«Обособленные» авансы по прибыли

«Обособленные» авансы по прибыли

26.02.2009

Компании, которые имеют обособленные подразделения, вынуждены производить довольно сложные расчеты: им необходимо распределить часть налога на прибыль с применением специального показателя. Речь идет о доли прибыли, приходящейся на головную организацию и ее филиал. Недавно представители Минфина подсказали бухгалтерам, как при этом необходимо поделить амортизируемое имущество.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, которые имеют обособленные подразделения, закреплены положениями статьи 288 Налогового кодекса. Если говорить о федеральной части налога, то его уплачивает головной офис по месту своего нахождения, причем без распределения данных сумм по «обособленцам». В свою очередь, авансовые платежи и суммы налога, подлежащие зачислению в региональные бюджеты, придется платить как по местонахождению «центра» компании, так и по месторасположению каждого из ее подразделений. При этом исходить следует из доли прибыли, которая приходится на «обособленцев». Ее определяют на основании сведений об остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности сотрудников (или расходов на оплату труда). Для того чтобы найти искомую величину, сначала определяют удельный вес данных показателей по головной компании и каждому из филиалов. Затем полученные значения нужно просто сложить и разделить на два.

Пример

Предположим, что в компании за отчетный период общая сумма затрат на оплату труда составила 1 962 500 рублей. Из них на головную организацию пришлось 1 570 000 рублей, а на обособленное подразделение — 392 500 рублей. Следовательно, удельный вес расходов на оплату труда составляет 80% и 20% соответственно.

Второй показатель, который необходим для расчетов — остаточная стоимость основных средств. Допустим, средняя остаточная стоимость имущества по головной организации составляет 86%, а по «обособленцу» — 14%.

На последнем этапе считаем среднеарифметическую величину полученных данных. Итак, по головной организации получаем 83% ((80% + 86%) : 2), а по обособленному подразделению — 17% ((20% + 14%) : 2).

Налоговая база

Среднесписочную численность нужно рассчитывать, руководствуясь Порядком, который утвержден постановлением Федеральной службы госстатистики от 20 ноября 2006 г. № 69. Подобного алгоритма для определения остаточной стоимости ОС за отчетный (налоговый) период, к сожалению, до недавнего времени не было. Ранее специалисты Минфина считали, что данный показатель следует определять в порядке, который аналогичен приведенному в пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса для расчета базы по налогу на имущество (письмо Минфина от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/16). А именно: средняя (среднегодовая) стоимость основных средств за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. Конечно, формула расчета, действительно, одна и та же, однако полной аналогии все-таки нет. Для налога на имущество остаточная стоимость берется по данным бухгалтерского учета, а по обособленным подразделениям база определяется только в том случае, если они выделены на отдельный баланс. Для налога на прибыль все несколько иначе. Данные необходимо брать из налогового учета, да и «обособленцев» необходимо «посчитать» независимо от того, имеют они отдельный баланс или нет.

Стоит отметить, что благодаря Закону от 26 ноября № 224-ФЗ с 1 января 2009 года компании, применяющие нелинейный метод, для расчета доли прибыли вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета (п. 2 ст. 288 НК).

Обратите внимание: остаточной стоимостью основных средств, по которым амортизация не начисляется (хотя те и числятся в составе амортизируемого имущества), признается их первоначальная стоимость. К таким объектам, в частности, можно отнести землю, ценные бумаги, «незавершенку» и т. д. (п. 2 ст. 256 НК).

Нематериальная проблема

Другой вопрос: нужно ли при разбивке налога на прибыль учитывать стоимость нематериальных активов? Вносит путаницу тот факт, что амортизируемым имуществом согласно статье 256 Кодекса признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. При этом, ко всему прочему, СПИ данных объектов должен составлять более 12 месяцев, а первоначальная стоимость превышать 20 000 рублей. Иными словами, НМА при выполнении определенных условий, относятся к амортизируемому имуществу.

На большинство нематериальных активов, безусловно, имеет права сама организация как юрлицо. Однако не исключено, что НМА приобретен и используется исключительно «обособленцем». В принципе, можно, конечно, при расчете доли прибыли принять во внимание НМА, но… В письме от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/672 специалисты Минфина указали, что при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения статьи 288 Кодекса учитывается только остаточная стоимость ОС. Такой вывод финансисты сделали на основании формулировки пункта 2 статьи 288 Кодекса: «…и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику». Поскольку в пункте 1 статьи 257 Кодекса речь идет об основных средствах, представители финансового ведомства решили, что «остатки» иного амортизируемого имущества, будь то нематериальный актив или же капвложения, в расчет брать не нужно. Кстати говоря, на то, что капитальные вложения в арендованное имущество не учитываются при определении остаточной стоимости амортизируемого имущества, Минфин указывал и в письме от 27 октября 2008 г. № 03-03-06/2/147.

Н. Яковенко, налоговый консультант,
для «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное