Концерт начинается с… билетного оператора

Концерт начинается с… билетного оператора

11.12.2009 распечатать

Продажа билетов на культурно-массовые мероприятия пока не получала широкого освещения на страницах бухгалтерской периодики. Однако она не является какой-то специфически новой для РСБУ, как, например, учет опционов. Учет в этой сфере вполне укладывается в понимание российского бухгалтера, но все же документооборот имеет существенные особенности.

Ночные клубы, киноконцертные залы, стадионы не всегда самостоятельно реализуют билеты на проводимые мероприятия. Гораздо чаще реализацию проводят билетные операторы.

Агент выходит на связь

Сама технология работы с билетными операторами проста. Билеты на мероприятие продаются через розничную сеть киосков, находящихся, к примеру, на станциях метрополитена или в торговых центрах. В зависимости от уровня работы билетного оператора можно приобрести билеты на следующих условиях: по номинальной стоимости либо с наценкой билетного оператора.
По номинальной стоимости, как правило, продаются билеты на мероприятия, которые хоть и пользуются определенным спросом у публики, однако не собирают полных залов и стадионов. Вот вам истинная цена рекламному слогану «Билеты – БЕЗ НАЦЕНКИ». С наценкой же придется покупать билеты на те мероприятия, которые расходятся, как горячие пирожки, в любой кризис.
В любом случае и Большой театр дает право продавать свои билеты билетным операторам – по сути агентам, реализующим их как за твердое агентское вознаграждение, так и за процент от выручки.

Важнее нет работы, чем считать свои же квоты

Специфика работы с билетами заключается в том, что на культурно-массовые мероприятия они, как правило, физически не передаются. Передаются квоты и билетная информация. Соответственно возвращаются тоже не билеты, а сама билетная информация и квоты.
Приведем пример передачи билетной информации по возврату билетов от билетного оператора организатору культурно-массового мероприятия.

Пример 1
Билетный оператор – ООО «РОК».
Организатор культурно-массового мероприятия – ООО «КЛУБ-КОНТАКТ».
По агентскому договору ООО «РОК» передало 200 входных билетов по 1000 руб. и 25 билетов по 3000 руб. ООО «КЛУБ-КОНТАКТ», которое реализовало всего пять входных билетов. На документе показан образец возврата билетной информации.

Акт возврата билетной информации

Договор всему голова

Приведем пример работы по распространению билетов на мероприятие через агента, который привлекает билетных операторов.

Пример 2
По условиям агентского договора ООО «РОК» за вознаграждение в 5 процентов от суммы реализованных билетов передает по акту передачи билетной информации билетную квоту ООО «КЛУБ-КОНТАКТ».
В свою очередь ООО  «КЛУБ-КОНТАКТ» привлекает по субагентским договорам ООО «Кассир» и ООО «Концерт». Они за вознаграждение в 10 процентов от суммы реализованных билетов продают их, печатая на собственных бланках автоматизированным способом.
Рассчитаем финансовый результат сделки. На документе 2 показано, как будет выглядеть отчет Агента (ООО «КЛУБ-КОНТАКТ») перед Принципалом (ООО «РОК»).
Бухгалтерский учет операций у ООО «КЛУБ-КОНТАКТ» (общая система налогообложения):

Дебет 62   Кредит 76-5
¬– 1 000 000 руб. ¬– отражена выручка от реализации услуг ООО «РОК»;

Дебет 51    Кредит 62
¬– 900 000 руб. ¬– поступили деньги от субагентов;

Дебет 76-5 Кредит 90 ¬
– 50 000 руб. ¬– начислено агентское вознаграждение (1 000 000 х 5%);

Дебет 90-3 Кредит 68-2 
¬– 7 627 руб. ¬– начислен НДС на агентское вознаграждение (50 000 х 18% / 118);

Дебет 76-5 Кредит 51 ¬
– 850 000 руб. ¬– перечислены деньги покупателей на счет ООО «РОК» за вычетом агентского и субагентского вознаграждения.

Деньги, полученные агентом в ходе исполнения агентского договора, не включаются в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль (ст. 156, подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Выручкой для агента может считаться только агентское вознаграждение.
ООО «КЛУБ-КОНТАКТ» будет обязано начислить агентское вознаграждение, выставить счет-фактуру и занести его в книгу продаж.
Обратите внимание: сумму субагентского вознаграждения в свои расходы включает ООО «РОК», как продавец услуг, привлекающий для этих целей сторонних исполнителей, а не ООО «КЛУБ-КОНТАКТ». Последний по сути является простым посредником в цепочке, исполняющим лишь некоторые функции.

Отчет Агента по Договору № 11/2009 от 10/07/2009 года.

Продано билетов на мероприятие 25 августа 2009 года по адресу: Москва, улица Правды, дом 9

Выручка всего 1 000 000 руб.

Билеты по 1000 руб. за штуку

ООО «Кассир» - 330 штук на сумму 330 000 руб.

ООО «Концерт» - 150 штук на сумму 150 000 руб.

Билеты по 500 руб. за штуку

ООО «Кассир» – 60 штук на сумму  30 000 руб.

ООО «Концерт» - 200 штук на сумму 100 000 руб.

Билеты по 3000 руб. за штуку

ООО «Кассир» - 100 штук на сумму 300 000 руб.

ООО «Концерт» – 30 штук на сумму 90 000 руб.

Вознаграждение по субагентским договорам

ООО «Кассир» (10%) – 66 000 руб.

ООО «Концерт» (10%) – 34 000 руб.

Субагентское вознаграждение итого 100 000 руб.

Итого выручка за вычетом субагентского вознаграждения

900 000 руб.

Агентское вознаграждение ООО «КЛУБ-КОНТАКТ» (5%)

50 000 руб. (1 000 000 х 5%)

Выручка ООО «РОК» за вычетом агентского вознаграждения

850 000 руб.


Как видно из примера 2, финансовый результат ООО «КЛУБ-КОНТАКТ» равен 50 000 рублей (в том числе НДС 18 %), расходы же ООО «РОК» по привлечению субагентов составляют 150 000 рублей. Что же касается целесообразности привлечения для реализации билетов длинной цепочки исполнителей, зачастую ночные клубы просто не имеют возможности выпускать входные билеты на собственных БСО, для чего привлекают крупных билетных операторов. Им едино – продавать билеты в цирк или ночной клуб. Кроме того, ночные клубы не имеют возможности контролировать самих операторов, для чего привлекают первого агента.  

Это важно
Не облагается НДС реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке, как бланк строгой отчетности. Однако такое освобождение не распространяется на посредников.

Мир шоу-бизнеса действительно не прост не только для понимания, но также  для учета. Однако, разложив бухгалтерский учет на составляющие (ПБУ, Гражданский и Налоговый кодексы, договоры агентские, купли-продажи), а также грамотно читая и составляя неальбомные акты передачи и возврата билетов, его совсем нетрудно привести из теоремы к аксиоме.

Д. Васильев, финансовый директор ООО “Глобал Клаббинг”
(Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...