Бухгалтерская отчетность за квартал

Бухгалтерская отчетность за квартал

17.04.2009 распечатать

Срок предоставления квартальной бухгалтерской отчетности — не за горами. А значит, самое время вспомнить о правилах предоставления балансов и отчетов о прибылях и убытках. О том, что необходимо учесть, дабы не совершить ошибок при подготовке данных форм, и пойдет речь.

Отчетная обязанность

До 30 апреля текущего года бухгалтеры должны реализовать возложенную на них обязанность по предоставлению бухгалтерской отчетности за I квартал. Виной всему — требования пункта 2 статьи 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ), предписывающие претворять в жизнь указанную процедуру в течение 30 дней по окончании квартала. Исключение из данного правила составляют бюджетные и общественные организации и объединения, а также их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров, работ или услуг.

Однако и для компаний, не составивших исключение, есть ряд особенностей, которые следует учесть, решая вопрос о необходимости предоставления квартальной отчетности. Прежде всего речь идет о созданных с начала 2009 года (то есть в I квартале 2009 года) фирмах, не успевших осуществить за три месяца работы какую-либо хозяйственную деятельность. По мнению налоговых чиновников, подобный факт не освобождает молодые организации от обязанности отчитываться перед инспекторами. Так, в письме Управления ФНС по г. Москве от 27 января 2006 г. № 21-11/5428 указано, что действующее законодательство не содержит каких-либо оснований для непредставления квартальной бухгалтерской отчетности, даже в случаях неосуществления организацией предпринимательской деятельности.

Что же касается фирм, активно функционирующих на рынке, то перед ними подобный вопрос, естественно, не стоит. Однако и здесь не обошлось без нюансов. Прежде всего стоит сказать об организациях, применяющих специальные режимы налогообложения. Как известно, фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет. Обратите внимание, что данное правило не распространяется на учет основных средств и НМА, что вполне логично, ведь стоимость данных активов может стать ограничением для применения УСН. А вот льготный режим обложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход освобождения от необходимости вести бухгалтерский учет не подразумевает.

Подобное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что фирмы, применяющие по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должны вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации. Именно это и было сказано сначала финансовым

ведомством, а затем и столичным налоговым департаментом (письмо Минфина от 19 марта 2007 г. № 03-11-04/3/70 и УФНС по г. Москве от 6 июня 2007 г. № 18-11/3/052731).

Кстати, такая формулировка, как «в целом по организации», закралась в разъяснения чиновников не случайно. В данном случае речь идет о компаниях, у которых есть обособленные подразделения. Как известно, если организация имеет подобные структурные единицы, она вправе представлять бухгалтерскую отчетность не только в инспекцию по месту своего нахождения, но также и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Об этом говорило и Министерство финансов в письме от 8 марта 2008 г. № 03-02-07/1-132. Предоставляемая отчетность должна содержать информацию в целом об организации, то есть включать показатели деятельности по всем подразделениям (в том числе и головной компании) без исключения. Что же касается отчетностей обособленных подразделений, эти документы являются не чем иным, как внутренней формой, которая подлежит включению в бухгалтерскую отчетность организации в целом. Причем это правило распространяется на ситуации, когда речь идет о тех «обособленцах», которые выделены на отдельный баланс (письмо УФНС по г. Москве от 5 февраля 2007 г. № 21-11/010069).

справка

В отличие от российских организаций, иностранные юридические лица, а также их филиалы и представительства, функционирующие на территории нашей страны, обязаны отчитываться только в целях налогообложения. Что касается бухгалтерской отчетности, ее предоставление не требуется (письмо УФНС по г. Москве от 14 февраля 2006 г. № 20-12/11390).

Квартальный состав

Состав бухгалтерской отчетности регламентируется Законом № 129-ФЗ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н (далее — ПБУ 4/99), и предполагает наличие бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложения к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, если его необходимость оговорена законодательно. Однако все вышеназванные документы предоставляются лишь за год, в то время как квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной (п. 3 ст. 14 Закона № 129-ФЗ, п. 48 ПБУ 4/99), а значит, отчитываясь перед инспекторами за первые три месяца текущего года, следует предъявлять только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

О том, что промежуточная отчетность должна состоять именно из первых двух форм, говорили и столичные налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 14 марта 2006 г. № 20-12/19597). Во всем остальном предоставление квартальной годовой отчетности схоже.

Составляется отчетность в бумажном виде. Вместе с тем при наличии технических возможностей и с согласия пользователей баланс и отчет о прибылях и убытках можно представлять и в электронном виде. В последнем случае организациям не следует забывать о функционировании приказа МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705 «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (далее — приказ № БГ-3-32/705). В отличие от налоговых деклараций, которые в определенных случаях обязательно должны предоставляться в электронном формате (если среднесписочная численность работников компании составляет более 100 человек или речь идет о вновь созданных фирмах), подобных требований к бухгалтерской отчетности законодательство не выдвигает. Об этом, кстати, говорило и Министерство финансов в письме от 15 января 2008 г. № 03-02-07/1-11.

Установление даты предъявления инспекторам отчетности напрямую зависит от способа ее предоставления. Так, числом сдачи может быть признана дата фактической передачи по принадлежности, при использовании услуг почты — дата отправки почтового отправления с описью вложения. Если же речь идет об электронном варианте отчетности — дата отправки по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). Однако фирмам, активно использующим информационные технологии, следует принять во внимание мнение столичных налоговиков. В письме от 2 ноября 2007 г. № 09-14/105412 УФНС по г. Москве заявило, что формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде считаются принятыми, если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль. В свою очередь, пунктом 6.7.2 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом № БГ-3-32/705, предполагается, что квитанция о приеме отчетности в электронном виде, протокол входного контроля и подтверждение оператора должны быть получены налогоплательщиком в течение суток с момента отправки. При этом выходные и праздничные дни в расчет не принимаются.

Интересно, что у Минфина несколько иная точка зрения. В своем письме от 1 августа 2008 г. № 03-02-07/1-331 финансовые чиновники, сославшись на те же Методические рекомендации, уточнили, что оператор фиксирует число отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде в качестве даты ее представления и формирует подтверждение оператора с указанием даты и времени отправки электронного документа.

Форменные особенности

При подаче бухгалтерской отчетности (вне зависимости от периода, за который отчитывается организация, а также способа предоставления) необходимо использовать формы, утвержденные приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». То есть форму № 1 «Бухгалтерский баланс» и форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для квартальной отчетности. Пунктом 14 ПБУ 4/99 предусмотрены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в данных отчетных элементах. Среди них:

  • наименование составляющей части отчетности (баланс или отчет о прибылях и убытках);
  • указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
  • наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;
  • формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

Пункт 6 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденный приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н, также дополнил этот перечень такими данными, как:

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике;
  • дата отправки или принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Кроме того, Министерство финансов сделало еще несколько дополнений. Во-первых, финансисты отметили, что в форме № 1 также необходимо зафиксировать местонахождение, адрес компании. Во-вторых, при отражении организационно-правовой формы или формы собственности информацию следует указывать, ориентируясь на Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС). В-третьих, отражение формата представления числовых показателей следует производить согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения, утвержденному постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. № 366: тыс. руб. (код по ОКЕИ 384); млн. руб. (код по ОКЕИ 385).

важно

Пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н, гласит о том, что все первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский. Подобное требование содержит и пункт 15 ПБУ 4/99: бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке. Для того, чтобы реализовать требования законодательства, фирма может прибегнуть к помощи профессиональных переводчиков или выполнить перевод самостоятельно, силами штатных специалистов (письмо Минфина от 20 марта 2006 г. № 03-02-07/1-66).

Подписной порядок

Бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером. Если же в штате компании есть только бухгалтер, то ставить свой автограф придется ему.

В последнее время небольшие фирмы все чаще прибегают к услугам сторонних специалистов по ведению бухгалтерского и налогового учета или специализированных организаций. Порядок подписания отчетности законодательство предусмотрело и на такой случай. Так, согласно пункту 5 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность компаний, в которых учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной фирмы либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухучет. Аналогичные требования содержит и пункт 17 ПБУ 4/99.

Подобные положения — отнюдь не нововведение: столичные налоговики напоминали о них еще в комментариях шестилетней давности (письма УМНС России по г. Москве от 15 апреля 2003 г. № 11-14/20468 и от 8 апреля 2002 г. № 11-14/15706).

Т. Мухина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.