йоркским сообществом профессиональных бухгалтеров, показали, что от IQ зависит лишь 20 процентов успеха. Остальные 80 процентов приходятся на долю EQ (эмоционального интеллекта), то есть способности понимать себя и окружающих.
Так что же это за «нематериальный актив», который помогает одним бухгалтерам добиваться больших успехов, чем другим?

Теория эмоционального интеллекта

Эмоциона́льный интелле́кт (англ. emotional intelligence) – понятие, возникшее в психологии в начале 1990-х годов. В данное время имеется несколько концепций того, что такое «эмоциональный интеллект», и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект – это группа ментальных качеств, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Существуют также и другие определения эмоционального интеллекта. Однако все существующие трактовки эмоционального интеллекта, как правило, включают в себя как рациональное, так и эмоциональное начало (то есть именно те признаки, которые нужны для того, чтобы общаться с людьми) и в конечном счете характеризуют эмоциональный интеллект как способность к пониманию и управлению собственными эмоциями, к пониманию и управлению эмоциями других людей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:
• понимание (осмысление) эмоций,
• осознанная регуляция эмоций,
• различение (распознавание) и выражение эмоций,
• использование эмоций в отношениях с окружающими.
Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект нельзя противопоставлять собственно интеллекту; это не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов, взаимодействие эмоций и интеллекта. Эмоциональный интеллект не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется посредством IQ. Это также ментальная способность, при помощи которой осуществляется переработка особого типа информации – информации эмоциональной. И тем не менее IQ и EQ – два различных фактора жизненных достижений. Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят и общаются неконструктивно.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом (он измеряется по шкале EQ аналогично с IQ) делают большие успехи в карьере.

Предпосылки развития ЭИ

Основы ЭИ формируются еще в раннем детстве, и существует множество факторов, как биологических, так и социальных, которые способствуют развитию (или наоборот – подавлению) эмоционального интеллекта. Одним из важных факторов ЭИ является уровень ЭИ родителей. Чем выше уровень эмоционального интеллекта у родителей и семейный доход, тем более высокие показатели эмоционального интеллекта у их детей. Согласно теории Д. Гоулмана, карьерные и материальные успехи являются, как правило, следствием высокого эмоционального интеллекта. Также ЭИ в немалой степени зависит от свойств темперамента: мыслительная активность экстравертов более направлена на внешний мир, чем на самих себя, а это означает, что они наиболее способны к формированию адекватного эмоционального ответа на действия и чувства других людей.

У людей, чья работа так или иначе связана с цифрами, в том числе и у бухгалтеров, логическое мышление более развито, чем образное (то есть левое полушарие как бы «перевешивает» правое).

Кроме того, ученые, занимающиеся исследованием эмоционального интеллекта, полагают, что ЭИ напрямую связан с функциональной асимметрией мозга, в частности, с доминированием правого полушария. Как известно, правое полушарие отвечает за творчество, воображение, за целостное восприятие (восприятие образов) и интуицию (в противовес функциями и компетенциям левого полушария). Было доказано, что люди с развитым правым полушарием лучше распознают эмоции окружающих по речевой интонации, поскольку правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом. Таким образом, доминирование у личности правого полушария над левым выступает в качестве определенного залога повышенной эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального состояния индивидуума к внешним условиям.

Бухгалтер с «левым уклоном»

Известно, что у людей, чья работа так или иначе связана с цифрами, в том числе и у бухгалтеров, логическое мышление более развито, чем образное (то есть левое полушарие как бы «перевешивает» правое). Объяснений этому может быть несколько. Во-первых, люди, которые сознательно избрали профессию бухгалтера, скорее всего, изначально более склонны к анализу и работе с цифрами и фактами, чем к работе с людьми. Во-вторых, специфика обучения во многих вузах (в частности, по экономическим специальностям) такова, что основное внимание уделяется «технической стороне» вопроса – теоретическим дисциплинам, которые, возможно, так никогда и не пригодятся в будущем, а практическим коммуникативным навыкам, которые безусловно необходимы в повседневной деловой жизни, уделяется минимум внимания (или не уделяется вовсе). Однако на поверку оказывается, что работать-то приходится именно с людьми, и коммуникационные навыки порой не менее важны в работе, чем «технические».

Пример профессора Ли

Раймонд Ли, профессор кафедры бизнес-администрирования Университета в Мантитобе (США), считает, что понятие «эмоциональный интеллект» не является чем-то совершенно новым. «Это то, что мы привыкли называть социальными навыками». Ли приводит пример, когда высокий уровень социального интеллекта помогает выстроить коммуникации с людьми в деловой сфере, а еще – задавать правильные вопросы и принимать верное решение.
На прием к доктору пришла женщина средних лет, страдающая повышенным давлением. Доктор, внимательно исследовав состояние ее здоровья, выписал ей рецепт и план диеты. Женщине неудобно было признаться, что уровень ее дохода не позволяет ей выполнить все предписания врача и купить «спасительное» лекарство. И хотя доктор был уверен, что выписал идеальный с его точки зрения рецепт, практически он был бесполезен. Раздосадованная женщина позже призналась в социологическом опросе, что этот доктор ни разу не удосужился спросить, сколько денег она может позволить себе на лечение. Когда в следующий раз лечащий врач, удивленный тем, что женщине не стало лучше, поинтересовался ее финансовыми обстоятельствами, он выписал ей более простой рецепт, который пациентке действительно помог.
Профессор Ли считает, что этот пример наглядно иллюстрирует, как порой умение правильно задавать вопросы помогает понимать людей и представлять им ту информацию, которая им действительно необходима. Он считает, что те же самые принципы действуют и в работе бухгалтера. Особенно это касается тех, кто работает в частных бухгалтерских компаниях. Раймонд Ли полагает, что эмоциональный интеллект играет даже большую роль, чем профессиональная компетенция, в построении отношений с клиентами в области бухгалтерского обслуживания, поскольку большинство клиентов хотят работать с теми, кто глубоко осознает и понимает их нужды.
Также не менее важен эмоциональный интеллект при устройстве на работу и прохождении собеседования. Ведь на собеседовании нас оценивают как личность по всем параметрам, а не только учитывая уровень нашего профессионализма. То, как мы ведем себя на собеседовании – умеем ли свободно выражать свои чувства и мысли и адекватно реагировать на вопросы самого различного характера, – показывает, насколько эффективно мы можем взаимодействовать с окружающими и разумно вести себя в критических ситуациях.

Игры для взрослых
Существует специальная «игра», которая помогает приобрести элементарные навыки определения эмоционального состояния. Такую игру часто используют на групповых тренингах по развитию эмоционального интеллекта. Суть в том, чтобы каждый член группы составил список эмоциональных состояний. Важно, чтобы это были не отрицательные и не положительные эмоции, а промежуточные, например заинтересованность, нетерпение, взволнованность. При этом такие состояния содержат в себе элементы и положительных, и отрицательных эмоций. Например, взволнованность может сочетать в себе воодушевление и нервозность; нетерпение – это и предвкушение радостного события, и тревожное ожидание чего-то неприятного. Интерес может быть «сладким» и мучительным. Далее каждый называет одно состояние. Если это состояние уже было названо другим, повторять его нельзя, его нужно просто вычеркнуть из своего списка. Тот игрок, список которого исчерпан, выбывает из игры. Победит тот, кто назовет больше всего эмоциональных состояний.

В настоящее время многие профессиональные сообщества уже четко осознали необходимость развития эмоционального интеллекта и роль его в повседневной жизни. К примеру, Институт присяжных бухгалтеров Австралии разработал специальную программу для бухгалтеров с целью повышения уровня эмоционального интеллекта. Нью-Йоркское сообщество профессиональных бухгалтеров также уделяет немало внимания исследованию данной проблемы, регулярно освещая на страницах своих профессиональных изданий эту важную тему.
Многие программы MBA на сегодняшний день включают в себя помимо бизнес-дисциплин психологическое сопровождение в виде тренингов и индивидуальных консультаций. Кроме того, сами по себе эти программы помогают развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Известно, что большинство лидеров обладают развитым эмоциональным интеллектом, ведь именно эмоциональный интеллект позволяет понимать эмоции и мотивы других людей и эффективно управлять ими.
И хотя существует мнение, что повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку он является результатом устойчивого влияния многих факторов, некоторые ученые (в частности, Д. Гоулман из США) полагают, что эмоциональную компетентность развивать не только можно, но и необходимо. Ведь речь вовсе не о том, что эмоциональный интеллект есть что-то врожденное или раз и навсегда приобретенное. Это способности, над которыми нужно работать и которые могут быть успешно развиты. Эмоциональный интеллект растет в течение всей жизни, естественным образом увеличиваясь с возрастом и жизненным опытом.
Ежедневно общаясь с людьми, тем самым мы способствуем развитию своего эмоционального интеллекта – учимся понимать собеседника, осознавать свои чувства и управлять эмоциями, такими как гнев, раздражение или уныние. При этом, общаясь, старайтесь обращать внимание на свое настроение и настроение собеседника. Попытайтесь представить себе, о чем он думает, что чувствует… Порой у каждого из нас бывают такие эмоциональные состояния, которые определить бывает непросто. Часто мы сами (или человек, с которым мы общаемся) пребываем в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами или с другими людьми, мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук какого-то чувства – все эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум». Поэтому важно уметь не только замечать в себе чувства, но и знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. Эмоциональное состояние, будучи названным и понятным, становится «ключом» к пониманию самого себя и других людей.
Важно не только уметь распознавать эмоции, но и учиться находить адекватный способ выразить их. Нужно не игнорировать свои чувства и не подавлять их, а уметь выражать в диалоге с партнером и добиваться конгруэнтности (соответствия) вербальных и невербальных средств выражения чувств. На работе мы привыкли столь часто сдерживать свои эмоции, что это уже входит в привычку. Однако практика показала, что чем больше человек открыт к диалогу и восприятию, тем успешнее складываются у него отношения с окружающими.
Кроме того, в диалоге мы учимся не только понимать собеседника, но и самих себя, осознавать свои чувства и выявлять их причину. А когда причина эмоций (в том числе и негативных – таких как гнев, раздражение или уныние) становится известна, это помогает лучше управлять своими чувствами. Известно, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться негативным эмоциям. Если человек наделен подобными способностями, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с профессиональной деятельностью.
«Левополушарным» людям полезно также заняться хобби, которое так или иначе будет связано с творчеством (музыкой, литературой, рисованием и т. д.) – всем тем, что способствует развитию правого полушария головного мозга. Всему этому, кажется, мы не так уж часто уделяем внимание в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями. Однако никто не запрещает нам заниматься творческим трудом в свободное время, переходя время от времени в режим правого полушария: медитировать, мечтать, рисовать картины внутренним взором.
Важно отметить, что наработка эмоциональной компетентности требует изменений на достаточно глубоком уровне и соответственно отнимает много времени. При этом в погоне за повышением эмоционального интеллекта не стоит бросаться из крайности в крайность: сколь угодно высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни уровня «технических» знаний, необходимого для успешного выполнения работы, ни умения грамотно выносить профессиональное суждение.

Е. Полетаева
Материал предоставлен журналом « Расчет»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное