За помощью в ФНС

За помощью в ФНС

14.07.2009

Для того чтобы получить достоверную информацию по вопросам, связанным с налоговым законодательством, организация или физическое лицо вправе обратиться в Федеральную налоговую службу. Можно ли здесь столкнуться с трудностями? И могут ли отказать в консультации государственные органы?

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организация может столкнуться с трудностями учета, так же как и физическое лицо, которое первый раз, например, заполняет декларацию 3-НДФЛ. В таких ситуациях налогоплательщики обращаются за помощью в консультационные или аудиторские фирмы. Хотя пункт 1 статьи 21 Налогового кодекса предусматривает, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета бесплатную информацию от налоговых органов (Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее – Регламент), утв. приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н):

– о действующих налогах и сборах;

– о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

– о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

– о правах и обязанностях налогоплательщиков;

– о полномочиях налоговых органов;

– о порядке заполнения налоговой декларации.

Все объяснения представляются бесплатно. Так же на разъяснения чиновников налоговой службы можно будет ссылаться, если вы последовали их «совету», а проверяющий налоговый инспектор вас оштрафовал (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Поэтому письмо чиновников не выбрасывайте: если дело дойдет до суда, оно будет доказательством, что вы добропорядочный налогоплательщик и следуете разъяснениям действующего законодательства, которые представлены Федеральной налоговой службой. Согласно подпункту 14 пункта 6 Регламента, налоговые органы не вправе представлять недостоверную информацию, которая не соответствует законодательству о налогах и сборах, иным нормативным правовым актам, в то время как ссылка на консультации аудиторов должного «эффекта» не произведет.

Как обращаться?

Обратиться за помощью можно следующими способами:

– устно по телефону;

– лично в налоговый орган;

– письменно;

– по электронной почте.

Вы можете обратиться в устной форме в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет лично или по телефону ее справочной службы, также можно обратиться в вышестоящий налоговый орган по телефону справочной службы. В Приложении № 1 к Регламенту приведен перечень налоговых органов с адресно-реквизитной информацией, осуществляющих бесплатное информирование. Ответ должен представляться в момент обращения.

Максимальное время ожидания в очереди, если вы решили лично прийти в ИФНС, – 30 минут, в «авральные» дни – до двух часов. Если вы пришли за 40 минут до окончания рабочего дня, вас должны принять. Изложить свой вопрос следует за 15 минут. Если чиновник в одиночку не справляется с вашими вопросами, то он должен привлечь коллегу. Вопросы, которые требуют обосновательной базы и подробных разъяснений, просят представить в письменной форме.

Письменное обращение можно представить лично, по почте, в электронном виде. Образец формы письменного обращения приведен в Приложении № 4 к Регламенту. Ответ ждите в течение 30 дней с момента регистрации обращения. Если вопрос представлялся лично в письменной форме, то можно потребовать отметку о принятии на втором экземпляре.

Порядок ответа

В разъяснениях действующего законодательства налоговые органы вправе вам отказать, но отказ они должны представить в письменном виде. Также налоговые органы вправе разместить ваш вопрос и ответ на него в средствах массовой информации, на официальных сайтах, на информационных стендах налоговых органов, обсуждать его на семинарах с налогоплательщиками «круглых столов». Если вы не получили никакого ответа от налоговых органов по «неизвестным» причинам или ваши права нарушены, то обращайтесь с жалобой в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Причины отказа

Конечно, перспектива получить бесплатную консультацию большинству налогоплательщиков по душе. Но чтобы получить полноценный ответ, следует представить все необходимые сведения, которые затребует налоговая служба. Документы, которые требуются от налогоплательщиков, для каждой процедуры свои (п. 11, 15 Регламента). Обычно это основные сведения о налогоплательщике, его должностных лицах и представителе.

Даже если обращение к налоговым органам производится в устной форме, налогоплательщик обязан представить о себе все необходимые сведения. Если вы направляли обращение по электронной почте, то обязательно напишите свои Ф.И.О. и почтовый адрес.

Регламентом определены основания, по которым налоговые органы могут отказать в бесплатной информации (п. 12 Регламента):

– по вопросам, которые не входят в компетенцию налоговых органов;

– о представлении сведений, которые не подлежат разглашению;

– письменное обращение оформлено без подписи и указания Ф.И.О. физического лица, его почтового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, подписи и указания Ф.И.О. руководителя или уполномоченного представителя организации, который должен иметь доверенность, печать организации на обращении. Если обращение представлено на официальном бланке организации, то печать можно не ставить;

– о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

– о проведении юридической экспертизы документов (если иное не установлено законом);

– налогоплательщикам (их представителям) лично в целях получения информации, носящей конфиденциальный характер, в устной или в письменной форме (на руки) без представления документов, удостоверяющих личность или подтверждающих полномочия;

– дубликатные обращения – повторные по вопросу, по которому уже был дан ответ, или если это дубликат обращения, направленный в иной государственный орган;

– обращения, не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения.

Это важно

Налоговые органы не вправе «отмахнуться» от ваших вопросов без причины. Если устные разъяснения вас не устроили, то вы вправе повторить вопрос письменно. Если вопрос спорный и есть время подождать, то советуем вам направить письменное обращение.

Рекомендации

Сразу дадим вам несколько полезных рекомендаций. Если вы обращаетесь как частное лицо по вопросу, например, исчисления налога на прибыль и не указываете организацию и остальные необходимые реквизиты по ней, не подтверждаете ваши полномочия, то ваше письмо не подлежит рассмотрению. Даже если вы указываете свой полный почтовый адрес (домашний, например). Вам придет письмо о том, что частные лица этот налог не платят, а значит, и разъяснения вам по нему не положены. Так что не поленитесь представить нужные данные по организации.

Ваше письмо не подлежит рассмотрению и в том случае, если вы пишете от имени организации по вопросу заполнения формы декларации 3-НДФЛ по продаже машины и не указываете Ф.И.О. и почтовый адрес физического лица. Аргумент аналогичный – организации не подают декларации 3-НДФЛ.

В этом и заключается вся «соль» бесплатных разъяснений действующего законодательства Федеральной налоговой службой. Не исключено, что вы будете сидеть в очередях, собирать необходимые документы, а в итоге получите отказ. А если выполните процедуру обращения как положено – бесплатную консультацию и разрешение своего вопроса.

С. Шестакова, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия», ИД «Бератор»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное