Внесудебное обжалование ненормативных актов

Внесудебное обжалование ненормативных актов

30.04.2009

С этого года вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс и устанавливающие новый порядок административного обжалования ненормативных актов контролирующих органов. В некоторых случаях данная процедура является обязательной стадией оспаривания решений инспекций, что, по мнению законодателя, должно уменьшить загруженность судов и повысить уровень внутренней ответственности должностных лиц.

Что оспаривать?

Ни для кого не является новостью, что в ходе проведения выездных и камеральных проверок должностные лица налоговых органов зачастую находят основания для вынесения неблагоприятных для плательщика актов, которые тем или иным образом обременяют и без того не легкую жизнь предпринимателя. В некоторых случаях пострадавшая организация считает, что такие документы приняты необоснованно, и для восстановления справедливости торопится в суд.

При определении, какой ненормативный акт контролирующего ведомства (в контексте ст. 137 и 138 НК) имеет смысл оспаривать, следует учитывать, что под такими бумагами понимаются документы любого наименования (требования, решения, постановления и др.), подписанные руководителем (заместителем руководителя) инспекции и касающиеся конкретного налогоплательщика (п. 48 Постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5).

Кроме того, данные акты обладают еще некоторыми признаками. В частности, они содержат властные предписания, обязательные для исполнения, имеют односторонний характер и выносятся в отношении какого-то определенного лица. При этом их действие исчерпывается исполнением (например, уплатой налогов при получении такого требования). Вместе с тем согласно определению Конституционного суда от 4 декабря 2003 г. № 418-О должность лица, подписавшего ненормативный акт налогового органа, для целей его оспаривания значения не имеет.

Помимо документов, предъявляемых инспекцией, также можно оспаривать и действия либо бездействие сотрудников инспекции. В данном случае суды при принятии к рассмотрению исков исходят из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган (п. 49 Постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5).

Административный порядок

Отечественным законодательством закреплены два способа обжалования ненормативных актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц. Первый предусмотрен пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса — административный порядок. Второй — урегулированный Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами — судебный порядок.

При выборе административного порядка жалоба на акт контролирующего учреждения подается в вышестоящий налоговый орган, на действия или бездействие ее должностного лица вышестоящему должностному лицу этого органа. Учитывая последнее обстоятельство, особенно обращает на себя внимание тот факт, что вопрос о том, в какие инстанции следует направлять свои возражения на поведение руководителя инспекции, не урегулирован.

Подача жалобы в административном порядке не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы (заявления) в суд (п. 2 ст. 138 НК). Но применение данной нормы возможно не в любых ситуациях. Так, пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса устанавливаются определенные исключения. То есть решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности может быть обжаловано в судебном порядке его только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Порядок осуществления административного обжалования не только регулируется статьями 139—141 Налогового кодекса, но также закреплен в Регламенте рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденном приказом МНС от 17 августа 2001 г. № БГ-3-14/290.

Кроме того, приказом Минфина от 18 января 2008 г. № 9н утвержден административный регламент ФНС, который предоставляет налогоплательщикам дополнительные права, в том числе:

  • требовать соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования;
  • требовать возмещения убытков в полном объеме;
  • получать адреса и телефоны вышестоящих налоговых органов/должностных лиц, Ф.И.О. должностного лица, чье действие/бездействие/решение обжалуется (пункт 173 Регламента).

Сроки

На ненормативные акты, которые в обязательном порядке должны пройти процедуру досудебного оспаривания, подается жалоба. Таковыми документами налоговых органов являются:

  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом в зависимости от того, вступило указанное решение в силу или нет, следует определить, какую бумагу направлять в налоговый орган, а также сроки обжалования. Так, на не вступившее в силу решение подается апелляционная жалоба, на вступившее — простая.

Апелляционная жалоба на не вступившее в законную силу решение согласно пункту 2 статьи 139 и пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса подается в течение 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. При этом соответствующее решение должно быть вручено не позднее пяти дней после его вынесения.

Одним из способов передачи ненормативного акта является направление его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается врученным по истечении шести дней со дня его направления (письмо Минфина от 2 июня 2008 г. № 03-02-08-12). В связи с этим становится не совсем понятным, как тезис о пяти днях соотносится с другими нормами Налогового кодекса, предусматривающими иной способ вручения, кроме как «лично в руки».

На вступившее в законную силу решение, если оно не было оспорено в апелляционном порядке (в течение десяти дней со дня получения), подается жалоба. Для нее срок подачи определен в один год с момента вынесения.

На иные акты налоговых органов согласно пункту 2 статьи 139 НК с того момента, когда представители организации узнали или должны были узнать о том, что их права нарушены, у фирмы возникает право в течение трех месяцев подать жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему чиновнику.

Рекомендуем к любой жалобе прикладывать максимальное количество документов для обоснования своей позиции.

За организацией, подавшей жалобу в более высокую инстанцию, до вынесения соответствующего решения закрепляется право на ее отзыв. Но в случае совершения подобного действия возможность на повторное оспаривание по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу пропадает.

Рассмотрение жалобы

Апелляционная жалоба подается в вынесшую решение инспекцию, которая обязана в течение трех дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В свою очередь, по результатам рассмотрения ненормативного акта вышестоящий налоговый орган вправе по простой жалобе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое.

По апелляционной жалобе:

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.

Свое решение по полученной претензии вышестоящее лицо обязано принять в течение месяца со дня ее получения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней. После чего лицо, подавшее претензию, не позже трех дней должно быть проинформировано о результатах рассмотрения.

Таким образом, максимальный период рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом с момента ее подачи организацией до получения окончательного решения с учетом возможного продления сроков должен составлять не более 52 дней.

Не стоит забывать и о том, что исполнение обжалуемых актов и совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены вышестоящим налоговым органом по заявлению плательщика (п. 3 ст. 138 НК).

Станислав Тимофеев

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное