«Уже не миф, но еще не данность»
20.10.2009 распечататьОдин за другим этой осенью случились сразу несколько инновационных форумов - в Томске, в Петербурге, в Москве. Участие в мероприятиях принимали влиятельные чиновники и бизнесмены, что прямо свидетельствует об одном - правительство всерьез задумалось о высоких технологиях. Словосочетание «инновационное развитие страны» стало таким же модным среди парламентариев, как прежде были - «укреплять вертикаль власти» и «бороться с коррупцией». Что ждет экономику и удастся ли навести мосты между властью, бизнесом и наукой?
Для перехода отечественной экономики на инновационную основу остается мало времени, заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин:
-Инновационность российской экономики - уже не миф, но еще не данность. Существуют отдельные компании и отрасли - «островки», которые используют новейшие научные достижения и воплощают их в жизнь», - сказал Шохин, добавив, что на них и надо опираться, «намывая базу новой экономики».
Ранее о необходимости применять высокие технологии для развития экономики говорил Дмитрий Медведев. Представленная на заседании Госсовета президентская «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», по сути, и является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Этим летом правительство решило приложить максимум усилий, для того чтобы достичь целей, намеченных стратегией. В июне и в июле текущего года, на заседаниях Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ (первое состоялось в компьютерной антивирусной Лаборатории Касперского, второе – в Федеральном ядерном центре «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» в Сарове) – были обозначены приоритеты инновационного развития российской экономики. Напомним, ими стали: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; технологии в сфере медицины и стратегические информационные технологии. Также в конце июля состоялось заседание Совета безопасности, посвященное производству суперкомпьютеров: в ближайшие годы на эти цели будет выделено несколько миллиардов рублей. Наконец вспомним о возвращении депутатов Госдумы из отпусков специально для того, чтобы принять президентский законопроект о создании малых инновационных предприятий при вузах. Все говорит о том, что заявление Александра Шохина: «Инновационность - это наша общая мечта, которую мы постепенно превращаем в реальность», - не просто слова.
Почему об инновационном развитии заговорили только сейчас? |
Нынешний финансовый кризис - «сильный помощник» инновационному развитию, считает и глава госкорпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс. Во времена, когда индекс РТС рос на 100 процентов в год, никто не видел необходимости вкладывать средства в высокотехнологичные отрасли, напомнил он, зато сейчас даже государство осознали необходимость развития высоких технологий.
Аналогичное мнение на Российской инновационной недели в Санкт-Петербурге высказал директор проектного офиса «РОСНАНО» Михаил Чучкевич: - Акционеры мировых компаний обратили внимание на возможность делать бизнес с русскими. Поэтому у нас сегодня приличный пакет заявок из-за рубежа. В качестве примера глава проектного офиса «Роснано» привел сотрудничество группы ВТБ и венчурного фонда DFJ (Draper Fisher Jurvetson). При этом Михаил Чучкевич отметил, что для российских инновационных компаний опыт иностранных партнеров будет весьма полезен. В настоящий момент «РОСНАНО» утвердило финансирование 36 инновационных проектов с общим объемом финансирования более 90 млрд. руб. (доля «РОСНАНО» составляет порядка 53 млрд. руб.). До конца текущего года наблюдательный совет госкорпорации намерен утвердить еще не менее 15 проектов. |
Всерьез об использовании высоких технологий задумались и в Минэкономразвития. Чиновники ведомства решили в 2010 году переориентировать программу по поддержке малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса в первую очередь инновационного. Эльвира Набиуллина, выступая на Инновационном форуме с международным участием, проходившем в Томске, заявила:
- Наряду с развитием приоритетных технологических инициатив очень важно создать живую, активную среду для осуществления инноваций частным бизнесом - именно он умеет видеть прибыль там, где ее еще нет, и где ее не видят другие.
По мнению министра, значительный импульс развитию инновационного предпринимательства придаст реализация принятого недавно закона о возможности создания бюджетными ВУЗами малых предприятий.
Набиуллина отметила, что правительство намерено «поддерживать этот закон также деятельностью Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, чтобы научные и образовательные учреждения могли создавать вокруг себя целый пояс инновационных предприятий».
По данным Минэкономразвития, уже сейчас в России есть регионы, которые по уровню образовательного потенциала и возможностям для внедрения инновационных разработок существенно выше, чем другие регионах, - и этот опыт необходимо передавать, считают в министерстве.
В целом, по словам Эльвиры Набиуллиной, министерство планирует постепенно включать инновационные элементы в федеральные целевые программы, касающиеся не только высокотехнологичных сфер, но всех традиционных секторов экономики:
- Необходимо, чтобы все инвестиционные деньги, которые мы выделяем из федерального бюджета, также бы стимулировали инновации и в традиционных секторах экономики.
Министр напомнила о том, что в настоящее время в бюджете уже существуют направления поддержки инноваций в высокотехнологичных сферах: федеральная целевая программа по космическим технологиям, авиатехнике, морской технике и программа по ГЛОНАСС, - и, по словам министра, эти статьи расходов практически не подвергались сокращению»:
-В целом, на такие программы идет около 250 миллиардов рублей - это четверть инвестиционной программы бюджета России.
Вместе с тем Минэкономразвития планирует постепенно включать инновационные элементы и в другие целевые программы, направленные на развитие транспорта, поддержку жилищного строительства, создание социальной инфраструктуры:
-Инновации могут быть в любой сфере экономики: в нефтехимии, на транспорте, в сельском хозяйстве. Инновационная экономика - это качество работы всех отраслей, и со временем мы будем создавать стимулы для продвижения инноваций по всем программам.
Нет историй успеха
На пленарном заседании Российской инновационной недели в Петербурге обсуждали три основных вопроса: «Инновация Россия: миф или реальность», «Рабочие места или инновации», «Инновации: модернизация старой индустрии или создание новой». По каждому из вопросов среди гостей в зале проходило электронное голосование. В итоге 64% высказались за создание новой индустрии; инновации как реальность, а не миф, оценивают 59%, а за рабочие места отдали свой голос 13% присутствующих на заседании.
Формулировка «миф или реальность», и 59% заставляют задуматься, что же мешает этому самому инновационному развитию экономики и приравнивает его к мифу? Депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарев считает, что об инновационном развитии вообще говорить пока рано:
-У нас до сих пор нет предпринимателей, создающих инновационные компании, нет высших учебных заведений, где бы учили коммерциализации научных идей и разработок, не ликвидирована пропасть между ВУЗами, наукой и производством. Соответственно, нет и историй успеха.
Стоп-фактор |
По мнению депутата Государственной Думы, председателя подкомитета по технологическому развитию Ильи Пономарева инновационное развитие России тормозят десять факторов:
• Кадровый голод; • Сырьевая структура экономики; • Неблагоприятный деловой климат; • Сопротивление элит; • Отсутствующие или не работающие институты развития; • Неразвитая инфраструктура; • Имидж России на Западе; • Низкая конкурентоспособность страны на мировом рынке; • Коррупция • Не отвечающее потребностям инновационной экономики законодательство. |
Одной из главных проблем Илья Пономарев назвал отсутствие единого руководства модеризацией экономики и инновационным развитием. Из-за низкой результативности работы правительства в этой сфере и созданных институтов развития президент вынужден был создать специальную комиссию, по сути дублирующую функции кабинета министров, отмечает Пономарев, и называет простые причины неэффективной деятельности правительства:
- Внедрение инновационных технологий в сфере государственного управления грозит дестабилизацией сложившейся бюрократической системе, поскольку сделает прозрачной деятельность чиновников. И этому бюрократы отчаянно сопротивляются.
Немало проблем накопилось и в законодательстве, считает депутат Илья Пономарев:
- Необходимо устранить нечеткость формулировок в ряде законов, оборачивающихся двойным толкованием, например, НДС для производителей программного обеспечения, защита персональных данных». С учетом появления и развития новых форм деятельности, прежде всего венчурной, в кратчайшие сроки требуется доработка Гражданского кодекса, законов о банкротстве, об акционерных обществах, а также внесение поправок в законы о связи, рекламе и СМИ. Для стимулирования инновационного малого и среднего бизнеса нужно внести изменения и в закон о госзакупках.
Отдельно отметил Илья Пономарев несовершенство налоговой системы, которая стимулирует развитие не высокотехнологичных отраслей, а отраслей с низкой добавленной стоимостью:
- Даже принятые законы налоговая служба трактует не в пользу инноваторов.
К тому же, как полагает парламентарий, «отсутствует внутренний спрос на инновационную продукцию, а госзаказ так и не стал инструментом поддержки инноваций».
Государство должно стать «бизнес-ангелом»
Барьеры на пути развития инновационной и высокотехнологичной экономики в России созданы самим государством отмечает генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс:
-Абсолютное большинство существующих сегодня барьеров для инновационной экономики построено нашим родным государством - построено с любовью, надежно, прочно, начиная со СНИИПов, ГОСТов и СанПИНов, заканчивая нормативным регулированием для венчурных фондов.
При этом масштаб необходимых изменений в российском законодательстве, в структуре экономики для развития инноваций, по мнению Анатолия Чубайса, сопоставим с изменениями, которые произошли во времена возрождения частной собственности в России или реформы электроэнергетики. К примеру, напомнил он, еще в 1991 году в России действовала уголовная статья за частное предпринимательство.
18 миллионов за один день |
В первый же день работы Российской инновационной недели были подписаны два соглашения об инвестициях в старт-апы на общую сумму в 18 млн. рублей.
Компания «Поливал Россия» привлекла финансирование в 16,51 млн. рублей, которые выделит бизнес-ангел Игорь Белоусов, на реализацию проекта по производству высокотехнологичных защитных красок. Срок службы таких красок в 9 раз выше традиционных, потребители продукции – сферы городского и дорожного хозяйства, жилищно-коммунальный комплекс. Планируется, что объем продаж за первый год реализации проекта составит 75,5 млн. рублей. Второй проект «АртЭксперт» – интернет-продажи современных изданий по культуре и копий раритетов, хранящихся в российских музеях и библиотеках, – привлек инвестиции для первого этапа в размере 1,5 млн. рублей. Общий объем инвестиций составит 21 млн. рублей, соглашение подписали инициатор проекта Анна Генералова и генеральный директор ООО «Бранко» Луиза Александрова. Срок окупаемости инвестиций – 5 кварталов. |
Депутат Законодательного собрания Красноярского края, директор Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации Василий Моргун уверен, что без изменения законодательной базы и без дополнительных властных решений, инновационное развитие еще не скоро из мифа превратится в реальность: по мнению Василия Моргуна предприниматели в развитии инноваций вообще не заинтересованы:
-Бизнес, промышленность, производство, как правило, весьма инертны в этом отношении. Тому есть ряд причин. Первая состоит в том, что у некоторых предприятий и так есть в запасниках достаточно мощные инновационные решения, которые могут быть реализованы еще только через несколько лет. Примером могут служить ИТ-компании, которые, на сегодня обладают куда более мощными технологиями, нежели представлены
на рынке. А пока существующий товарный ряд пользуется спросом, выводить что-то новое бессмысленно. Далее, в основной своей массе инновации связаны с повышением
технологичности, энергоэффективности и экологичности, в чем предприятия также
не заинтересованы.
При этом, по мнению Ильи Пономарева, «государство не может заменить собой рыночную инфраструктуру». Его задача — сформировать благоприятные условия для инвестиционной среды внутри страны и обеспечить поддержку наших высоко технологичных компаний на мировом рынке:
-С одной стороны, недостаточным и очень дорогим у нас является доступ к ключевой инфраструктуре: офисам, телекоммуникациям, кредитам. С другой, — до сих пор нет ни практики офсетных сделок, ни агентств по экспорту. Так что российское государство — в отличие от других — скорее, помогает иностранным конкурентам, а не своим инноваторам.
В свою очередь предприниматели, инвестирующие в инновационные разработки (так называемые «бизнес-ангелы»), также убеждены в необходимости государственного управления инновационными разработками и предлагают повысить роль государства в поддержке высоких технологий: государство само должно стать таким «бизнес-ангелом», говорит член «Содружества бизнес-ангелов России» (СБАР) из Москвы:
- Начинать надо с возобновления фундаментальных исследований, реанимации НИИ как мозговых центров, обновления инфраструктуры. А это может только государство.
Ирина Пискун
Московский бухгалтер
Московский бухгалтер