Как остаться на УСН

Как остаться на УСН

02.04.2009 распечатать

Как известно, УСН — это весьма выгодная с точки зрения налоговой нагрузки схема налогообложения. Многие компании, работающие на общем режиме, хотели бы ее применять. А фирмы, перешедшие на «упрощенку», обязаны соблюдать условия ее использования. О том, как выполнить все соответствующие требования, читайте в бераторе «Экономим на налогах».

Сумма доходов

Фирма вправе продолжать работу на «упрощенке» только в том случае, если ее годовой доход не превышает 20 млн. рублей, скорректированных на коэффициент-дефлятор. Реальные объемы поступлений в бюджет фирмы определяются в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса. Они складываются из доходов от реализации и внереализационных доходов за вычетом НДС. Уложиться в лимит помогут договор займа или договор комиссии.

Обратите внимание: фирма, решившая совмещать УСН и ЕНВД, может потерять право на использование упрощенной системы, если доходы, полученные исключительно от бизнеса на «упрощенке», превысят указанный лимит. При этом не важно, сколько компания заработала на «вмененке» (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Пример

ЗАО «Актив» занимается оптовой и розничной торговлей. Оптовая торговля облагается «упрощенным» налогом, а розничная — переведена на ЕНВД. За 12 месяцев отчетного года компания получила такие доходы:

  • от продажи товаров оптом — 19 700 000 руб.;
  • от продажи товаров в розницу — 11 900 500 руб.

Общая сумма доходов «Актива» за этот период составила 31 600 500 руб. (19 700 000 + 11 900 500).

Допустим, коэффициент-дефлятор на этот год равен 1,538. То есть для того, чтобы не потерять право на применение УСН, доходы за год не должны превысить 30 760 000 руб. (20 000 000 руб. × 1,538).

Таким образом, несмотря на то, что в целом фирма не уложилась в лимит (31 600 500 > 30 760 000), сумма поступлений от «упрощенной» деятельности позволяет ей не покидать спецрежим (19 700 000 < 30 760 000).

Выходит, что в следующем году оптовая торговля «Актива» остается на «упрощенке».

Численность сотрудников

Чтобы не потерять право на УСН, фирма должна ограничить среднюю численность работников на уровне 100 человек. Рассчитывать ее нужно по правилам, которые установлены в Постановлении Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69.

Существует несколько методов соблюсти это требование, даже если истинная численность персонала на предприятии превышает установленный лимит. Проще всего оформить часть сотрудников на неполный рабочий день или совместителями. Тогда Вы сможете учитывать их пропорционально отработанному времени. А поскольку такие работники заняты не все восемь часов в день, то каждый из них составит меньше единицы в средней численности фирмы.

Пример

Фирма отвечает всем критериям «упрощенки», кроме средней численности работников. За прошлый год она составила 102 человека. Чтобы не потерять свое право работать на УСН в этом году, компания применила следующую тактику. По согласованию с сотрудниками в текущем году отдел кадров оформил 10 из них на неполный рабочий день (по 5 часов вместо 8). В результате средняя численность этой группы вместо 10 составила 6 человек (10 чел. × 5 ч : 8 ч).

Таким образом, средняя численность работников фирмы равна уже не 102 человека, а только 98 (102 - 10 + 6). Поэтому компания не потеряла право работать на «упрощенке».

Более сложный вариант — это аутстаффинг. Суть его состоит в следующем: фирма как бы арендует «избыточную» часть сотрудников. После заключения договора аутстаффинга вы берете персонал в аренду и перечисляете за него арендные платежи. Формально эти лица больше не будут являться сотрудниками предприятия.

Стоимость имущества

Фирма имеет право применять УСН, если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, используемых для получения доходов, не превышает 100 млн. рублей. Обратите внимание: оценка имущества производится по данным бухгалтерского учета.

«Вписаться» в 100-миллионные рамки большинству фирм и предпринимателям не так уж сложно. Правда, при расчете остаточной стоимости основных средств необходимо учитывать определенные нюансы.

Прежде всего, в расчет этого показателя принимают не все основные средства, а только амортизируемые. Об этом сказано в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса.

Для того чтобы не выйти из лимита по основным средствам, можно:

  • избавиться от излишков. Для этого нужно провести инвентаризацию. Вышедшие из строя или морально устаревшие основные средства лучше списать. Некоторое оборудование можно просто продать;
  • часть основных средств перевести на консервацию. Согласно п. 3 ст. 256 Налогового кодекса, основные средства не считают амортизируемым имуществом, если они переведены на консервацию, срок которой превышает три месяца. Правда, использовать это оборудование в период его консервации нельзя;
  • часть основных средств перевести на реконструкцию или модернизацию, период которых превышает 12 месяцев. По правилам Налогового кодекса, если основные средства переводят на реконструкцию или модернизацию, срок которой будет превышать 1 год, их нельзя учитывать в составе амортизируемого имущества. Следовательно, и в лимит основных средств, который действует для компании, применяющей упрощенную систему налогообложения, они не входят;
  • отразить НДС отдельной строкой. Благодаря этому стоимость приобретенного оборудования не будет увеличиваться. Произвести такую операцию позволяет пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В нем сказано, что в расходы включаются «суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам и услугам)». Кроме того, п. 8 ПБУ 6/01 установлено, что в первоначальную стоимость основных средств входят затраты на приобретение, сооружение или изготовление за исключением НДС и других невозмещаемых налогов.

Наконец, часть «сверхлимитных» основных средств можно перевести на дружественную фирму либо предпринимателя, а затем взять у них в аренду или лизинг. Такое имущество нельзя включать в расчет лимита, даже если оно числится у вас на балансе.

Маскировка филиала

Фирму на «упрощенке», открывшую филиал, заставят перейти на общий налоговый режим (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Но если вместо филиала она создаст обособленное подразделение, то может остаться на «упрощенке». Такие выводы позволяет сделать Письмо Минфина России от 27 марта 2008 г. № 03-11-04/2/60.

Чем же обособленное подразделение отличается от филиала или представительства? Таковым может считаться подразделение с оборудованными рабочими местами, созданное компанией вне места ее нахождения. Так гласит п. 2 ст. 11 Налогового кодекса. А таких понятий, как филиал и представительство, в этом документе нет. Зато в Гражданском кодексе сказано, что представительства и филиалы действуют на основании положений, утвержденных головной организацией, и должны быть указаны в ее учредительных документах (ст. 55 ГК РФ). Руководители таких структур назначаются и действуют на основании доверенности.

Отсюда следует вывод: если не упоминать в уставе фирмы о филиале, не утверждать соответствующего положения и не назначать руководителя, такое подразделение можно считать обособленным. А это значит, что предприятие по-прежнему имеет право работать на «упрощенке».

Такой же точки зрения придерживаются и судьи (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 6 мая 2003 г. по делу № А09-585/03-30, ФАС Северо-Западного округа от 30 октября 2003 г. по делу № А42-969/03-23 и др.).

Бератор «Экономим на налогах»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...