Длинные руки ПФР

Длинные руки ПФР

18.05.2009

Проверки, проводимые внебюджетными фондами, доставляют организациям не меньше хлопот и неприятностей, чем ревизии налоговых органов. Нередки случаи, когда представители таких организаций допускают превышение своих полномочий. Но и страхователи сами порой создают ситуации, когда пенсионщики предъявляют к ним обоснованные претензии. Рассмотрим вопрос о том, как защищать свои права и интересы при взаимодействии с ПФР.

Покой нам только снится

Пенсионный фонд может проводить проверки компаний всех организационно-правовых форм. Инспектора ПФ вправе проверять достоверность сданных в фонд индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке работников. Что касается правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то такой контроль — это прерогатива фискальных органов.

Сотрудники Пенсионного фонда могут проводить камеральные и выездные проверки (их еще называют документальными). В первом случае работа с документами происходит без выезда по адресу предприятия, а во втором — проводится на территории страхователя.

Документальные проверки осуществляются, как правило, в плановом порядке. В список попадают, прежде всего, организации, имеющие значительную численность сотрудников, однако четких критериев отбора нет. И чем меньше ваша организация выделяется на фоне других, тем меньше вероятность привлечь к себе внимание.

При проведении проверки сотрудники ПФ руководствуются Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Данный документ утвержден Постановлением правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п. В рамках такой проверки фискалами изучаются:

  • учредительные документы организации;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
  • информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;
  • списки сотрудников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • кассовые документы;
  • банковская документация;
  • договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • личные карточки формы № Т-2;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;
  • карточки налогоплательщика;
  • другие документы, если это необходимо.

Сколько и на сколько?

В отличие от выездных налоговых проверок, которые охватывают три календарных года деятельности налогоплательщика, представители Пенсионного фонда проверяют два полных календарных года, предшествующих такому мероприятию.

Если число сотрудников организации не превышает 30 человек, проводится сплошная проверка. Если работников больше — выборочная, но она должна охватывать не менее 7% персонала. Однако если полученные результаты вызовут у ревизоров сомнения, они проверят всех сотрудников предприятия.

Длительность данной процедуры не может превышать двух месяцев. Еще по месяцу прибавляется на проверку каждого филиала (представительства).

Как и в случае с налоговыми ревизиями, Пенсионный фонд не может дважды проверять одно и то же предприятие по одним и тем же вопросам за один и тот же период.

Если компания не согласна с итогами проверки, она вправе представить в ПФР письменное возражение и приложить документы, обосновывающие претензии фирмы.

Подноготная ревизии

Документальные проверки проводятся на основании решения руководителя территориального органа ПФ.

Перед началом проверки инспекторы ПФ обязаны предъявить эту бумагу и свои служебные удостоверения руководству проверяемой фирмы. Без этих документов проводить ее они не вправе. Осуществлять контрольное мероприятие может только тот инспектор, фамилия которого есть в предъявленном документе.

Лицо, осуществляющее проверку, имеет право:

  • требовать представления документов, справок и сведений по вопросам, возникшим в ходе проверок;
  • требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании;
  • требовать представления страхователями дополнительных сведений;
  • получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая сведения, составляющие налоговую тайну;
  • составлять акт документальной проверки;
  • осуществлять корректировку индивидуальных сведений, представленных страхователями, и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет.

В первую очередь проверяются сведения по сотрудникам, которые выйдут на пенсию в ближайшие два года. Повышенное внимание уделяется работникам, имеющим право на льготную пенсию, и тем, кто привлекался к работе на основе гражданско-правовых договоров.

Согласно Методическим рекомендациям, проверка правильности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц включает следующие этапы:

  • контроль выполнения организацией процедуры регистрации работников в системе государственного пенсионного страхования — для этого необходимо выяснить, наличествуют ли у работников страховые свидетельства;
  • выявление достоверности сведений о выплатах, начисленных в пользу застрахованных лиц, и о размере тарифной ставки для начисления страховых взносов. Фактически это анализ достоверности отраженных в индивидуальных сведениях данных о выплатах, начисленных застрахованным работникам;
  • проверку сведений о трудовом (в том числе специальном) стаже.

Рассмотрим каждое из этих направлений проверки подробнее.

Проверка наличия у работников страховых свидетельств

Проверяя регистрацию работников организации в системе государственного пенсионного страхования, инспектора ПФ:

  • выявляют сотрудников, которые имеют страховые свидетельства, но по которым организация по каким-то причинам не представила индивидуальные сведения в отделение Фонда;
  • определяют работников, не имеющих страховых свидетельств. На них проверяющий должен составить два списка: отдельно на лиц, по которым сведения могут быть представлены, и отдельно на уволенных работников, из-за отсутствия связи с которыми представить индивидуальные сведения организация уже не может.

Проверка проводится путем изучения документов кадрового учета: штатного расписания, приказов о приеме и увольнении, разного вида договоров и других бумаг.

Контроль сведений о выплатах работникам

На этом этапе проверки инспекторы Пенсионного фонда проверяют достоверность сведений о выплатах в пользу застрахованных лиц. Для этого могут потребоваться расчетные ведомости, лицевые счета и прочие бухгалтерские документы, связанные с начислением заработной платы.

Проверка сведений о стаже

Так как одним из условий назначения пенсии гражданину является наличие требуемого трудового стажа, то целью этого этапа проверки является подтверждение правильности отражения в индивидуальных сведениях периодов фактической работы сотрудников в данной компании в соответствии с первичными учетными документами. И поэтому, прежде всего, проверке будут подвергаться первичные документы по учету кадров и использованию рабочего времени: штатное расписание, приказы (распоряжения), личные карточки работников.

Сведения, содержащиеся в личных карточках, инспектор будет сверять с данными, представленными организацией для персонифицированного учета в отделение фонда.

Документы по учету рабочего времени (табели, записки-расчеты о предоставлении отпуска и др.) будут проверяться с целью подтверждения фактического периода осуществления трудовой деятельности и продолжительности простоев, а также нахождения сотрудников в отпусках и т. п.

В ходе проверки стажа лиц, выполнявших работы или оказывавших услуги по гражданско-правовым договорам, а также по авторским соглашениям, проверяющие будут анализировать сроки действия и условия этих документов. Следует помнить, что периоды работы по ним могут быть засчитаны в стаж только при условии подтверждения выполнения его условий, оплаты и уплаты страховых взносов.

Запротоколировать результат

По итогам документальной проверки составляется акт, в котором излагаются факты нарушений. Его заверяют печатями фонда и организации и подписывают проверяющие, руководитель и главный бухгалтер.

Данная бумага составляется в двух экземплярах, один из которых остается в отделении фонда, а другой инспекторы передают руководителю организации.

Ваша подпись на акте не означает, что вы согласны с выводами, изложенными в нем. Если вы отказались подписывать акт, инспектор просто поставит на нем соответствующую отметку — на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет. Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, вы можете не ставить свой автограф или же подписать бумагу, но сделать оговорку о своем несогласии.

Кроме того, вы вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в территориальное отделение фонда письменные возражения. К ним нужно приложить заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность ваших претензий.

Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (или их представителей). О времени и месте проведения данной процедуры организацию обязаны известить заблаговременно. Если должностные лица фирмы в назначенное время не явились, материалы проверки, а также представленные возражения, объяснения и другие документы рассматриваются в их отсутствие.

По результатам рассмотрения этих материалов руководитель территориального органа фонда выносит соответствующее решение. Его копия вручается должностным лицам организации под расписку. Если же вы уклоняетесь от получения акта, проверяющие отправят его вам по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты отправки письма.

Если сотрудники фонда не вручили вам акт, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

Если число работников не превышает 30 человек, инспекторы проводят сплошную проверку. Если больше 30-ти, то проверят выборочно, но не менее 7% сотрудников.

Пенсионная «кара»

Если в ходе проверки выявлены ошибки в представленных индивидуальных сведениях, то организация вполне может отделаться легким испугом — если в двухнедельный срок внесет в установленные формы необходимые исправления и сдаст их в отделение ПФР.

А вот при более серьезных нарушениях без штрафа не обойтись.

Если вы предприниматель, то обязаны встать на учет в Пенсионном фонде при заключении с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров. Для этого нужно не позднее 30 дней с момента заключения последних подать в территориальное отделение Пенсионного фонда заявление. Если же этого не будет сделано своевременно, то фирму могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а при опоздании более чем на 90 дней размер санкции увеличится до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата суммы страховых взносов карается штрафом в размере от 20% (за неумышленное занижение базы) до 40% (за умышленное занижение) от причитающейся к уплате суммы (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

За несвоевременную уплату страховых взносов также придется заплатить пени. Они определяются в процентах от неуплаченной суммы. Пени составят 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России за каждый день просрочки (ст. 26 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Нарушение сроков представления отчетности о стаже и заработке сотрудников, представление недостоверных данных, непредставление необходимых сведений влечет за собой санкции в размере 10% от суммы, причитающейся к перечислению в ПФ (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

Внимание! Сумма штрафа исчисляется от размера платежей только за тех застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены необходимые сведения (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79).

Наталья Базалей

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA