Лимит дохода от ВАСа

Лимит дохода от ВАСа

22.09.2009

Организация имеет право перейти с 1 января 2010 года на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев этого года ее доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 15 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
При этом указанная сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее.

<!DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN">
<html>
<head>
  <meta content="text/html; charset=Windows-1251"
http-equiv="content-type">
  <title></title>
</head>
<body>
<p>
Также напомним, что если по итогам отчетного (налогового) периода
доходы налогоплательщика, превысили 20 млн. рублей, то такой
налогоплательщик считается утратившим право на применение
«упрощенки» с начала того квартала, в котором
допущены указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).<br>
<br>
<span style="font-weight: bold;">Суть спора</span><br>
<br>
Обе приведенные суммы индексируются. Вопрос только в том, сколько
коэффициентов-дефляторов следует применить при расчете предельного
дохода, который дает право на начало применения данного спецрежима
(индексируются 15 млн.руб.) или продолжение его применения
(индексируются 20 млн.руб.).<br>
Напомним, что согласно правилам пункта 2 статьи 346.12 Налогового
кодекса величина предельного размера доходов организации при
«упрощенке» подлежит индексации на
коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий
календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары
(работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год,
а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с
настоящим пунктом ранее. Иными словами, данная императивная норма
Налогового кодекса требует от налогоплательщиков, применяющих
упрощенную систему и контролирующих их госорганов индексировать лимиты
в 15 и 20 млн. рублей для получения их реальной величины в
соответствующем году на все ранее установленные коэффициенты.<br>
Ежегодно такие коэффициенты-дефляторы для целей применения главы 26.2
Налогового кодекса устанавливает Минэкономразвития России своими
приказами.<br>
Таким образом, если четко придерживаться норм Налогового кодекса,
методика расчета предельной величины дохода за 2009 года выглядит
следующим образом: 20 000 000 руб. x 1,132 (2006 г.) x 1,241 (2007 г.)
x 1,34 (2008 г.) x 1,538 (2009 г.). В итоге получается 57 904 102,94
рубля. <br>
Но как это часто бывает, чиновники иногда самые бесспорные правила
кодекса читают иначе, чем сами налогоплательщики. В одном из своих
писем (письмо от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272) Минфин России и
сообщил всем, что, по его мнению, и в данном конкретном случае не
следует читать норму кодекса буквально. В частности, Минфин указал, что
по его мнению, в 2007 году как величина предельного размера доходов по
итогам 9 месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций
на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года (15
млн.руб.), так и величина предельного размера доходов
налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной
системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007
году (20 млн.руб.) должны рассчитываться только с применением одного
коэффициента, последнего из утвержденных Минэкономразвития. <br>
Рассчитанный по методике финансистов годовой предельный лимит дающий
право на применение УСН составит 30 760 000 рублей (20 млн. руб. х
1,538). Как можно увидеть разница получается весьма существенной
– более 27 млн.рублей.<br>
<br>
<span style="font-weight: bold;">Чем объясняется позиция
Минфина?</span><br>
<br>
Такая на первый взгляд, совсем нелогичная позиция Минфина объясняется
тем, что, по его мнению, Минэкономразвития устанавливая ежегодный
коэффициент-дефлятор, учитывает в нем все показатели, в том числе и
прошлогодние коэффициенты. <br>
Видимо в министерстве экономики, желая упростить жизнь
«упрощенцев», решили самостоятельно рассчитывать
ежегодно сводный коэффициент-дефлятор, который можно будет сразу
применить к базовому размеру лимитов доходности установленных в самой
главе 26.2 Налогового кодекса. Однако чиновники данного ведомства не
учли, что, поступив таким образом, они, во-первых, вышли за пределы
предоставленных им полномочий, а во-вторых, пытаются корректировать
законодателя, который предусмотрел применение именно последовательности
коэффициентов, а не установление на каждый год одного сводного
коэффициента учитывающего инфляцию нарастающим итогом. <br>
Кроме того, поступив так, Минэкономразвития следовало было хотя бы в
тексте самих своих приказов оговаривать особенности производимого им
расчета «сводного» коэффициента-дефлятора на
соответствующий год для целей «упрощенки». Однако
даже этого министерство не сделало. Сделать это попытался только Минфин
в своем письме.<br>
В итоге создалась потенциально спорная ситуация. Ведь хотя с
экономической точки зрения с выводами финансового ведомства нельзя не
согласиться, формально они никак не соответствуют действующим нормам
законодательства. <br>
<br>
<span style="font-weight: bold;">Что написано пером
…</span><br>
<br>
И вот недавно данная спорная ситуация стала предметом рассмотрения
Высшего Арбитражного Суда РФ. Речь идет о постановлении Президиума ВАС
РФ от 12 мая 2009 года по делу ООО «Новгородский
стоматологический центр». Судьи даже запрашивали
Минэкономразвития о том, действительно ли коэффициент 2007 года
учитывает коэффициент 2006 года. Невзирая на полученный из министерства
ответ, что ими при установлении коэффициента-дефлятора на 2007 год
учитывался коэффициент-дефлятор, который применялся в 2006 году, судьи
все же подержали налогоплательщика. <br>
Они исходили из того, что в приказах Минэкономразвития, которыми
установлены коэффициенты на очередной год, не говорится о том, что они
рассчитаны с учетом прежних коэффициентов. Кроме того,
налогоплательщики не обязаны каждый раз направлять запрос в
Минэкономразвития, как это сделал ВАС РФ, и не только могут, но и
должны руководствоваться прямыми императивными нормами кодекса, т.е.
перемножать все установленные коэффициенты.<br>
    После выхода данного постановления
Президиума ВАС РФ можно утверждать, что еще одним спорным вопросом
налогообложения стало меньше. Ведь теперь и
«рядовые» арбитражные суды вряд ли примут решения,
которое пойдут вразрез с решением ВАС. <br>
<br>
<div style="text-align: right;"><span
style="font-weight: bold; font-style: italic;">С.М. Рюмин,
аудитор</span><br
style="font-weight: bold; font-style: italic;">
</div>
</p>
</body>
</html>

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное