Спасение утопающих

Спасение утопающих

12.05.2009 распечатать

Получение госзаказа сегодня многие компании воспринимают как спасение. Теоретически это действительно так: освоив госбюджет, можно спокойно пережить кризисный период. Однако государство готово помогать далеко не каждому.

Недавно был опубликован список компаний, которым государство будет оказывать финансовую поддержку в период кризиса. Таких счастливчиков оказалось чуть менее 300, и среди них — ОАО «АК Транснефть», «РЖД», «Газпром» — в общем, крупные компании, которые имеют приличный объем выручки и отчисляют немалые средства в бюджет в виде налогов. И хотя в сообщении пресс-службы Правительства РФ говорится, что «включение организации в указанный перечень не является гарантией финансовой поддержки», намерения властей в отношении таких компаний — поддержание их устойчивости с помощью государственных гарантий, субсидирования процентных ставок, реструктуризации налоговой задолженности и, конечно же, государственных заказов.

С одной стороны, такое решение понятно, ведь на этих «китах» держится российский бюджет. Однако закономерно спросить, почему государство за счет налогоплательщиков должно подкармливать тех, кто, имея неплохие доходы в стабильное время, не смогли создать для себя никаких резервов? Кроме того, подобная политика не стимулирует бизнес к поиску собственных антикризисных решений. Как сказал директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев: «Зачем им искать заказы, когда есть госзаказ?». Действительно, госзаказы не только в период кризиса, но и в благополучное время являются существенным подспорьем для бизнеса. Только процедура их получения очень витиевата и непроста.

Ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы «откатывать» необходимую сумму тем, кто пролоббирует их интересы.

Волшебный термин

В широком понимании государственный заказ — это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть благодаря отчислениям налогоплательщиков. Это, например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и инвалидов, покупка оргтехники для чиновников, разработка и производство новых образцов вооружений и военной техники. В узком смысле госзаказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретной государственной структурой.

Существует три основных способа размещения государственного заказа — конкурс, аукцион и запрос котировок. Но наиболее любопытными являются первые два способа, поскольку котировки запрашиваются в случае, если сумма заказа составляет от 250 до 500 тыс. руб. В первом случае заказчик обязан опубликовать информацию о проведении конкурса в официальном печатном издании и на официальном сайте о закупках не менее чем за 30 дней до момента вскрытия конвертов с заявками участников. При проведении аукциона заказчик обязан дать официальную информацию в СМИ за 20 дней до окончания подачи заявок. Участники, в свою очередь, обязаны написать заявку и предоставить конкурсную документацию, которая, в частности, должна содержать описание функциональных характеристик товара, место, условия и сроки его поставки, максимальную стоимость контракта, цену единицы товара (услуги), порядок и форму его оплаты.

Принципиальное отличие двух этих видов размещения госзаказов состоит в том, что при проведении конкурса победителем признается лицо, которое предложило лучшие условия, а в случае аукциона выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену товара или услуги. По сути, проведение конкурса несколько сложнее, поскольку победителя определяет конкурсная комиссия. Схема выглядит идеально, учитывая то, что участников оценивают пять беспристрастных членов комиссии, и что условия вроде бы для всех одинаковы. Только вот в переложение на российскую действительность ситуация выглядит совершенно иначе.

Госзаказы не только в период кризиса, но и в благополучное время являются существенным подспорьем для бизнеса.

Королевство кривых зеркал

Ни для кого не секрет, что в России законы идеальны только на бумаге, а реальность меняет их до неузнаваемости, словно кривое зеркало. И система получения государственных заказов в данном случае исключением не является. Принятый в 2005 г. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ) был призван сделать механизм распределения государственных заказов прозрачным и упразднить столь традиционные для России откаты. Но, как показывает практика, мощная «откатывательная» машина продолжает работать бесперебойно. Ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы платить необходимую сумму тем, кто пролоббирует их интересы.

Этого не скрывают и сами чиновники. К примеру, в 2006 г. в то время еще заместитель главы Министерства экономического развития РФ Андрей Шаронов открыто заявил, что в «одном сибирском городе» компании, выигравшей право на поставки по госзаказу, предлагалось перевести 16% от суммы тендера в качестве платы за «информационно-консультационные услуги» (источник) — «Независимая газета»). Кстати, 10-20% от суммы тендера — это стандартный размер отката. По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрея Цариковского, чаще речь идет о 10%. Иного мнения придерживается начальник управления контроля за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев, который заявил, что «...размер отката в госзакупках может достигать 50% от стоимости заказа». И этот фактор заметно влияет на стандартную схему получения бюджетных средств.

Самый простой способ обойти официальную процедуру проведения торгов — не сообщать о них.

Видоизмененная схема № 1

Самый простой способ «обойти» официальную процедуру проведения торгов — не сообщать о них. В таком случае количество участников сводится к одному — тому, кого персонально информируют о существующем заказе. Однако чтобы подобный вариант не стал достоянием широкой общественности, информацию о конкурсе публикуют «задним числом» либо размещают на малоизвестном ресурсе. К примеру, известны случаи, когда информация о проведении конкурса на размещение госзаказа «публиковалась» на сайтах, которые большую часть времени не работали «по техническим» причинам или в газетах, выходивших тиражом в 900 экземпляров.

Видоизмененная схема № 2

Самым распространенным «обходным» путем является отстранение участников от конкурса по формальным причинам. Поскольку правила заполнения многотомной документации построены на соблюдении различных нюансов, придраться к любой запятой никому не составит труда. Вот один из характерных примеров. В конце минувшего года в Федеральную антимонопольную службу обратилась производственная компания «Аквариус» с жалобой на действия Пенсионного фонда РФ, который не допустил ее к аукциону на поставку серверов. Это было связано с тем, что программные средства управления, предложенные компанией, произведены не ей и требуют установки дополнительного оборудования. Однако в условиях аукциона этого не было оговорено. В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила, что по формальным причинам к аукциону не была допущена еще одна компания. То есть изначально две компании из четырех, подавших заявки, не допустили к участию в аукционе. Эта ситуация очень хорошо иллюстрирует, как легко можно устранить конкурентов, чтобы госзаказ получила «нужная» компания.

Так что не зря среди предпринимателей ходит шутка: если золотую рыбку поймать в России, то одно желание придется откатить. Представители власти констатируют, что со вступлением в силу закона о госзаказах эта сфера стала менее коррумпированной благодаря введению процедуры аукционов. Ранее у государственных ведомств была возможность расписывать условия конкурсов столь детально, что в результате к торгам допускалась всего одна компания. Сейчас у заказчиков появилось право требовать от победителя торгов предоставление экономической гарантии обеспечения обязательств (банковская гарантия, страхование ответственности, денежные средства) в размере до 30% от стоимости контракта. Так что некоторые положительные изменения в этой области действительно произошли. Как отмечалось, в первом полугодии 2008 г. экономия бюджетных средств на госзаказе составила 117 млрд. руб. При этом подчеркивается: ситуация изменилась благодаря тому, что чиновникам сложнее стало влиять на процесс получения госзаказов.

Впрочем, большинство аналитиков сомневается в том, что проблему коррупции можно решить лишь административными мерами. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, главным недостатком государственных закупок является то, что они всегда получаются более дорогими, чем закупки, осуществленные на основе рыночных операций. Пожалуй, единственное, что могло бы в корне изменить ситуацию — это создание независимого наблюдательного совета. Только вот до этого мы пока не доросли, и чиновники продолжают зарабатывать на госзаказах, среди которых есть и весьма оригинальные.

Размеры откатов варьируются от 10 до 20% от стоимости тендера. Но, как отмечают эксперты, они могут достигать и 50%.

Шампуры авторской работы и панировочные сухари

Чего только не найдешь в перечне государственных заказов! Например, в Костромской области образовательное учреждение для детей-сирот захотело приобрести престижное авто Subaru Impreza, изначальная стоимость которого составляла более 600 тыс. руб. Аналогичная история произошла в ханты-мансийском лесхозе, которому для осмотра лесоразработок потребовался джип «Тойота Ленд Крузер 120». А филфак Санкт-Петербургского университета объявил запрос котировок на поставку для нужд факультета рома, джина, водки, текилы и прочих напитков. Всего более 130 литров («КП»). Правда, в отличие от иных деятелей филфак готов был расплачиваться не бюджетными деньгами, а за счет средств, «полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».

Но это еще не самое шокирующее. В 2007 г. администрация Смольного объявляла тендер на закупку шампуров для шашлыка авторской работы, пять наборов которых стоили около полумиллиона рублей. В это же время для гостиницы «Смольнинская» планировалось закупить продукты — панировочные сухари по 2 тыс. руб. за кг, дыни по 432 руб. за кг, корицу по 1200 руб. за кг. На этом причуды закупщиков не ограничиваются: с помощью закупок приобретаются малосольные огурцы для одной кинологической службы, катера, вертолеты, мини-бары. А цены этих товаров порой отличаются от розничных раза в полтора. У нас только по закону выигрывает тот, кто предложил более выгодные условия, которые, кстати, определяют те же чиновники. В действительности госзаказ получает «наиболее приглянувшийся».

Чиновники умудряются закупать на бюджетные деньги шампуры стоимостью почти в полмиллиона рублей и панировочные сухари по 2 тыс. рублей за килограмм.

Утром стулья, вечером деньги... возможно

К апрелю этого года должен быть подготовлен пакет мер по поддержке отечественного производителя через процедуру госзаказа. По идее, его объем должен удвоиться и таким образом превысить 8 трлн. рублей. Кроме того, поставщики российских товаров при проведении конкурсов должны получить ценовые преференции: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25%. Поэтому неудивительно, что многие бизнесмены надеются оказаться в числе счастливчиков, которые смогут получить государственный заказ. Однако не стоит особо обольщаться.

Вот какая история произошла недавно с крупной российской компанией. Получив заказ от одного из министерств на поставку техники стоимостью в несколько десятков миллионов рублей, представители фирмы очень обрадовались — кризис переживем. Благополучно доставив товар заказчику, они, естественно, захотели получить деньги. И вот здесь начались проблемы. Когда в первый раз министерство сослалось на неточности в оформлении отдельных документов, никаких подозрений не возникло. Но бумажная волокита растянулась на три месяца, и по сей день не предвидится ее благополучный исход. То не там поставлена запятая, то чиновникам вдруг понадобились какие-то справки, акты, копии и так до бесконечности. Но самое «веселое» действо в этой истории началось тогда, когда министерство предложило технику вернуть обратно этой самой компании-поставщику. Вроде как «...не можете с документацией разобраться — возьмите свой товар обратно». Только неувязочка выходит: кому нужна техника, которая уже несколько месяцев числится в эксплуатации? Ответ на этот вопрос чиновники найти даже не пытались, да и зачем им это? Просто поставили перед фактом...

Чем закончится эта история — неизвестно. Понятно одно: у государства амбиций гораздо больше, чем финансов. И платить оно готово далеко не каждому.

Наталья Дубцова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.