Отложим налог до лучших времен

Отложим налог до лучших времен

18.05.2009

В связи с финансовым кризисом вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты налогов стал наиболее актуальным. Для многих компаний это своего рода спасательный круг. Поэтому в законодательстве принята еще одна поправка. Все внимание — к пункту 64.1 Налогового кодекса.

Налогоплательщики обязаны уплачивать налоги в срок, определенный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако Налоговый кодекс допускает возможность на законных основаниях скорректировать эти сроки (глава 9 НК РФ). Это возможно по трем направлениям: отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Наиболее распространенным случаем является отсрочка, то есть перенос установленного срока уплаты налога на более поздний. При этом она может быть предоставлена как по одному налогу, так и по нескольким одновременно (п. 3 ст. 64 НК РФ). Равно как и рассрочка.

По каким основаниям?

Отсрочка или рассрочка сроком до одного года может быть предоставлена в таких случаях (п. 2 ст. 64 НК РФ):

  • вам причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, авария и т. д.);
  • вы финансируетесь из бюджета или вам должна поступить оплата государственного заказа, и произошла задержка;
  • возникла угроза банкротства фирмы (например, необходимо единовременно выплатить большую сумму налога);
  • ваша деятельность носит сезонный характер;
  • возникли иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом (подп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правительство РФ своим решением может увеличить срок отсрочки или рассрочки до трех лет.

внимание

Министр финансов РФ уполномочен принимать решения о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате федеральных налогов на срок до пяти лет.

Новшество 2009 года

С 1 января 2009 года вступили в силу поправки в главу 9 Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. В частности, она дополнена статьей 64.1 «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации».

Теперь министр финансов уполномочен принимать решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов на срок не более пяти лет (п. 4 ст. 64.1 НК РФ). На решение ему отведен месяц — отсчет идет со дня, когда получено заявление организации.

Такое полномочие министра финансов будет действовать только в течение 2009 года (п. 14 ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).

Претендовать на льготу могут организации, у которых размер задолженности превышает 10 млрд. рублей на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении рассрочки или отсрочки. При этом единовременное погашение задолженности грозит неблагоприятными социально-экономическими последствиями (п. 1 ст. 64.1 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка предоставляется только в отношении федеральных налогов и начисленных пеней и штрафов по таким налогам.

Из сказанного можно сделать вывод, что получить налоговое послабление смогут лишь крупные предприятия, так как установлен очень высокий входной барьер — 10 млрд. рублей.

Физические лица воспользоваться отсрочкой налогового платежа не смогут. Не только из-за ценового порога, но и в связи с прямым указанием в пункте 2 статьи 64.1 Налогового кодекса. В нем речь идет только об организациях.

Однако, как и прежде, физические лица имеют право получить отсрочку или рассрочку сроком до трех лет при условии, что их имущественное положение исключает возможность единовременно уплатить налог (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Документы по списку

Чтобы получить налоговую льготу, организация должна направить в Минфин России заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки. А его копию — в инспекцию по месту учета. Кроме того, к заявлению необходимо приложить:

  • Cправку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  • Предполагаемый график погашения задолженности;
  • Документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, если задолженность будет единовременно погашена;
  • Письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, которые связаны с рассмотрением заявления организации.

Возникает вопрос, что подразумевает пункт 3, который дословно звучит в статье 64.1 Налогового кодекса как «документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности»? Такая «зашифрованная» формулировка может затруднить применение этой нормы.

Остается только предполагать, какие документы должны быть представлены. Поступим по аналогии со статьей 64 Налогового кодекса, которая регулирует правила отсрочки и рассрочки на срок до трех лет. Допустим, причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Подтвердить это можно документами, доказывающими свершение этого факта, и справкой о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным органом.

Если задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа, то достаточно представить соответствующие справки.

Если возникла угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, понадобятся баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние за предыдущие годы и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства. Также необходимо представить пояснительную записку. В ней следует описать причины, по которым возникла единовременная уплата налогов, суммы налогов, сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения.

В целом основной порядок изменения срока уплаты налогов с 1 января 2009 года будет выглядеть, как показано в таблице. Срок представления, цель, порядок уплаты — обо всем по порядку.

Таблица. Порядок изменения срока уплаты налогов
ПоказателиОтсрочка/ РассрочкаИнвестиционный кредит
Предостав-
ляется на срок
– До одного года (п. 1 ст. 64 НК РФ);
– от одного года до трех лет в части налогов, зачисляемой в федеральный бюджет по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 64 НК РФ);
– пять лет по федеральным налогам по решению министра финансов РФ
От одного года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ)
Порядок уплатыПоэтапная или единовременнаяПоэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов
ЦельПредотвращение банкротства фирмыПоддержка инновационного развития экономики или выполнения компаниями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности
Предостав-
ляется в форме
По решению о предоставлении отсрочки (рассрочки)По решению о предоставлении инвестиционного налогового кредита
Решения принимаются по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) (п. 6 ст. 64, п. 5 ст. 67 НК РФ)
ПроцентыНачисляются на сумму задолженности исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Проценты не начисляются, если отсрочка или рассрочка предоставлены по причине ущерба в результате чрезвычайных ситуаций или задержки финансирования из бюджета, оплаты выполненного государственного заказа.
Начисляются на сумму кредита по ставке не менее 1/2, но не более 3/4 ставки рефинансирования Банка России (п. 6 ст. 67 НК РФ)
Срок для при-
нятия решения
Один месяц со дня, когда от налогоплательщика было получено заявление на предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита (п. 6 ст. 64, п. 4 ст. 64.1, п. 5 ст. 67 НК РФ)
Основания– Причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа;
– есть угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
– если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
– если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (по перечню Правительства РФ);
– товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче (п. 6 ст. 64 НК РФ, п. 3 ст. 334 ТК РФ); – лицо осуществляет поставки по межправительственным соглашениям (п. 6 ст. 64 НК РФ, п. 4 ст. 334 ТК РФ)
Если организация выполняет:
– научно-исследовательские или опытно-конструкторских работы либо технически перевооружает собственное производство, в том числе в направлении на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
– внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создает новые или совершенствует применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов;
– особо важный заказ по социально-
экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
– государственный оборонный заказ (ст. 67 НК РФ)
Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты соответственно региональных и местных налогов, а также инвестиционного налогового кредита (п. 12 ст. 64, п. 7 ст. 67 НК РФ)
Основания для отказа1. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах.
2. Проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенному делу в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
3. Имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ).
Прекращение1. По истечении срока действия соответствующего решения или договора (п. 1 ст. 68 НК РФ).
2. До истечения срока действия соответствующего решения или договора (п. 1 ст. 68 НК РФ), если налогоплательщик:
– уплатит всю причитающуюся сумму налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока (п. 2 ст. 68 НК РФ) (действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда);
– нарушит условия предоставления отсрочки, рассрочки (п. 3 ст. 68 НК РФ).
ОбжалованиеНалогоплательщик может обжаловать решение об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки в судебном порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ (п. 6 ст. 68 НК РФ).
Также может быть обжаловано в суде и решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки (п. 6 ст. 68 НК РФ, ст. 198 АПК РФ).
В том же порядке, который предусмотрен статьей 198 АПК РФ, обжалуется и отказ в предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Долг платежом красен

На сумму задолженности, по которой принято решение об отсрочке или рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в период отсрочки (рассрочки) (п. 5 ст. 64.1 НК РФ).

Проценты рассчитываются по аналогии с общим порядком предоставления отсрочки или рассрочки, содержащимся в статье 64 Налогового кодекса. Порядок расчета за пользование бюджетными средствами по отсрочкам, предоставленным уполномоченными финансовыми органами, разработан и утвержден в письме МНС России от 12 мая 1999 г. № АС-6-09/398@.

Суммы процентов к уплате рассчитываются в день, следующий за датой завершения отсрочки (рассрочки). При этом величина, определяющая общее количество календарных дней, в течение который использовалась отсрочка (рассрочка), будет скорректирован в зависимости от фактического числа дней пользования. На основе этого рассчитают проценты к уплате за период с момента, когда была предоставлена отсрочка, по дату досрочного прекращения включительно.

Итак, плата за пользование средствами бюджета при предоставлении отсрочек по уплате налогов и других обязательных платежей (PPO) исчисляется по формуле:

PPO=i=1SRi × RP×N × KDi,где
SUM
i=n365100

i = 1, 2, 3, ..., n;
n — количество ставок рефинансирования ЦБ РФ, действующих в период пользования;
i — порядковый номер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период пользования;
SRi — i-я ставка рефинансирования (в процентах), установленная ЦБ РФ, действующая в период пользования;
RP — размер процента, установленный в решении уполномоченного органа о предоставлении отсрочки, который может принимать значения 1/2 или  /3.

Если год високосный, расчет ведется из 366 календарных дней в году.

SRi × RPразмер платы (в процентах) за пользование средствами бюджета при предоставлении отсрочек за один день при i-й ставке рефинансирования ЦБ РФ (с округлением до двух десятичных знаков после запятой);
365

N — общая сумма задолженности по конкретному налоговому платежу, отсроченная к уплате, в соответствии с решением уполномоченного органа;
KDi — количество календарных дней действия i-й ставки рефинансирования ЦБ РФ за период пользования отсрочкой. Этот показатель определяется по формуле:

i=1KDi=D,где
SUM
i=n

D — общее количество календарных дней пользования отсрочкой. При этом число календарных дней действия отсрочки определяется с даты, когда она предоставлена, по дату завершения действия.

Рассмотрим порядок расчета процентов на примере.

Пример

Решением министра финансов РФ от 11 марта 2009 г. ООО «Цель» предоставлена отсрочка по уплате задолженности по налогу на прибыль в сумме 10 млрд. руб. на четыре года (с 11 марта 2009 года по 10 марта 2013 года включительно).

Общее количество календарных дней, в течение которых фирма пользовалась отсрочкой, — 1461. Предположим, в этот период без изменения действует ставка рефинансирования 13 процентов.

Размер процента (RP) по отсрочке составляет 0,5.

Проценты за пользование средствами бюджета составят 2 601 780 821,91 руб. [(13% × 0,5% : 365 дн.) × (10 млрд. × 1461 дн. : 100%)].

Бухгалтерский и налоговый учет

Отметим, что с 2008 года сумма отсрочки по налогу на прибыль не является налогооблагаемой временной разницей, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства (п. 12, 15 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н). Эта задолженность продолжает учитываться на счете 68 до своего погашения и в данном случае показывается в бухгалтерском балансе в составе краткосрочных обязательств по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам».

В целях налогообложения прибыли расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида независимо от способа их оформления, в том числе процентов, уплачиваемых в связи с отсрочкой налога, ежемесячно включаются в состав внереализационных расходов. Их размер не должен превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза (подп. 2 п. 1 ст. 265, абз. 1, 4 п. 1 ст. 269, п. 8 ст. 272, п. 4 ст. 328 НК РФ).

Таким образом, проценты, уплачиваемые организацией в связи с получением отсрочки по уплате налога на прибыль, должны включаться в состав расходов организации в общеустановленном для процентов порядке.

Однако ФНС России в письме от 2 февраля 2005 г. № 02-1-07/2 указывает, что проценты, уплачиваемые в связи с переносом срока уплаты налога (сбора), не могут учитываться в целях налогообложения прибыли. Свою позицию налоговики аргументируют тем, что данные проценты не относятся к процентам по заимствованиям гражданско-правового характера и не удовлетворяют критериям признания расходов, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса.

Судебные органы по этому вопросу выступают в поддержку налогоплательщика. Они указывают, что эти так называемые кредиты подпадают под определение долговых обязательств (подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 269 НК РФ). Поэтому проценты по ним учитываются в целях налогообложения прибыли (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 декабря 2006 г. № А74-2825/06-Ф02-6805/06-С1 по делу № А74-2828/06, Московского округа от 18 мая 2007 г., 25 мая 2007 г. № КА-А40/3995-07 по делу № А40-58124/06-80-201, Поволжского округа от 19 октября 2006 г. по делу № А55-231/06-44, от 15 декабря 2006 г. по делу № А55-28570/05-3, Уральского округа от 2 марта 2006 г. № Ф09-1077/06-С7 по делу № А60-28983/05). При этом судьи исходят из того, что расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (ст. 269, п. 12 ст. 270 НК РФ).

внимание

Задолженность по рассрочке или отсрочке показывается в бухгалтерском балансе в составе краткосрочных обязательств по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам».

Также учтите, что суммы процентов за пользование отсрочками, поступившие в доход бюджетов РФ по налогам, отражаются по коду 000 1 11 03000 00 0000 120. При этом указывается соответствующий администратор поступлений (приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н). Данный код будет детализироваться в зависимости от того, по какому налогу предоставляется отсрочка.

Таким образом, налогоплательщик, уплачивающий проценты за предоставленную отсрочку, обязан указать соответствующий код в платежных документах.

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки, предусмотренный статьей 64.1 Налогового кодекса, уже действует, однако нуждается в доработке. Пока эта антикризисная норма вызывает лишь вопросы. Какие документы следует представлять министру финансов? В какой степени могут оглашаться сведения, составляющие налоговую тайну? Почему не указаны требования к содержанию решения, порядку начисления процентов? Но не будем опережать события, какие доработки требует статья, покажет практика.

Е. Антощук, юрист отдела налогообложения и судебной защиты
Департамента налогового консультирования
аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA