«Противопожарный» учет

«Противопожарный» учет

06.04.2009

Одной из «почетных» обязанностей фирм и предпринимателей является соблюдение требований пожарной безопасности. Очевидно, что выполнение соответствующих положений законодательства требует от хозяйствующих субъектов определенных затрат. Причем что интересно — их учет напрямую зависит от масштаба мер, принятых для упреждения огненной стихии.

Надо — значит надо

Напомним, что руководители организаций обязаны соблюдать противопожарные требования. Как нетрудно догадаться, именно топ-менеджеры компаний несут ответственность за допущенные нарушения в данной сфере. Таковы положения статей 37 и 38 Закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Обязательные для исполнения «пожарные нормативы» установлены в Правилах ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.

Вдобавок к этому нелишне будет изучить и приказ «чрезвычайного» ведомства от 18 июня 2003 года № 315. В документе говорится об объектах, которые подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Проще говоря, если фирма эксплуатирует складские и производственные помещения, а также архивы, то ей никак не отвертеться от монтажа специализированного оборудования.

Однако и это еще не все. Необходимо помнить о том, что здания и сооружения должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей. Это прямо предусмотрено Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), которые утверждены приказом МЧС от 20 июня 2003 года № 323.

Отметим, что несоблюдение противопожарных требований грозит хозяйствующему субъекту штрафом либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Данные санкции предусмотрены частью 1 статьи 20.4 КоАП. Так как проигнорировать положения «пожарного» законодательства вряд ли удастся, то волей-неволей придется разобраться с порядком налогового и бухгалтерского учета связанных с этим денежных трат.

Налоговые вариации

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются затраты организации на обеспечение пожарной безопасности юрлица и обслуживание охранно-пожарной сигнализации. Об этом говорится в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

В то же время установка пожарной сигнализации зачастую обходится фирме «в копеечку». Да и использование подобного оборудования рассчитано явно не на один год. Следовательно, такие объекты вполне могут признаваться амортизируемым имуществом в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса.

Как видим, затраты компании на приобретение и монтаж противопожарного имущества учитываются в целях налогообложения прибыли в зависимости от его стоимости (более или менее 20 000 рублей). Если установленный Кодексом лимит превышен (что чаще всего и происходит), то расходы списываются в составе амортизационных отчислений. Что же касается планов эвакуации из здания, световых указателей и других «незначительных» расходов, то они отражаются единовременно в полном объеме. Именно такой вывод следует из содержания письма Минфина от 16 декабря 2008 года № 03-03-06/4/96.

Бухгалтерский учет

Порядок списания «противопожарных» расходов в бухгалтерском учете также напрямую зависит от стоимости соответствующих активов. Дело в том, что пожарные (охранные, охранно-пожарные) сигнализации, системы оповещения и пожаротушения соответствуют требованиям, предъявляемым ПБУ 6/01 к основным средствам.

Следовательно, данные объекты могут быть приняты к учету в составе ОС по первоначальной стоимости — сумме фактических затрат организации на их приобретение и приведение в состояние, пригодное для использования (п. 8 ПБУ 6/01). По общему правилу основные средства приходуются без учета НДС.

Согласно пункту 5 ПБУ 6/01 единицы имущества, рассчитанного на длительный период использования и стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. Естественно, данное правило, а также конкретный стоимостной лимит (может быть меньше предусмотренного в ПБУ) необходимо прописать в учетной политике. Наиболее яркими примерами таких объектов являются средства оповещения: световые указатели, таблички «Выход» и т. п.

Пример1

Фирма установила систему оповещения на случай пожара — звуковую сирену и световой оповещатель «Выход». Плюс к этому, юрлицо купило рекомендованные НПБ 104-03 статические указатели направления движения. Общая стоимость оборудования, а также его установка составила 17 700 рублей (в том числе НДС — 2700 руб.).

В учетной политике организации предусмотрено отражение объектов стоимостью не более 20 000 рублей за единицу в составе материально-производственных запасов. Будут сделаны следующие проводки:

Дебет 10-6 («Средства пожарной безопасности»)     Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. - 2700 руб.) — приняты к учету средства пожарной безопасности;

Дебет 19     Кредит 60
– 2700 руб. — отражен НДС, предъявленный продавцом;

Дебет 68     Кредит 19
– 2700 руб. — сумма НДС принята к вычету;

Дебет 60     Кредит 51
– 17 700 руб. — продавцу перечислена оплата за оборудование;

Дебет 20     Кредит 10-6
– 15 000 руб. — расходы на средства пожарной безопасности списаны на затраты основного производства.

Пример 2

В феврале 2009 года торговая фирма для оборудования складского помещения системой автоматического пожаротушения заключила договор со специализированной организацией на приобретение и монтаж соответствующего оборудования. Согласно договору оплата за оборудование происходит сразу после его поставки, а оплата за монтаж — по его завершении.

Стоимость системы пожаротушения — 354 000 рублей (в том числе НДС — 54 000 руб.). Стоимость монтажа — 70 800 рублей (в том числе НДС — 10 800 руб.). Монтаж завершен в феврале 2009 года, в том же месяце оборудование введено в эксплуатацию. Срок полезного использования оборудования равен 60 месяцам (5 лет). Способ начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадает и является линейным.

В феврале 2009 года в учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 07     Кредит 60
– 300 000 руб. (354 000 руб. - 54 000 руб.) — отражена стоимость купленного оборудования;

Дебет 19     Кредит 60
– 54 000 руб. — отражен НДС, предъявленный продавцом;

Дебет 68     Кредит 19
– 54 000 руб. — сумма НДС принята к вычету;

Дебет 60     Кредит 51
– 354 000 руб. — продавцу перечислена оплата за оборудование;

Дебет 08     Кредит 07
– 300 000 руб. — отражена передача оборудования в монтаж;

Дебет 08     Кредит 60
– 60 000 руб. (70 800 руб. 0 10 800 руб.) — стоимость монтажа включена в стоимость системы пожаротушения;

Дебет 19     Кредит 60
– 10 800 руб. — отражен НДС, предъявленный за монтажные работы;

Дебет 68     Кредит 19
– 10 800 руб. — сумма НДС принята к вычету;

Дебет 60     Кредит 51
– 70 800 руб. — перечислена оплата за монтаж оборудования;

Дебет 01     Кредит 08
– 360 000 руб. (300 000 руб. + 60 000 руб.) — принят к учету инвентарный объект — система пожаротушения.

Ежемесячно, начиная с марта 2009 года и вплоть до окончания СПИ:

Дебет 20     Кредит 02
– 6000 руб. (360 000 руб. : 60 мес.) — начислена амортизация по системе пожаротушения.

О. Сопунько,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное