Спорные вопросы применения имущественного налогового вычета при приобретении жилья

Спорные вопросы применения имущественного налогового вычета при приобретении жилья

28.04.2009

Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее — Закон № 224-ФЗ) увеличена с 1 млн до 2 млн рублей предельная сумма имущественного налогового вычета по НДФЛ, предоставляемого в связи со строительством или приобретением жилья. Это изменение вступило в силу с 1 января 2009 года и, как следует из статьи 9 Закона № 224-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность применения налогоплательщиками имущественного налогового вычета в увеличенном до 2 млн рублей размере уже по доходам за 2008 год. Однако, как показывает практика, в ряде случаев при применении новой редакции подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщики сталкиваются с проблемами. Одной из таких проблем является отсутствие в законе четкого ответа на вопрос о том, вправе ли воспользоваться вычетом в размере 2 млн рублей те налогоплательщики, которые оплатили приобретенное жилье до 1 января 2008 года, а право на вычет у них возникло в 2008 году. В еще более неопределенной ситуации находятся налогоплательщики, у которых и само право на вычет возникло до 2008 года.

Какие-либо официальные разъяснения на уровне федеральных министерств относительно максимального размера имущественного налогового вычета, который может быть предоставлен налогоплательщику в подобных ситуациях, на сегодняшний день отсутствуют. При этом уже сегодня в некоторых регионах налоговыми органами изданы соответствующие разъяснения, из которых следует, что единый подход к проблеме не выработан даже в системе налоговых органов Российской Федерации. Так, из сообщения УФНС России по Пензенской области от 25.12.2008 следует, что предельный размер имущественного налогового вычета по новому строительству или приобретению жилья в сумме 2 млн рублей применяется в отношении тех расходов, которые произведены после 1 января 2008 года. В то же время УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в сообщении от 17.12.2008 разъяснило, что воспользоваться вычетом в размере 2 млн рублей имеют право только те налогоплательщики, которые приобрели жилье в 2008 году.

Увеличение размера имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, ранее уже производилось в 2003 году, когда размер вычета был увеличен с 600 тысяч до 1 млн рублей (см. Федеральный закон от 07.07.2003 № 110-ФЗ), и указанные изменения распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.

Давая разъяснения по применению имущественного вычета в аналогичных ситуациях, налоговые органы и Минфин России определяли момент возникновения правоотношений, на которые распространяются изменения, не в пользу налогоплательщиков. Так, например, в письме от 16.02.2004 № 04-04-06/23 Минфин России разъяснил, что “возникновение правоотношения по поводу предоставления имущественного налогового вычета в соответствии со статьей 220 Налогового кодекса связано с юридическим фактом произведения налогоплательщиком расходов, относящихся к соответствующему налоговому периоду”. Тем самым возможность возникновения права налогоплательщика на предоставление имущественного налогового вычета в повышенном размере фактически была поставлена в зависимость от того, в каком налоговом периоде он понес расходы на приобретенное жилье. Например, если приобретаемая квартира оплачена налогоплательщиком в 2002 году, то даже если право собственности на нее зарегистрировано уже в 2003 году, действие Федерального закона от 07.07.2003 № 110-ФЗ на такие правоотношения, по мнению Минфина России, не распространяется, и основания для использования увеличенного имущественного налогового вычета в размере 1 млн рублей отсутствуют. Аналогичная позиция высказывалась и налоговыми органами (см., например, Разъяснения УФНС России по Республике Башкортостан от 6–12.06.2005).

Очевидно, что такой подход не только противоречит интересам налогоплательщиков, но и не может быть признан в достаточной степени обоснованным.

Противоположная позиция по рассматриваемому вопросу выражена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2007 № А56-52866/2005, в котором суд пришел к выводу, что поскольку право собственности на квартиру было зарегистрировано в 2003 году, когда ограничение налогового вычета составляло 1 млн рублей, налоговый вычет может быть применен в пределах этой суммы несмотря на то, что оплата за квартиру была осуществлена в 2001–2002 г.г.

Таким образом, единообразный подход к аналогичной проблеме, связанной с увеличением в 2003 году размера имущественного налогового вычета, так и не был выработан. Поскольку использованный законодателем в Законе № 224-ФЗ механизм увеличения указанного вычета до 2 млн рублей фактически полностью повторяет формулировки, ранее уже применявшиеся в Федеральном законе от 07.07.2003 № 110-ФЗ, есть основания говорить о наличии неясности по вопросу применения подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ (с учетом положений Закона № 224-ФЗ) в тех случаях, когда приобретенное жильебыло оплачено налогоплательщиком до 2008 года, а подтверждающие право на вычет документы получены в 2008 году или позднее.

Безусловно, закрепленное в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ в качестве одного из основных принципов законодательства о налогах и сборах правило о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, дает основания для того, чтобы применять недостаточно ясно сформулированную норму Налогового кодекса РФ максимально выгодным для налогоплательщика способом.

В отсутствие судебной практики и официальной позиции контролирующих органов по данному вопросу уже сегодня некоторыми специалистами высказывается точка зрения, согласно которой придание обратной силы норме, устанавливающей предельный размер имущественного налогового вычета по новому строительству или приобретению жилья в сумме 2 млн рублей, означает, что для тех, кто купил или построил жилье после 1 января 2008 года, налог на доходы будет пересчитан, а уплаченные деньги возвращены из бюджета. Вероятно, есть основания предполагать, что именно такой подход имеет шансы быть поддержанным судебной практикой как в достаточной степени соответствующий интересам налогоплательщиков.

Однако нельзя не упомянуть и о возможности существования третьей позиции.

Как уже сказано, в силу пункта 6 статьи 9 Закона № 224-ФЗ положения абзаца тринадцатого подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ предусмотренный указанным подпунктом имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган с приложением платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам. Кроме того, для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет:

при строительстве или приобретении жилого дома (в т. ч. не оконченного строительством) или доли (долей) в нем — документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;

при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме — договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.

Иными словами, сам по себе факт исполнения налогоплательщиком своих обязательств по договору о приобретении квартиры (т. е. факт оплаты) не влечет возникновения у него права на предоставление соответствующего имущественного налогового вычета. Такое право возникает у налогоплательщика только при наличии документов, которые указаны в абзаце шестнадцатом подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ. Возникновение же правоотношений по предоставлению имущественного налогового вычета, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, связано исключительно с моментом подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и необходимых документов. Исходя из такой аргументации, по нашему мнению, может быть предложено два возможных решения вопроса о порядке применения имущественного налогового вычета в рассматриваемой ситуации:

1) вычет в сумме, не превышающей 2 млн рублей, может быть предоставлен налогоплательщикам, если право на его получение возникло после 1 января 2008 года (т. е. все необходимые документы получены налогоплательщиком после указанной даты);

2) вычет в сумме, не превышающей 2 млн рублей, может быть предоставлен налогоплательщикам, уже имевшим на 1 января 2008 года право на получение соответствующего вычета (в размере 1 млн рублей), но обратившимся за его предоставлением только в 2008 году. При этом следует учитывать, что последний из предложенных подходов во многом построен на формальном обосновании и вряд ли может быть поддержан налоговыми органами.

Эксперт по контролю качества консалтинговых услуг Гарант,
аудитор Е.В. Мельникова

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное