Фальшивое образование в государстве Российском

Фальшивое образование в государстве Российском

06.04.2009 распечатать

В России получить качественное образование — задача нелегкая. С одной стороны, уровень подготовки специалистов в государственных учебных заведениях год от года опускается все ниже и ниже. А с другой — коммерческие вузы, которые в мире считаются самым надежным способом получить высокую профессиональную квалификацию, в нашей стране зачастую оказываются лишь инструментом мошеннической деятельности.

Рога и копыта

В 2001 году в Татарстане была развернута массированная и агрессивная рекламная кампания, связанная с открытием в Казани нового вуза, филиала одной из самых представительных юридических академий столицы. Это известие вызвало определенный ажиотаж среди местных абитуриентов, и они дружно потянулись в приемную комиссию новообразованного учебного заведения, а затем и в кассу (учеба была платная), питая надежду через несколько лет получить престижный диплом.

Однако воодушевление амбициозных молодых людей было преждевременным. В одно прекрасное утро они пришли на занятия и обнаружили в своих аудиториях офисы частных фирм непонятного происхождения.

Студенты новоиспеченного вуза обратились с разъяснениями к ректору. А тот заявил, что на него якобы «наехала» налоговая инспекция (?), временно надо пустить арендаторов, чтобы уладить финансовые споры, и заверил, что вскоре все уладится. Как оказалось позже, предприимчивый руководитель «горе-вуза» — обычный мошенник, а обещания были для него способом оттянуть время, чтобы в скором времени и вовсе бесследно исчезнуть.

Тогда-то вчерашние школьники и поняли, каковы они — реалии взрослой жизни. Вспомнили, как с самого начала им бросились в глаза некоторые странности. К примеру, молоденькая преподавательница вела одновременно несколько дисциплин — экономику, бухучет и даже кое-что из юриспруденции. А если что-то не могла сама объяснить, то просто раздавала методички.

Позже сотрудники правоохранительных органов установили, что самопровозглашенный ректор наживался таким образом уже не раз. Ранее аналогичное мошенничество было совершено им в Челябинской области.

По утверждению Александра Губина, начальника межрайонного отдела УБЭП МВД Татарстана, подобные случаи в последние годы приобретают массовый характер.

– Схема действий здесь проста, — объяснил он. — Снял офис на две недели, создал солидную обстановку, собрал деньги, скрылся. На руку мошеннику была и психология вчерашних школьников, которые проникались доверием и уважением к солидному имени высшего учебного заведения и, естественно, не ожидали обмана. В нынешние времена абитуриентам нужно быть особенно бдительными, чтобы не оказаться через пару недель «учебы» у разбитого корыта.

Согласно данным Росстата, в 2007 году доля принятых в негосударственные вузы студентов увеличилась на 17,7%.

Война с липами

Вообще Россия — едва ли не самая дипломированная страна в мире. По количеству дипломов. А вот к их качеству претензий немало.

Известно, что, например, в Москве любой диплом или аттестат без особых проблем можно купить в метро. Стоит он недорого. Связаться с изготовителями поддельных дипломов можно и через Интернет.

Чиновники уже несколько лет пытаются вести непримиримую борьбу с «липами». Еще в 2003 году Виктор Болотов, тогдашний первый заместитель министра образования России, заявил на пресс-конференции в Санкт-Петербурге буквально следующее:

– Министерство образования России проведет оперативную работу по вычищению фальшивых вузов.

Господина Болотова вскоре сняли с должности, а чистка в рядах липовых учебных заведений так и не произошла. Возможно, не нашлось иных желающих послужить на благо отечества.

Вновь вопрос о качестве образования оказался на повестке дня два года назад в связи с широкомасштабным внедрением системы ЕГЭ. И осенью этого года российские чиновники, похоже, решили взяться за дело более основательно.

Как заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова, в начале следующего года количество как коммерческих, так и государственных вузов в стране резко сократится. Она посетовала, что даже в огромном Советском Союзе было всего 600 высших учебных заведений, а в сегодняшней России — более тысячи. По мнению представителей Минобразования, в стране «...должно остаться 150-200 институтов и примерно 50 университетов».

Как отмечает госпожа Глебова, новые коммерческие вузы открываются ежегодно, но их деятельность носит сомнительный характер. А все потому, что лицензию на ведение предпринимательской деятельности в сфере образования получить в России слишком просто.

– Представьте себе вуз, который арендует две комнаты общей площадью 80 квадратных метров и в котором работают два с половиной сотрудника, — рассказывает госпожа Глебова. — Его руководство подает нам документы на лицензирование. И мы, в соответствии с существующими нормативными актами, можем разрешить набор студентов, но только пяти человек — для большего числа учащихся просто нет условий.

Самое интересное, что руководители подобного учреждения, как правило, и не претендуют на большее. Для них главное — получить лицензию. Нередко при этом они подают фальшивые списки преподавательского состава, где фигурируют имена известных ученых и педагогов, причем те об этом, естественно, и не подозревают.

Любовь Глебова отметила, что пока «...никакого плана по сокращению числа вузов нет, и специальная кампания в этой связи не проводится». Главная задача на сегодня — ужесточить систему выдачи лицензий.

Профанация учета

Аналогично обстоят дела и в сфере бухгалтерского образования. Конечно, большинство проблем здесь увязано с общими трудностями российского образования, но есть и свои нюансы.

Во многих российских вузах обучение бухучету ведется по старым советским стандартам. А учитывая тот факт, что российские фирмы постепенно переходят на систему МСФО, с уверенностью можно сказать, что нынешним студентам в дальнейшем будет непросто устроиться на работу. Выход есть — получить дополнительную подготовку на специальных семинарах по учету, которые в подавляющем большинстве своем являются платными.

Но и сюда мошенники уже добрались. Все чаще и чаще бухгалтеры жалуются, что подобные обучающие курсы нередко оказываются профанацией.

– Перед тем как устроиться на работу в новую фирму, я решила подкрепить свою теоретическую базу и пошла на бухгалтерские курсы в один из местных филиалов известного московского вуза, — рассказывает Юлия Пагаева, бухгалтер из Владикавказа. — Нам обещали, что читать лекции и проводить практические занятия будут профессоры из Москвы, поэтому расценки были внушительными. И чем же дело закончилось? В первый день нам какой-то непонятный господин долго рассказывал о пользе работы бухгалтера. На второй — его молодая ассистентка раздала слушателям «бухгалтерские задачки». Потом два дня занятий и вовсе не было. В течение двух недель нам морочили голову, а потом сказали, что произошла «небольшая накладка», курсы упразднили. Конечно, деньги возвращать нам никто не собирался. Насколько я знаю, многие подали в суд на вуз, но безрезультатно.

Этот случай, увы, не единичный. Проблема актуальна и для столицы. Как отмечают сотрудники МГУ, в большинстве случаев люди высказывают немало претензий к уровню обучающих семинаров и тренингов. Университетские преподаватели советуют: если уж идти учиться, то лучше выбрать те семинары, которые проводят государственные учебные заведения. Этим организациям свойственен совершенно другой подход к работе, к тому же сразу понятно, кому предъявлять возможные претензии.

Электронной базой по фальшивке

Минобразования России намерено создать электронную базу данных, по которой можно будет определить подлинность диплома о высшем образовании. Об этом заявил глава ведомства Андрей Фурсенко на совещании министров образования государств — членов ШОС, прошедшем 24 октября в столице Казахстана Астане.

По его словам, это позволит различным ведомствам и работодателям оперативно выяснять, выдавал ли конкретный вуз диплом, вызывающий сомнения, и существовала ли в образовательном учреждении на момент выдачи диплома указанная в нем специализация. Кроме того, появится возможность вычислить, где сфабрикована та или иная подделка.

А судьи кто?

Огромное количество проблем в сфере российского образования, по мнению экспертов, тормозит развитие страны. Эта тема постоянно вызывает много споров, которые нередко заканчиваются судебными разбирательствами.

К примеру, осенью этого года Всемирный технический университет подал в суд на Сергея Комкова, автора статьи «Фальшивое образование», где он обвинял этот коммерческий вуз в фиктивной деятельности.

ВТУ обвинил господина Комкова в распространении заведомо ложной информации. Суд занял сторону истца и отстоял деловую репутацию университета.

Защитники ВТУ утверждали, что работают под эгидой ЮНЕСКО, и дипломы этого вуза ценятся в Европе. Однако соответствующие документированные доказательства ими предоставлены не были. А представители международной организации данный конфликт оставили без внимания, даже не сделав никакого публичного заявления о правомочности заявлений руководства ВТУ.

С другой стороны, сама личность господина Комкова производила двойственное впечатление. В своих публикациях он нередко утверждал, что является профессором философских и педагогических наук, чем вызывал доверие аудитории. Однако вскоре выяснилось, что в регистрационной базе Управления организации государственного контроля в сфере аттестации научных и научно-педагогических работников Рособрнадзора сведений о присуждении ему названных регалий не зафиксировано.

Ситуация получается довольно печальная. С одной стороны, чиновники носятся с идеей фикс — смести с лица земли часть коммерческих вузов, оставив не более 600 штук, как в старые советские времена. С другой стороны, на защиту системы российского образования сплоченными рядами встают представители так называемой профессорско-преподавательской интеллигенции, рядом с которыми отдыхают самые прожженные мошенники.

Вячеслав Таймазов

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.