«Фирменная» ликвидация

«Фирменная» ликвидация

18.05.2009 распечатать

Далеко не каждое юрлицо может похвастаться результатами финансово-хозяйственной деятельности. В некоторых случаях подобное обстоятельство может вынудить владельцев бизнеса, что называется, «прикрыть лавочку», то есть ликвидировать свое детище. Как показывает практика, в том числе и арбитражная, данная процедура не так уж и проста.

Добровольно-принудительный порядок

Сущность ликвидации по смыслу статьи 61 Гражданского кодекса состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим субъектам. Что, кстати говоря, кардинально отличает данное мероприятие от реорганизации. Прекращение деятельности компании может быть вызвано инициативой ее учредителей. В этом случае речь заходит о так называемой добровольной ликвидации, процедура которой состоит из следующих этапов:

  • участники компании принимают решение о ликвидации и назначают ликвидационную комиссию;
  • комиссия ведет деятельность по ликвидации (публикует в печатных изданиях соответствующее объявление, выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризацию и составляет промежуточный ликвидационный баланс, удовлетворяет требования выявленных кредиторов, составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество компании между участниками);
  • в Единый государственный реестр юридических лиц вносятся записи о прекращении юридического лица.

В отличие от добровольной принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Подобная участь может постигнуть юрлицо в случаях, если:

  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона, которые носят неустранимый характер;
  • деятельность компании осуществляется без лицензии, запрещена законодательством или ведется с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

Если нарушения юридического лица не столь значительны, принудительная ликвидация ему не грозит. На данное обстоятельство, в частности, обратили внимание судьи ФАС Московского округа в постановлении от 24 января 2007 г. № КГ-А41/11868-06. Инициатором ликвидации, как и самого судебного разбирательства, стала налоговая инспекция, недовольная тем, что ответчик не представил в течение надлежащего срока документы для государственной регистрации выпуска своих ценных бумаг. При рассмотрении дела столичные арбитры обратили внимание, что провинившаяся компания хоть и с опозданием, но все-таки обратилась в соответствующий орган с просьбой зарегистрировать выпуск ценных бумаг. Допущенные нарушения носят устранимый характер, а поэтому не могут быть признаны неоднократными, и уж тем более не являются основаниями к ликвидации.

На практике много вопросов вызывает возможность принудительной ликвидации ввиду отсутствия юрлица по адресу, указанному в уставе и ЕГРЮЛ. Однако и в подобных ситуациях арбитры дают возможность субъектам предпринимательства реабилитироваться. В частности, в постановлении от 21 февраля 2007 г. № А56-58777/2005 судьи ФАС Северо-Западного округа посчитали, что отдельное нарушение НПА, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, даже будучи доказанным, само по себе не может являться единственным основанием для принудительной ликвидации. Разумеется, при условии, что такой проступок носит устранимый характер.

Интересное замечание было сделано Президиумом ВАС в Информационном письме от 5 декабря 1997 г. № 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации». Не опровергая тот факт, что в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком или прокурором, «высшие» судьи обратили внимание на то, что исследование вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется. При рассмотрении исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять исключительно наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица.

Вместе с тем если в ходе осуществления принудительной ликвидации у организации выявляется недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК), то ликвидационная комиссия от имени должника, кредиторы, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено подобное право, могут обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юрлица банкротом.

Обратите внимание, действующее законодательство не предусматривает ликвидации ПБОЮЛ. Таким образом, на предпринимателей правила статьи 61 Гражданского кодекса не распространяются (постановление ФАС Московского округа от 28 мая 2007 г. № КА-А40/4197-07).

Ликвидационный алгоритм

Порядок действий по ликвидации организации устанавливается положениями статей 62 и 63 Гражданского кодекса. В первую очередь на основании пункта 1 статьи 62 данного законодательного акта участники должны сообщить о начале ликвидации в уполномоченный государственный орган. Напомним, что с 1 июля 2002 года записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в Единый государственный реестр юридических лиц вносит ФНС России.

Извещать государственный орган о начале подобного мероприятия необходимо в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения по форме № Р15001, утвержденной постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. № 439 (далее — постановление № 439). Порядок заполнения указанного уведомления приведен в Методических разъяснениях, установленных приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@.

Решив ликвидировать фирму, ее участники должны назначить ликвидационную комиссию, о создании которой также нужно известить регистрирующий орган. Для реализации данной обязанности используется форма № Р15002, утвержденная постановлением № 439.

В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса, как только ликвидационная комиссия назначена, к ней переходят полномочия по управлению делами компании, в том числе выступление в суде от имени ликвидируемой организации. Далее применяются правила, установленные статьей 63 Кодекса.

В первую очередь комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации, в котором необходимо сообщить не только о самом факте прекращения деятельности, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к компании. Следует иметь в виду, что этот срок не может быть меньше двух месяцев с даты публикации. Особое внимание нужно обратить на выбранное издание: в нем должны печататься данные о государственной регистрации юридического лица.

После того как объявление о ликвидации размещено, комиссия проводит инвентаризацию имущества организации и ее обязательств. В ходе данного мероприятия выявляются все кредиторы компании, которых впоследствии необходимо будет письменно известить о том, что фирма находится в стадии ликвидации.

Разумеется, не стоит забывать и об интересах собственников: ликвидационная комиссия должна приложить все усилия для получения дебиторской задолженности.

После того как истек срок, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждают участники компании, а далее он предоставляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением по форме № Р15003, утвержденной постановлением № 439.

Последовательность выполнения требований кредиторов установлена пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса. Так, в первую очередь удовлетворяются чаяния граждан, перед которыми ликвидируемое юрлицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате по трудовым и авторским договорам. В третью — осуществляются расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. И, наконец, в четвертую — производятся расчеты с другими кредиторами.

Ликвидационная комиссия, рассматривая претензии кредиторов, может отказать в удовлетворении требований кого-либо из них. Однако в таком случае заимодавец вправе обратиться в суд с иском к самой комиссии.

Требования ликвидированной организации, которые остались неудовлетворенными, объявляются погашенными. Такими же признаются и требования, непризнанные комиссией, по которым кредитор не обращался в суд. Значит, задолженность, судьба которой по решению суда была признана, не погашается и может быть возвращена в порядке регрессных требований к должникам соответствующих очередей.

После удовлетворения требований кредиторов составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями организации. Данный баланс является последним за время существования компании, и в нем фактически содержится информация об ее имуществе до расчетов с учредителями. Достоверность указанных в нем сведений чрезвычайно важна, так как данная информация отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.

Помимо указанного, ликвидационный баланс и приложения к нему содержат данные об итогах деятельности комиссии, в том числе о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и о неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе компании, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.

Налоговая задолженность

Немаловажным аспектом для ликвидируемой компании является погашение задолженности перед бюджетом. Ведь инспекторы не сбрасывают со счетов подобных налогоплательщиков, указывая на необходимость рассчитаться с государственной казной. В результате — судебные разбирательства. К сожалению, не всегда в пользу налогоплательщиков.

Например, постановление от 9 января 2008 г. № Ф08-8532/07, ставшее результатом спора компании и инспекции в ФАС Северо-Кавказского округа. Суть дела такова. Участник общества с ограниченной ответственностью вынес решение о ликвидации, сделал в ЕГРЮЛ запись о его принятии и разместил в периодическом печатном издании соответствующее объявление. Решением участника общества был утвержден ликвидационный баланс.

Одновременно налоговым органом было направлено требование компании об уплате налога и приняты меры по взысканию данных сумм, а также пеней в бесспорном порядке. Разумеется, жаждая пополнения казны, регистрирующий орган принял решение отказать в государственной «фиксации» прекращения деятельности юрлица в связи с его ликвидацией, сославшись на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129). Дело в том, что данная норма предполагает отказ в госрегистрации в случае непредставления определенных законом необходимых для этой процедуры документов. Предоставленный же ликвидационный баланс, по мнению контролеров, не подтвердил завершение всех расчетов с кредиторами, поскольку имелись сведения об отсутствии удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет.

В поисках справедливости организация обратилась в Арбитражный суд с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительным его решения об отказе и обязании выдать свидетельство о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи о прекращении деятельности в ЕГРЮЛ.

А что же судьи? Прежде всего в ходе рассмотрения дела арбитры напомнили положения статьи 21 Закона № 129. А именно конкретный перечень документов, который необходимо предоставлять при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган. При этом, как справедливо отметили арбитры, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о прекращении деятельности компании.

Что касается ликвидационного баланса, то в силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса он утверждается учредителями (участниками) фирмы или органом, принявшими решение о ликвидации после завершения расчетов с кредиторами, а в случаях, установленных законом, данный документ ратифицируется по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 57 Конституции и статьи 45 Налогового кодекса компания самостоятельно исполняет обязанность по уплате налогов. Необходимость в пополнении казны отпадает после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 главного налогового закона (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК).

Отметив данные нормы закона, служители Фемиды посчитали, что налогоплательщик не выполнил всех обязательств перед кредиторами. В итоге ликвидируемому обществу было отказано в удовлетворении его требований.

Не поддержали чаяния ликвидируемого юрлица и судьи ФАС Поволжского округа в постановлении от 29 ноября 2007 г. № А65-6715/2007-СА2-8. Сославшись на отсутствие указаний компании в промежуточном ликвидационном балансе недоимки по налогам, арбитры сделали вывод о недостоверности данного документа. Результат тот же — отказ в удовлетворении требования к регистрирующему органу.

«Постликвидационные» средства

Имущество, оставшееся после погашения долгов, передается учредителям организации. Если компания была создана в форме общества с ограниченной ответственностью, в первую очередь распределяется невыплаченная часть прибыли между собственниками (ст. 58 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ), а затем и все оставшиеся объекты (между участниками пропорционально их вкладам в уставный капитал).

Порядок «дележки» имущества при ликвидации акционерного общества установлен статьей 23 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Согласно данной норме, распределение средств должно осуществляться в такой последовательности. Сначала, производятся расчеты по акциям, которые должны быть выкуплены по требованию акционеров. Затем производится уплата начисленных, но невыплаченных дивидендов по привилегированным акциям. И только после указанных мероприятий осуществляется распределение средств между владельцами обыкновенных акций.

После того как имущество будет распределено, юридическое лицо (вне зависимости от организационно-правовой формы) должно закрыть все свои счета в банках. Для завершения процедуры ликвидации в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • заявление по форме № Р16001, утвержденное Постановлением № 439 (подпись руководителя ликвидационной комиссии должна быть заверена нотариусом);
  • ликвидационный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины, которая должна производиться от имени лица, указанного в форме № Р16001 в качестве заявителя.

Нередко регистрирующий орган также требует номер и название журнала с объявлением о ликвидации.

Только после внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация считается завершенной, а организация — прекратившей существование.

Юрий Лермонтов,
консультант Минфина России

комментарий

Юрисконсульт НП Адвокатское бюро «ЮКС» Станислав Тимофеев:

— На основании пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса арбитры могут возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей. В этом случае в судебном решении указываются сроки представления собственниками в Арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Если участники юрлица своевременно не представят данный документ и не завершат ликвидацию, суд по ходатайству истца выносит определение о назначении ликвидатора. Аналогично судебный орган может поступить и в том случае, если придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации фирмы на его учредителей. Если до вынесения Арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица выяснится, что в отношении последнего возбуждено дело о банкротстве, заявление о его ликвидации будет оставлено без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.