Вне зоны доступа

Вне зоны доступа

03.03.2009

При проведении выездной проверки налоговики вправе производить осмотр всех помещений, которые подконтрольный им налогоплательщик использует в своей предпринимательской деятельности. Однако далеко не всегда ревизоров необходимо пускать в свою «квартиру». На этом совсем недавно акцентировали внимание специалисты Минфина.

Выездная проверка согласно положениям статьи 89 Налогового кодекса в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Ее предметом, как несложно догадаться, является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках подобной ревизии может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом налоговики не вправе проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Не могут инспекторы порадовать своих подопечных подобной ревизией более двух раз в год, за исключением разве что случаев, когда добро на сей досмотр дал руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Стоит иметь в виду, что при определении допустимого количества проверок тот факт, что налоговики уже «навестили» филиал или представительство организации в виде их самостоятельной ревизии, не играет никакой роли. Кстати говоря, если компания пережила реорганизацию (ликвидацию), то тут у контролеров, что называется, все козыри на руках — при таком раскладе они могут проверить три предшествующих данному событию календарных года, «забыв» про то, что и когда они инспектировали в прошлый раз.

По общему правилу выездная налоговая проверка не должна продолжаться более двух месяцев. Правда, она все-таки может растянуться на четыре месяца, а в исключительных случаях — аж на шесть. Основания и порядок продления данного срока устанавливаются опять-таки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Меж строк

Согласно пункту 1 статьи 89 Налогового кодекса выездная проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Только при отсутствии у коммерсантов подходящего помещения ревизию можно «перенести» в стены налоговой инспекции.

Решение о назначении проверки в соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налоговой инспекции, которым поручается проведение проверки.

Таким образом, прежде чем пустить инспектора на порог, нужно убедиться, что в решении есть все необходимые данные и они не идут вразрез с нормами Налогового кодекса. Нелишним будет, дабы удостовериться в полномочиях пришедших «в гости» инспекторов, запросить у них служебные «корочки».

Взгляд изнутри

Положения подпункта 2 и 6 пункта 1 статьи 31 и пункта 13 статьи 89 Налогового кодекса дают налоговикам право в рамках проверки осматривать любые используемые организацией для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения. Более того, инспекторы могут провести и инвентаризацию принадлежащего ей имущества. Осмотр в обязательном порядке проводится в присутствии понятых (ст. 92 НК), причем как минимум двоих (ст. 98 НК). В качестве таковых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физлица. Представители проверяемой компании и иные специалисты также вправе стать участниками данного действа. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов и т. п. При этом все действия ревизоров должны быть запротоколированы.

Безусловно, ревизоров придется ознакомить со всеми документами, которые так или иначе связаны с исчислением и уплатой налогов. Данное требование закреплено в пункте 12 статьи 89 Кодекса. Однако не стоит упускать из виду, что изучать подлинники инспекторы могут только на территории компании, если, конечно, проверка не проходит в стенах инспекции. В противном случае произвести выемку подлинной документации налоговики вправе только при наличии у них достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 94 НК).

Квартирный вопрос

Как мы уже выяснили, налоговики вправе произвести осмотр всех площадей, которые их «подопечные» компании используют в предпринимательской деятельности. В разряд таковых в ряде случаев попадают и жилые помещения, поскольку частенько организациям приходится арендовать квадратные метры для своих сотрудников. В письме от 10 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-507 представители Минфина признали, что в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Налогового кодекса доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них граждан допускается только по решению суда. Однако финансисты сочли необходимым отметить, что жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан (ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК). Иными словами, «замаскировать» под квартиру и спрятать от налоговиков офис или какое-либо производство юрлица не вправе. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения или организации допускается только после перевода его в категорию нежилого.

Н. Титаева, налоговый консультант,
для «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное