«Нормативные акты для бухгалтера» в рамках Шестнадцатой специализированной выставки «Бухгалтерский учет и аудит»." />Налоговый «эконом-класс» - Бухгалтерия.ru
Налоговый «эконом-класс»

Налоговый «эконом-класс»

31.03.2009 распечатать

Снижение налоговой нагрузки стало первым шагом, на который пошло правительство нашей страны для борьбы с кризисом. С последними новшествами в законодательстве бухгалтеры смогли ознакомиться в ходе семинара «Ключевые изменения в налоговом учете в 2009 году», организованного журналом «Нормативные акты для бухгалтера» в рамках Шестнадцатой специализированной выставки «Бухгалтерский учет и аудит».

Проще некуда

Открыл мероприятие главный редактор журнала «Нормативные акты для бухгалтера» Валерий Осипов. Свое выступление он всецело посвятил поправкам, внесенным в главу 26.2 Налогового кодекса. По мнению Осипова, большая часть изменений придется по душе «упрощенцам». Взять хотя бы новую редакцию пункта 1 статьи 346.26 Кодекса, согласно которой сдавать декларацию по единому налогу теперь нужно лишь по итогам года, а не ежеквартально, как было ранее. Более того, менять объект по УСН отныне можно чуть ли не ежегодно, что особенно актуально для тех налогоплательщиков, которые при начале «упрощенной» деятельности допустили ошибку в его выборе. Ведь согласно прежней редакции пункта 2 статьи 346.14 Кодекса с таким просчетом им приходилось либо смириться и уплачивать налог по невыгодному «тарифу» в течение первых трех лет применения «упрощенки», либо на год покинуть данный спецрежим. Теперь это ограничение снято, и, чтобы сменить объект с начала нового налогового периода, нужно лишь уведомить налоговую инспекцию о своем желании до 20 декабря предшествующего года.

«Игры» со ставками

Лектор особо отметил, что отныне при выборе объекта налогообложения по УСН есть повод еще больше задуматься. Дело в том, что ставка единого налога при объекте «доходы минус расходы», как и прежде, составляет 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК). Однако субъекты РФ при этом получили право устанавливать пониженные дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщика. Поскольку данное уточнение добавлено именно в пункт 2 статьи 346.20 Кодекса, то 6-процентная ставка, утвержденная для тех, кто уплачивает налог с доходов, не может быть уменьшена до 5 процентов. Выходит, заключил Осипов, не исключена ситуация, при которой «упрощенцы», выбравшие объект «доходы минус расходы», будут направлять в бюджет меньше средств, нежели их коллеги, определяющие налоговую базу исходя из полученных доходов.

Интересно то, что, по словам ведущего, субъектам Федерации ничто не мешает порадовать плательщиков «упрощенного» налога уже в текущем году. Новая редакция пункта 1 статьи 5 Кодекса предусматривает, в частности, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги или сборы, снижающие их ставки, иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу с даты их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Кроме того, подобные нормативные документы могут иметь и обратную силу, если, конечно, такой порядок в них прописан (п. 4 ст. 5 НК). Иными словами, субъектам под силу практически в любой момент снизить ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН с объектом «доходы минус расходы». Для этого им нужно лишь принять соответствующий закон, закрепив в нем, что он вступает в силу с момента официального опубликования и распространяется на правоотношения, например, возникшие с 1 января 2009 года.

«Расходная» часть

Осипов посоветовал «упрощенцам» обратить внимание и на поправки, внесенные в статьи 346.16–346.18 Кодекса, которые также позволяют несколько сократить размер налоговых отчислений.

Во-первых, по мнению лектора, самым значимым изменением можно назвать отмену ограничения на перенос убытков, полученных по итогам налоговых периодов. В пункте 7 статьи 346.18 Кодекса теперь прямо сказано, что убыток может быть учтен полностью или частично в любом налоговом периоде, но только в пределах 10 лет с момента его возникновения. Выходит, что, получив убыток, «упрощенцы» вправе самостоятельно определить, когда и на сколько им нужно уменьшить налоговую базу.

Кстати говоря, обратил внимание лектор, представители Минфина не видят ничего противозаконного в том, что данным правом плательщики единого налога воспользуются при расчете базы за 2008 год (письмо Минфина от 17 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/170). По мнению Осипова, данное утверждение несколько спорно. Ведь Закон от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ, который отменил 30-процентный лимит по учету убытков, вступил в силу лишь с 1 января 2009 года и в нем, к сожалению, ничего не сказано о том, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Во-вторых, расходы на сырье и материалы отныне можно списывать сразу же после оплаты, поскольку факт передачи их в производство больше не имеет никакого значения (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК).

В-третьих, законодатели, наконец, решили проблему учета расходов на обязательное страхование ответственности: положения подпункта 7 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса отныне позволяют учесть данные затраты при расчете единого налога.

Ну и, наконец, в-четвертых: с начала 2009 года аннулировано нормирование суточных и полевого довольствия (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК). Следует лишь ориентироваться на размеры подобных выплат, закрепленные в коллективных или трудовых договорах.

Столь оптимистичную картину, по словам ведущего, портят поправки, внесенные в пункт 2 статьи 346.11 и пункт 1.1 ст. 346.15 Кодекса. И если раньше еще велись споры вокруг того, следует ли «упрощенцам» платить налог на прибыль при получении дивидендов, то теперь расставлены все точки над «i»: заплатить «общий» налог придется.

Да и индивидуальным предпринимателям, работающим на УСН, повезло не больше: с такого рода доходов они обязаны перечислить в бюджет НДФЛ по ставке, установленной в пункте 4 статьи 224 Кодекса (п. 3 ст. 346.11 и п. 1.1 ст. 346.15 НК).

Патент на «упрощенку»

В своем выступлении Осипов затронул и УСН на основе патента, отметив, что законодатели сделали все возможное, чтобы данный спецрежим стал более востребован индивидуальными предпринимателями. Для начала — расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых вообще возможно применение патентной «упрощенки». Благодаря Закону от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ, в частности, к ним добавились оказание услуг общественного питания, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности и т. д.

Кроме того, теперь ИП дозволено привлекать к своей деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Правда здесь есть и ограничение — среднесписочная численность сотрудников не должна превышать за налоговый период пять человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК). В противном случае предприниматель уже не сможет работать на основе патента.

Новшеством является и то, что с 2009 года региональные власти отныне, если уж и вводят на своей территории патентную «упрощенку», то в целом, то есть по всем видам деятельности, поименованным в Налоговом кодексе. Ранее субъекты Федерации имели право несколько подсократить перечень.

Срок действия патента также изменился. Если прежде он выдавался на квартал, полгода, девять месяцев и год, то сейчас индивидуальный предприниматель может применять УСН на основе патента от месяца до года.

«Прибыльное» дело

Налоговый консультант Евгений Сатаев переключил внимание слушателей на изменения, внесенные в главу 25 Налогового кодекса. Главное из них — это снижение основной ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов. Соответствующая поправка, закрепленная в Законе от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ, появилась как срочная антикризисная мера и быстро прошла все три чтения в Государственной думе, после чего почти незамедлительно получила одобрение верхней палаты парламента, а после и президента.

В числе других значительных изменений Сатаев отметил повышение максимального размера амортизационной премии с 10 до 30 процентов от первоначальной стоимости основных средств. Правда касается это лишь тех ОС, которые входят в состав третьей–седьмой амортизационных групп. Такой же размер премии предусмотрен для расходов на реконструкцию и модернизацию данных ОС (п. 9 ст. 258 НК).

Однако оговорено, что если налогоплательщик использует амортизационную премию, а потом продаст это основное средство прежде чем истекут пять лет с момента его ввода в эксплуатацию, то сумму премии придется восстановить и включить в состав доходов. Это относится ко всем основным средствам, используемым на предприятиях с 1 января 2008 года.

Как пояснил эксперт, такое условие поставлено, вероятно, для того, чтобы у фирм не возникло соблазна слишком часто продавать имущество и использовать амортизационную премию для незаконной оптимизации налогов, в то время как изначально эта мера задумывалась в качестве льготы. Меж тем в этом вопросе окончательной ясности пока нет: законодатели забыли уточнить порядок восстановления «премии». Иными словами, не совсем понятно, как в этом случае восстанавливать налог: в полном объеме или, по аналогии с НДС, пропорционально каким-либо показателям? У бухгалтеров могут возникнуть вопросы и насчет того, что именно понимать под реализацией ОС и как действовать, если имущество пришлось продать вынужденно — в связи с чрезвычайными или иными форс-мажорными обстоятельствами. А если ОС уже полностью самортизированы?

Зато, по словам Сатаева, прояснилась ситуация с амортизацией ОС, выявленных в результате инвентаризации. Пробел, допущенный в прежней редакции Кодекса, восполнен в ее новом варианте, где прямо прописано, что первоначальная стоимость таких основных средств определяется как стоимость обнаруженных излишков МПЗ и прочего имущества (п. 1 ст. 257 НК). Иными словами, данные объекты будут амортизироваться, а их первоначальная стоимость будет составлять сумму налога на прибыль с дохода, уплаченного при их выявлении.

Кстати говоря, при выводе из эксплуатации нематериальных активов теперь можно учесть сумму недоначисленной амортизации во внереализационных расходах (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК). Причем так же, как и при ликвидации ОС, это возможно, если организация начисляет амортизацию линейным методом. В случае, когда в учетной политике закреплен нелинейный метод, придется руководствоваться порядком, установленным в пункте 13 статьи 259.2 Кодекса.

«Прошелся» лектор и по другим поправкам, которые должны внушить оптимизм налогоплательщикам. Так, организации вправе учитывать расходы на страхование гражданской ответственности и предпринимательских рисков, если такое страхование является условием осуществления ими профессиональной деятельности.

Правда, при этом придется доказать представителям ИФНС, что такие расходы экономически обоснованны и являются условием осуществления компанией своей деятельности (подп. 10 п. 1 ст. 263 НК). Это исключит возникавшие зачастую в прошлом конфликты с контролерами по поводу учета добровольных взносов, прямо не прописанных в налоговом законодательстве.

Кроме того, теперь разрешено учитывать расходы на возмещение затрат работников на погашение процентов по жилищному кредиту, но не более 3 процентов от общей суммы расходов на оплату труда. Однако экономить подобным образом на налоге на прибыль можно будет только до 1 января 2012 года. А также, по аналогии с УСН, для целей налогообложения прибыли суточные более не нормируются, то есть их следует включать в расходы в размере фактических затрат.

Увеличен и норматив для признания расходов на добровольное медстрахование сотрудников. Теперь на эти цели допустимо направить 6 процентов от суммы расходов на оплату труда, а не 3 процента, как ранее (п. 16 ст. 255 НК).

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.