Профильные консультации от Роструда

Профильные консультации от Роструда

20.04.2009 распечатать

Ни для кого не секрет, что во многих отраслях российского законодательства порой бывает очень трудно разобраться, не имея на то специальной подготовки. Именно поэтому на высшем уровне было принято решение обязать госведомства информировать в доступной форме всех своих «клиентов». Уже вовсю действуют соответствующие регламенты таможни, ФНС и других служб. Перенял эту эстафету и Роструд.

Как известно, одной из обязанностей Федеральной службы по труду и занятости является информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Об этом говорится в статье 356 Трудового кодекса.

Однако до недавних пор исполнение Рострудом данной функции оставалось «тайной за семью печатями». Дело в том, что никаких документов, описывающих процесс просвещения участников трудовых отношений, попросту не существовало.

Переломить ситуацию призван приказ Минздравсоцразвития от 9 декабря 2008 года № 702н, которым утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Регламент). Документ вступает в силу 27 февраля 2009 года.

В условиях финансовой нестабильности нередки случаи увольнений и «оптимизации» трудовых ресурсов. А посему располагать (как и наделять) столь ценной информацией представляется особенно важным, причем для обеих сторон трудовых отношений.

Общие положения

Для начала скажем, что информирование и консультирование заинтересованных лиц осуществляется бесплатно. Согласно пункту 5 Регламента обратиться в Роструд за консультацией могут как юридические лица, индивидуальные предприниматели и физлица-работодатели, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, так и граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Диапазон рассматриваемых чиновниками вопросов весьма широк. На основании пункта 4 Регламента к ним относятся:

  • порядок заключения, изменение и расторжение трудовых договоров;
  • режим труда и отдыха, предоставление основного и дополнительного оплачиваемых отпусков;
  • оплата и нормирование труда, в том числе установление, исчисление и выплата заработной платы;
  • предоставление гарантий и компенсаций работникам;
  • порядок применения дисциплинарных взысканий;
  • организация охраны труда и обеспечение прав работников на охрану труда, в том числе порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, лиц, работающих по совместительству, и т. д.);
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у работодателя;
  • социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений;
  • участие работников и их полномочных представителей в управлении организацией;
  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • иные вопросы регулирования трудовых отношений субъектов трудового права.

Процедурные моменты

В Регламенте предусмотрены различные варианты информирования работодателей и работников. Естественно, каждый из них имеет свою специфику.

Так, письменное обращение подается в произвольной форме. Главное, чтобы в нем была указана следующая информация: полное наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя; почтовый адрес отправителя; просьба о предоставлении консультации и содержание вопросов; должность, фамилия, имя, отчество, заверенные подписью полномочного представителя работодателя; печать организации (если запрос подается не на «фирменном» бланке); дата обращения. Допускается написание документа разборчиво от руки либо его оформление в печатном виде (п. 28 Регламента).

При обращении через официальный сайт Роструда или сайты его территориальных отделений, расположенные в сети Интернет, работодатели и работники в электронном виде оформляют соответствующую заявление-анкету. Образец данного бланка приведен в Приложении № 3 к Регламенту.

Как нетрудно догадаться, при любом «дистанционном» обращении необходимо точно указывать адресат, коим может быть как Роструд или инспекция труда в субъекте РФ, так и конкретный сотрудник службы. Естественно, в этом случае необходимо указать его должность, фамилию и инициалы. Вполне логично, что несоблюдение формальных признаков автоматически приведет к решению об отказе в информировании.

На рассмотрение письменного и «виртуального» запроса чиновникам отведено 30 дней с момента регистрации запроса для последующего ответа. Если же в силу объективных причин подготовка письма не может быть завершена в установленный срок, то рассмотрение обращения продлевается еще на 30 дней.

В свою очередь, устное консультирование ведется без предварительной записи в порядке живой очереди или с помощью системы электронного оповещения о прохождении очереди. При этом как время предварительного ожидания, так и длительность «живого общения» с работником Роструда не должно превышать 30 минут. Таковы требования пунктов 31 и 32 Регламента. Отметим, что в Приложении № 1 к Регламенту приведен перечень территориальных подразделений Роструда с указанием их контактов (адрес, телефон, электронная почта).

Выражаем недовольство

В заключение нельзя не упомянуть об обжаловании действий (бездействий) чиновников и принятых ими решений. Сделать это можно в досудебном порядке путем обращения к руководителю территориального подразделения Роструда либо к начальнику Федеральной службы.

По общему правилу жалоба рассматривается уполномоченными должностными лицами в течение 30 дней со дня ее регистрации.

В случае, когда требуется провести служебное расследование, срок рассмотрения может быть продлен максимум на 30 дней. О продлении срока рассмотрения заявители уведомляются письменно с указанием причин продления (п. 89 Регламента). К этому добавим, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

При этом иск к должностным лицам Роструда (его территориальных подразделений) предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Что касается иска к Федеральной службе по труду и занятости или к Гострудинспекции, то он подается в суд по месту нахождения организации.

Р. Тимохин,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.