Участие в конкурсе: проигравший платит дважды

Участие в конкурсе: проигравший платит дважды

30.04.2009

Участие в конкурсах — это весьма эффективный способ развития бизнеса, особенно в сегодняшних условиях рынка. Ведь если фирма выиграет тендер, то она получит постоянного клиента и стабильный источник дохода. В то же время этот путь коварен и тернист. Ведь победителем организация может и не стать, а средства на участие в конкурсе будут потрачены. И учесть такие издержки при налогообложении не всегда удается.

Вкратце о тендере

Основная задача конкурсов, или тендеров (от англ. «tend» — обслуживать, предлагать, подавать заявку) — это информационная поддержка компаний, которые планируют расширять свою деятельность. В России и странах СНГ такие мероприятия впервые стали проводиться сравнительно недавно. Но уже сейчас государственные и коммерческие тендеры становятся необходимой составляющей успешного развития крупного, среднего и даже малого предпринимательства.

Существует огромное количество разновидностей подрядных торгов (конкурсов). Среди них можно отметить тендеры:

  • на организацию питания;
  • на обучение госслужащих;
  • на техобслуживание компьютерного оборудования;
  • на оказание транспортных услуг;
  • на содержание зданий и т. д.

Информация о предстоящих подрядных торгах обновляется практически ежедневно. Существует масса интернет-сайтов, посвященных данной тематике. На них компании, ищущие подрядчика на выполнение каких-либо работ, размещают соответствующую информацию. Кроме того, крупные холдинги могут информировать потенциальных конкурсантов о предстоящем тендере на своих сайтах.

Организатор или заказчик тендера — это предприятие, которое объявило о начале конкурса и разместило в СМИ информацию, содержащую основные сведения о предмете мероприятия. Это:

  • стоимость участия в конкурсе;
  • условия;
  • требования к претендентам;
  • обязательства;
  • сроки.

Участником конкурса может быть любая компания, заинтересованная в выполнении искомых услуг или работ. После получения заинтересовавшего извещения о проведении конкурса, фирма должна обратиться к организаторам мероприятия. Те, в свою очередь, предоставляют кандидату проект конкурсной документации.

В зависимости от требований соискателя, тендеры могут быть закрытыми, открытыми, платными и бесплатными. И от формы, в которой будут проводиться конкурсы, зависит механизм налогообложения его участников.

При участии в конкурсе компания-участник сталкивается с определенными затратами. Это могут быть страховые выплаты, регистрационный взнос, банковская гарантия и др. При этом результаты мероприятия могут быть для участника как положительными, так и отрицательными, ведь выигрыш никто не гарантирует. В то же время учет конкурсных затрат напрямую зависит от итогов бизнес-соревнования и от многих других нюансов. Поговорим о том, как не ошибиться в учете таких расходов при налогообложении прибыли.

Возможные сценарии развития событий проиллюстрированы на схеме 1.

В зависимости от потребностей соискателя, тендеры могут быть закрытыми, открытыми, платными и бесплатными. И от формы, в которой будут проводиться конкурсы, зависят правила налогообложения его участников.

Прибыль без расходов

Итак, фирмы-участники тендера не имеют права учитывать расходы на его проведение при налогообложении прибыли в следующих случаях.

Во-первых, это правило действует для компании, которая применяет упрощенную систему налогообложения (УСНО). Об этом представители Минфина России сообщили в своем Письме от 2 июля 2007 г. № 03-11-04/2/173. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, расходы таких предприятий на участие в конкурсах не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли.

Во-вторых, аналогичное правило действует и для ОСНО, но лишь в тех случаях, если тендер не был напрямую связан с основной деятельностью компании-участника. Например, если предприятие-застройщик выиграло конкурс и взяло на себя обязанность по озеленению близлежащей территории. В этом случае расходы на участие в тендере не являются экономически оправданными, а значит, учесть их при расчете налога на прибыль нельзя. Такие указания приведены в Письме Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03-03-04/2/179.

Но даже если конкурсант под указанные два критерия не попадает — есть еще одна законодательная «ловушка», попав в которую, компания не сможет учесть затраты на тендер при налогообложении прибыли. Даже если организация не является упрощенцем, и сам конкурс напрямую связан с деятельностью фирмы, это не всегда дает фирме право учитывать расходы при расчете базы по налогу на прибыль. Напомним, что если участие в конкурсе было платным, то участник должен был заплатить соответствующий задаток. Вот тут и возникает сложность. Ведь если юридическое лицо не выиграло тендер, и при этом организаторы вернули ему задаток на участие, то фактически компания расходов не понесла. Это означает, что включать их в расчет налогооблагаемой прибыли будет нельзя. Такую позицию чиновники финансового ведомства отразили в своем Письме от 31 октября 2005 г. № 03-03-02/121. Кроме того, возвращенные суммы должны быть включены в состав внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7).

При участии в конкурсе компания-участник сталкивается с определенными затратами. Это могут быть страховые выплаты, регистрационный взнос, банковская гарантия и т. д.

Одобренные затраты

И все же включить в налоговую базу по прибыли расходы на участие в конкурсе можно. Однако это допустимо лишь в том случае, если компания, не являющаяся «упрощенцем», выиграет конкурс, непосредственно связанный с деятельностью предприятия. Ведь если результат конкурса окажется положительным, то затраты на участие в нем можно признать экономически обоснованными. Об этом сказано в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. Главное в такой ситуации — документально подтвердить данные расходы.

Сплошные противоречия

Совсем иная ситуации сложится, если организаторы не вернут задаток фирме, участвовавшей в конкурсе и проигравшей тендер. По учету таких затрат существует две позиции — а все из-за того, что чиновники дают абсолютно противоположные комментарии по данному вопросу. Например, Минфин 21 января 2004 г. обнародовал Письмо № 04-02-05/3/1, содержащее следующие указания: если компания, участвовавшая в конкурсе, тендер не выиграла, то затраты на него в налогооблагаемую базу по прибыли включать нельзя. Ведь они не являются экономически оправданными, так как не привели к получению дохода.

Сразу отметим, что в такой ситуации само применение понятия «экономическая оправданность» довольно спорно. Согласитесь, что руководство предприятия не может знать заранее, будет ли успешным конкурс для фирмы. Ведь затраты на участие в тендерных мероприятиях направлены на то, чтобы в дальнейшем получить доход. Таким образом, данные затраты можно считать экономически оправданными и обоснованными в соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Однако на практике все не так однозначно. Заметим, что если проигравшая организация все же решится учесть расходы на конкурс при расчете налога на прибыль, то ей нужно быть готовой к спорам с налоговиками. Ведь позже Минфин России выпустил еще несколько писем по этому поводу (от 31 октября 2005 г. № 03-03-02/121 и от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109). В них отражена абсолютно противоположная точка зрения, согласно которой даже если компания конкурс не выиграла, то расходы на его проведение все равно можно учесть при налогообложении прибыли. И их как убытки можно отнести к внереализационным расходам (п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Но учтите, что данное правило действует лишь в том случае, если такие затраты являются обязательным условием участия в конкурсе, и возможность получить контракт появляется у компании-конкурсанта лишь после уплаты вноса.

Аналогичной позиции придерживаются и суды. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Уральского округа от 17 июня 2004 г. № Ф09-2441/04-АК и Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. № А44-1354/2005-15. В них говорится, что в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ представительские расходы предприятия на проведение переговоров можно учесть при налогообложении прибыли. При этом не важно, был ли по результатам мероприятия заключен договор.

Так что компании придется на свой страх и риск решать, принимать к учету при расчете налога на прибыль расходов на «проваленный» конкурс, или нет.

Руководство предприятия не может знать заранее, будет ли успешным конкурс для фирмы. В любом случае, затраты на участие в тендерных мероприятиях направлены на то, чтобы в дальнейшем получить доход.

Юлия Ягудина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное