В химчистку принимаете?

В химчистку принимаете?

13.05.2009

Сдавая вещи в химчистку, мы вряд ли задумываемся, как эта организация ведет свой учет. И это понятно, ведь нас больше интересует, насколько хорошо почистят нашу любимую куртку. Тем временем этим предприятиям важно привести в порядок не только одежду, но и собственную бухгалтерию.

Первое, что нужно сделать организациям химчисток и прачечных, это определиться с режимом налогообложения. Оказание бытовых услуг может попадать под обложение ЕНВД, применение которого обязательно и не зависит от выбора налогоплательщика. Поэтому необходимо узнать: введен ли этот налог на территории, где осуществляется предпринимательская деятельность, и упомянут ли в местном нормативно-правовом акте о ЕНВД выбранный вид деятельности.

При этом должны выполняться и другие условия:

  • налогоплательщик не работает в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) или договора доверительного управления;
  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек;
  • не нарушены другие ограничения в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса.

Если эти условия соблюдены, то предприятие вправе исчислять и уплачивать в бюджет единый налог на вмененный доход.

Особенности применения ЕНВД

Сразу оговоримся: применять ЕНВД, по мнению Минфина, недопустимо в случае, если организация или индивидуальный предприниматель оказывают услуги по приему вещей в химчистку не населению, а другому предпринимателю, выполняющему чистку одежды (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 03-11-05/77).

Как правило, предприятие химчистки имеет несколько приемных пунктов. Кроме приемки вещей для их последующей обработки на приемном пункте могут оказываться услуги по ремонту обуви, мелкому ремонту одежды. Если пункты приема одежды в химчистку находятся на территории того же субъекта федерации, что и основное подразделение, то проблем с различным налогообложением основного подразделения и этих приемных пунктов не возникает.

В противном случае к одному и тому же виду деятельности могут применяться разные режимы налогообложения.

Во избежание недоразумений и нареканий со стороны проверяющих органов налогоплательщик может обратиться с письменным запросом в налоговый орган по месту регистрации приемного пункта на территории иного субъекта федерации.

Признаем доходы

Если химчистка работает на общем режиме налогообложения, нужно помнить об отраслевых особенностях.

Зачастую организации, применяющие метод начисления при определении выручки, совершают такую ошибку: они признают доход в момент приемки вещей в чистку, то есть когда выписывается квитанция.

К тому же это искушение трудно преодолеть, поскольку программные средства позволяют сделать эту операцию, убив сразу двух зайцев (см. пример).

Однако за двумя зайцами гнаться не стоит. Чистка — процесс не одного дня. И полученные деньги — это не что иное, как аванс заказчика. Подобная упрощенная корреспонденция возможна, только когда реализация и получение наличной выручки происходят одновременно, например в ресторане. В химчистке же так признавать выручку неверно методологически. Если услуги еще не оказаны, то денежные средства и иные активы, полученные организацией в оплату, признаются кредиторской задолженностью, а не выручкой (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).

А уже через пять — семь дней, когда в соответствии с технологией вещи будут почищены и возвращены заказчику, будет признана выручка. Когда заказ и аванс от покупателя имели место в одном налоговом периоде, никакого искажения не возникает. А вот если заказ принят в конце одного налогового периода, а вещи возвращаются в следующем, то налицо искажение бухгалтерской и налоговой отчетности организации, и к ней могут быть применены санкции в соответствии со статьей 120 Налогового кодекса. Скорее всего, в результате такой неточности организация переплатит налоги в бюджет. Так что доходы важно признавать правильно, несмотря на трудоемкость операции.

Пример

ООО «Мойдодыр» применяет общий режим налогообложения. В соответствии с учетной политикой для определения дохода используется метод начисления. При получении оплаты от заказчика стандартная операция в используемой бухгалтерской программе по автоматизации учета выглядит так:

Дебет 50     Кредит 90
– 3000 руб. — получены денежные средства в кассу предприятия, одновременно признана выручка от реализации.

Такой порядок учета для химчистки неприемлем. Бухгалтеру придется изменить настройки в программе учета. Сначала нужно учесть оплату, а потом признать выручку. Корреспонденция счетов будет следующая:

1. Дебет 50     Кредит 62 (субсчет 76 «Расчеты с клиентами»)
– 3000 руб. — получены денежные средства в кассу.

2. Дебет 62 (субсчет 76 «Расчеты с клиентами»)     Кредит 90
– 3000 руб. — признана выручка от реализации.

Особый интерес проверяющих при пристальном изучении доходов фирмы вызывают бланки строгой отчетности. При применении БСО обязательно соблюдать некоторые правила, без выполнения которых визиты и штрафы проверяющих могут стать регулярными.

Последние разъяснения были даны в постановлении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. Так, для хранения БСО обязательно понадобится сейф, а сами бланки передаются материально ответственному работнику только на основании акта приемки, форму которого утверждает руководитель организации (п. 15, 16 постановления).

это важно

Организации, оказывающие услуги, могут признавать в отчетном периоде всю сумму прямых расходов, не распределяя их на остатки незавершенного производства. Так можно делать в налоговом учете, но не в бухгалтерском.

Расходы на контроле

Отраслевые особенности учета не заканчиваются на признании доходов, расходы тоже нужно держать на контроле. Рассмотрим, как признаются материальные расходы для расчета налога на прибыль на предприятиях химчистки.

Согласно статье 252 Налогового кодекса, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Начнем с документального подтверждения. Для начала материал необходимо оприходовать. В момент поступления сырья на предприятие помимо накладной заполняется приходный ордер по типовой межотраслевой форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Для списания материалов оформляется требование-накладная по типовой межотраслевой форме № М-11, утвержденной этим же постановлением, или же составляют акт о списании материальных запасов в производство. В этих документах указывается, сколько и какого порошка либо моющего средства было затребовано для выполнения химчистки и передано в производственный цех.

Тут и возникает основная проблема. Законодательно утвержденных норм расхода сырья не существует. Получается, что расходы документально подтверждены, но не обоснованы, поскольку не опираются ни на какие нормы, даже внутренние. Иными словами, пару носок можно отстирать и пятью граммами порошка, и десятью килограммами одинаково чисто. А там, где нет никаких норм, есть благодатная почва для исключения таких расходов из налогооблагаемой базы налоговиками. При этом материальные расходы могут составлять до 40 процентов от общей производственной себестоимости. И вариантов здесь немного: либо составить собственные нормы, либо готовиться к арбитражу с небольшими шансами на успех.

Надо сказать, что разработать подобную технологическую справку будет не просто, ведь количество затрачиваемого сырья зависит от множества факторов, например от материала одежды и от ее длины.

Напомним, что с 2005 года пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса для организаций, оказывающих услуги, предусмотрена возможность признавать в отчетном периоде всю сумму прямых расходов, без распределения на остатки незавершенного производства. Разумеется, если такой выбор закреплен в учетной политике.

Но в бухгалтерском учете сделать этого нельзя. Дело в том, что химическая чистка не выполняется в течение одного дня, этот процесс занимает от четырех до семи дней. А значит, вещи, принятые в чистку в последние дни отчетного периода, будут возвращены заказчику уже в следующем отчетном месяце. В этом случае бухгалтер химчистки на конец месяца отразит стоимость незавершенного производства в дебетовом сальдо по счету 20 «Основное производство» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). Кроме того, необходимо показать в учете временную налогооблагаемую разницу в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль», утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Пренебрегая этим, организация рискует заплатить штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Такое нарушение имеет место, когда сумма начисленных налогов и сборов или любая статья (строка) бухгалтерской отчетности искажены не менее чем на 10 процентов.

Бератор «Первичные документы»

Госкомстатом разработаны бланки, учитывающие специфику отдельных отраслей. Так, в настоящее время утверждены типовые бланки для учета:

  • торговых операций ( в том числе при продаже товаров в кредит и по договорам комиссии);
  • операций на предприятиях общественного питания;
  • денежных расчетов с населением с применением ККМ;
  • капитального строительства и ремонтно-строительных работ;
  • работы строительных машин и механизмов;
  • операций на автомобильном транспорте;
  • сельскохозяйственной продукции и сырья.

«Грязные» деньги

Есть еще одна особенность деятельности предприятий химчистки. Они перечисляют платежи за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС). Такая обязанность установлена статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Каким же образом предприятия химчистки вредят природе? Они подвергают ее двум видам негативного воздействия. Во-первых, выбрасывают в воздух загрязняющие и иные вещества от стационарных источников. Во-вторых, размещают отходы производства и потребления.

Добросовестный «экологоплательщик» должен встать на учет в территориальном управлении Ростехнадзора, получить соответствующие разрешения и лимиты на выбросы и размещение отходов, своевременно уплачивать экологические платежи и представлять отчетность.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду следует представлять в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора. Сами же платежи уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Порядок его заполнения установлен письмом Ростехнадзора от 4 июня 2007 г. № 04-09/673.

И в заключение нужно отметить, что, какими бы особенностями ни обладал отраслевой учет предприятий химчисток, самым важным показателем остается доверие клиентов.

Д. Васильев,
главный бухгалтер ЗАО «Кун»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA