Аннулированный подряд

Аннулированный подряд

29.05.2009 распечатать

Клиент — персона по натуре капризная. Он может в любой момент передумать и отменить заказ. Такое развитие событий обернется головной болью для бухгалтерии исполнителя. Ведь в учете и налогообложении аннулированных заказов есть спорные моменты.

Затраты уменьшат прибыль?

Если договором не предусмотрено иное, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от его исполнения, при этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально уже проделанной работе. Разберемся, как поступать бухгалтеру в этой ситуации.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ затраты на аннулированные производственные заказы включаются в состав внереализационных расходов. В целях налогообложения прибыли компания вправе учесть не только документально подтвержденные затраты, понесенные при выполнении заказа, но и остатки приобретенных необработанных материалов. Это возможно, например, если фирма не сможет их использовать или реализовать в будущем в силу специфики товарно-материальных ценностей. Таково мнение чиновников, изложенное в письме Минфина России от 20 марта 2002 г. № 04-02-06/2/24. Указанные затраты включаются в состав расходов в том отчетном периоде, когда заказ был аннулирован (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2004 г. № Ф04-5376/2004(А27-3439-14)). При этом факт прекращения работ юридически закрепляется расторжением договора.

Поэтапный учет

Рассмотрим пошагово, какие бухгалтерские проводки при аннулировании производственных заказов нужно сделать работнику учета.

Шаг 1. Сформирована стоимость готовой продукции (Дебет 20 – Кредит 02, 10, 70, 69). Первичный документ: расчетно-платежная ведомость, требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет.

Шаг 2. Готовая продукция принята к учету (Дебет 43 – Кредит 20). Первичный документ: накладная на передачу готовой продукции в места хранения.

Шаг 3*. Восстановлена ранее принятая к вычету сумма НДС по материалам, работам, услугам, использованным для изготовления продукции по аннулированному заказу (Дебет 19 – Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»). Первичный документ: извещение заказчика об отказе от исполнения договора, бухгалтерская справка-расчет.

Шаг 4*. Восстановленная сумма НДС включена в стоимость готовой продукции (Дебет 43 – Кредит 19). Первичный документ: бухгалтерская справка-расчет.

Шаг 5. Отражено списание стоимости утилизированной продукции (Дебет 91-2 – Кредит 43). Первичный документ: извещение заказчика об отказе от исполнения договора, акт на списание продукции по аннулированному заказу.

Шаг 6. Отражены расходы по утилизации нереализованной части продукции (Дебет 91-2 – Кредит 70, 69). Первичный документ: извещение заказчика об отказе от исполнения договора, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет.

Шаг 7. Заказчиком признана претензия по возмещению стоимости изготовленной продукции по договору и расходов по ее утилизации (Дебет 76-2 – Кредит 91-1). Первичный документ: уведомление заказчика о признании претензии.

Шаг 8. Отражено поступление денежных средств на погашение задолженности заказчика (Дебет 51 – Кредит 76-2). Первичный документ: выписка банка по расчетному счету.

Без акта ждите неприятностей

В пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ содержится ссылка на первичный документ, на основании которого признаются расходы по аннулированным производственным заказам: «...признание расходов по аннулированным заказам... осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом». Даже если компания обладает другими подтверждающими документами, но не имеет акта, то при налоговой проверке затраты будут непременно исключены из числа внереализационных.

Унифицированной формы акта не существует. Он составляется в произвольной форме, но с обязательным учетом требований к реквизитам документа, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

  • наименование и дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Непринятие заказчиком результата работ в связи с аннулированием заказа не фигурирует в п. 3 ст. 170 НК РФ, где приведен исчерпывающий перечень случаев, при которых суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.

Нелишние бумаги

К акту обязательно приложите договор подряда, смету, график выполнения работ, письмо об отказе заказчика от исполнения договора и т. д. Данный перечень могут дополнить практически любые подтверждающие документы. Главное, чтобы они свидетельствовали о том, что работы производились, и заказчик их не принял, но причина отказа не связана с ненадлежащим их выполнением подрядчиком (например, нарушением технологии, которое повлекло за собой ухудшение качества).

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16 ноября 2004 г. № А56-2395/04 этот факт отмечен особо.

Сумма расходов по акту должна быть подтверждена первичными документами, расшифровками расходов по видам затрат. При отсутствии бумаг затраты могут быть не приняты при налогообложении (постановление ФАС Московского округа от 20 января 2006 г. по делу № КА-А40/13756-05).

Восстановить ли НДС?

Давайте разберемся, нужно ли в случае расторгнутого договора подряда восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету.

Арбитражная практика показывает, что налоговики придерживаются позиции, согласно которой компания должна восстановить к уплате в бюджет ранее принятую к вычету сумму НДС. Многие судьи придерживаются того же мнения (постановления ФАС Уральского округа от 23 января 2006 г. по делу № Ф09-6161/05-С7, ФАС Центрального округа от 26 июля 2004 г. по делу № А14-9331-03/310/24).

Однако в пользу налогоплательщика есть веские аргументы — рассмотрим их. Так, в п. 3 ст. 170 НК РФ указан исчерпывающий перечень случаев, при которых суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В этом списке нет такой ситуации, как непринятие заказчиком результата работ в связи с аннулированием заказа. Следовательно, восстанавливать суммы «входного» НДС по материалам, использованным в ходе выполнения заказа, не нужно. Данную позицию компаний в последнее время поддерживают арбитры — постановления ФАС Уральского округа от 8 октября 2007 г. № Ф09-8132/07-С2, ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2008 г. № А56-10624/2008.

Таким образом, примеры из арбитражной практики не дают однозначного ответа на вопрос о восстановлении НДС. Каждое предприятие должно само решать, по какому пути идти в решении данной проблемы.

Екатерина Софронова

* Проводки в шаге 3 и 4 отражают позицию налоговых органов.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...