Гордиев узел тяжб разрублен!

Гордиев узел тяжб разрублен!

18.02.2009

В настоящее время налогоплательщики чаще всего восстанавливают свои нарушенные права в судебных инстанциях. ни для кого не секрет, что суды «перегружены» налоговыми делами, поэтому законодатель кардинально решил эту проблему. С 2009 года процедура обжалования решений налоговых органов изменена. Разберемся, как же придется доказывать свою правоту.

Суд является алтарем права и законности. И как в древней Фригии царем Гордием к алтарю была привязана телега, так и наши суды связаны с неподъемным возом претензий налогоплательщиков к налоговикам и наоборот. А привязан этот воз к судам крепким узлом под названием Налоговый кодекс. Как освободиться от тяжкого груза или хотя бы ослабить узел, долгое время никто не знал.

Но наконец-то у законодателя дошли руки до того, чтобы упорядочить работу нашей судебной системы. В свое время Александр Македонский, чтобы избавиться от злополучного узла, использовал меч. А наши законотворцы решили эту проблему, издав Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ. Он направлен на то, чтобы сократить непрерывный поток тяжб по налоговым делам в судебные инстанции.

Коротко о главном

Данный закон внес пункт 5 в статью 101.2 Налогового кодекса. Этой статьей определяется порядок, по которому обжалуются решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и об отказе от такой меры. Именно этим пунктом устанавливается, что с 1 января 2009 года обжалование решений в судебных инстанциях становится возможным только после опротестования их в вышестоящем налоговом органе. Стоит отметить, что данная норма применяется лишь к решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок.

Поэтому, пока контрольная дата не наступила, имеет смысл разобраться, как же производится обжалование в административном (досудебном) порядке не только решений налоговых органов, но и их действий (бездействия), а также принятых ими ненормативных актов.

На что можно пожаловаться?

Конечно же, в первую очередь хочется пожаловаться на организацию работы территориальных налоговых инспекций.

Жаловаться можно и даже нужно, но со знанием дела и точным пониманием того, что желательно иметь в итоге. Порядок, по которому обжалуются акты налоговых органов и их действия или бездействие, установлен главой 19 Налогового кодекса, а также в отдельных положениях главы 14 (ст. 101.2 НК РФ).

Чтобы реализовать данные нормы, налоговые органы разработали Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке (утв. приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. № БГ-3-14/290 — далее Регламент). Им установлена процедура разбирательства налоговым органом следующих жалоб налогоплательщиков:

  • на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, предусмотренных п. 6 ст. 100 НК РФ), включая акты, связанные с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
  • при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушением порядка применения ККМ и работы с денежной наличностью;
  • на должностных лиц организаций в связи с привлечением их к административной ответственности за совершенное организацией налоговое правонарушение.

Поэтому если вы жалуетесь не на очереди при сдаче отчетности или малое количество сидячих мест в помещениях налоговой, то вашу претензию, скорее всего, будут рассматривать, руководствуясь этим документом.

Откажут не глядя

Досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определенных преимуществ. К ним можно отнести относительно простую процедуру обращения, свободную форму изложения жалобы, минимальные основания для ее возврата, а также отсутствие необходимости в уплате государственной пошлины.

Но есть случаи, когда поданная жалоба однозначно будет оставлена без рассмотрения. Это произойдет, если:

  • пропущен срок подачи жалобы, установленный статьей 139 Налогового кодекса;
  • нет указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
  • жалоба подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);
  • есть документально подтвержденная информация о том, что жалоба принята к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
  • налоговому органу стало известно о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

О невозможности рассмотреть жалобы заявитель извещается в 10-дневный срок со дня ее получения. Однако если срок обжалования не пропущен, то возможна повторная подача жалобы. Если же срок вышел, но существует уважительная причина, его возможно восстановить по решению вышестоящего органа.

Время пошло

Теперь следует поговорить о сроках подачи жалобы, ведь зачастую своевременно совершенные действия позволяют избежать негативных последствий.

Подаются жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в письменном виде. Срок подачи жалобы составляет:

  • 3 месяца со дня, когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав на акты налоговых органов, действиях (бездействии) их должностных лиц;
  • 10 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении.

Пропущенные сроки восстанавливаются только при наличии уважительной причины.

Несколько иной порядок установлен для решений, вынесенных по результатам налоговой проверки, но не вступивших в законную силу (обжалование в апелляционном порядке). Важно то, что жалоба подается в налоговый орган, вынесший такое решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящую инстанцию. Изменение такого порядка и подача такой претензии непосредственно в вышестоящий орган будет считаться нарушением порядка апелляционного обжалования (письмо Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350).

Если же решение вступило в законную силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то жалоба подается в течение одного года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Бератор «Мы идем в суд»

Бератор «Мы идем в суд» поможет подготовиться к судебному слушанию, собрать необходимую информацию и доказательства, подготовить исковое заявление. Он даст ответы на вопросы о том, как разрешить конфликт без обращения в судебные инстанции, как оформить представительство интересов в суде и провести судебное слушание.

Рассмотрят по порядку

Поступившие жалобы рассматривает специальная комиссия. В нее могут входить представители методологических подразделений ФНС, а для выяснения обстоятельств могут привлекаться представители нижестоящих налоговых органов.

Для рассмотрения жалобы может быть приглашен и заявитель. О времени и месте рассмотрения жалобы он должен быть извещен заранее, но при этом закон четко не устанавливает сроки и порядок извещения налогоплательщика. Зато в нем абсолютно четко прописана другая норма — отсутствие надлежаще извещенного налогоплательщика не является основанием для того, чтобы отменить процедуру рассмотрения жалобы. В результате закон кажется однобоким. Например, можно отправить извещение по почте сегодня, а рассмотреть дело завтра, и с точки зрения закона никаких нарушений в этом случае нет, а значит, высказаться в обоснование своей позиции заявитель не сможет.

В результате на основании материалов рассмотрения жалобы руководитель налогового органа (заместитель, осуществляющий оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимает решение:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

Рассмотрев жалобу на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) имеет право вынести решение по существу. Лицо, подавшее жалобу, извещается в письменной форме о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия. Один и тот же налоговый орган не может принимать повторное решение по одному и тому же предмету.

Право на рассмотрение

Регламент определяет подведомственность рассмотрения жалоб. Так, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобы на:

  • акты ненормативного характера, неправомерные действия (бездействие) налоговых органов;
  • действия (бездействие) должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера;
  • вынесенное налоговым органом постановление о привлечении организации и ее должностных лиц к административной ответственности.

Вышестоящие должностные лица данного или вышестоящего органа рассматривают жалобы на:

  • действия (бездействие) должностных лиц налогового органа;
  • вынесенное должностным лицом налогового органа постановление о привлечении к административной ответственности физического лица.

При этом стоит отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнение оспариваемого акта или действия. Налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, может приостановить обжалуемый акт или действия, только если есть достаточные основания полагать, что они не соответствуют законодательству РФ, а также в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. В любом случае о таких фактах необходимо указать в тексте жалобы, особенно если речь идет об оспаривании решения по результатам налоговой проверки (п. 4 ст. 100.2 НК РФ).

Право на приостановление исполнения обжалуемых актов (действий, бездействий) целиком и полностью зависит от воли налогового органа (его должностного лица) (п. 3 ст. 138, п. 2 ст. 141 НК РФ). Однако немногие жалобщики могут похвастаться тем, что были поддержаны вышестоящими налоговиками.

Апелляционная жалоба — особые условия

К решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, составленным по результатам налоговых проверок, помимо описанного выше порядка применяются также положения статьи 101.2 Налогового кодекса. В ней определено, что на не вступившее в силу решение по акту проверки может быть подана апелляционная жалоба в вынесший его налоговый орган.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего, оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом.

Если вышестоящий налоговый орган изменит решение нижестоящего, то оно, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты его принятия вышестоящим органом.

Для рассмотрения апелляционной жалобы отведен срок один месяц, а для уведомления о результатах — три дня. При необходимости он продлевается в обычном порядке.

Сроки для ответа

Претензии по постановлениям об административных правонарушениях должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня их поступления (ст. 30.5 КоАП РФ). В остальных случаях порядок рассмотрения жалоб определен главой 20 Налогового кодекса. Решение по ним принимается в течение одного месяца со дня их получения.

Если для рассмотрения жалобы требуется изучить документы или информацию, имеющуюся у вынесшего решение налогового органа, или уточнить ее, то данный срок может быть продлен на 15 дней. О таком решении жалобщик должен быть уведомлен в течение трех дней со дня его принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Более полное и обстоятельное изложение обстоятельств может сократить время рассмотрения жалобы, поэтому к ней следует приложить заверенные организацией копии:

  • акта ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
  • акта налоговой проверки;
  • первичных документов, подтверждающих позицию заявителя;
  • иных документов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Оригиналы документов рекомендуется оставлять у себя и представлять их только под расписку при составлении описи. В качестве рекомендации можно посоветовать сделать их копии и заверить у налогового органа, которому был представлен оригинал. По данному вопросу некоторые юристы могут сказать, что закон не обязывает налоговый орган заверять копии полученных оригиналов. Но с другой стороны, что мешает налогоплательщику выразить свою волю на получение копий, которые могут быть действительно необходимы для осуществления его деятельности? Ведь помимо налоговой есть еще и партнеры, и контрагенты, и огромный список контролеров, которые могут потребовать те или иные сведения. Так почему бы, собственно, не попросить заверенные копии, тем более что налоговиков это ни к чему не обязывает?

внимание

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший решение по результатам налоговой проверки. А он обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящую инстанцию.

Новый год — новые порядки

И в заключение еще раз хочется напомнить, что с 1 января 2009 года обжаловать в судебном порядке решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, можно будет только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Попытка уменьшить количество исков в суды по налоговым делам однозначно приведет к тому, что процедура обжалования решений налоговиков будет растянута по времени.

Учитывая, что возможность приостановить действие решения, вступившего в силу, находится в полной власти вышестоящего налогового органа, новый порядок представляется серьезным механизмом воздействия на налогоплательщиков. Ведь по вынесенному действующему решению, даже если у него не окажется достаточных законных оснований, налоговики будут принудительно взыскивать налоги и пени в полном объеме. А механизм этот для работающей компании более чем серьезный.

В связи с тем что ответственность налоговиков за неправомерные действия в большинстве случаев остается только на бумаге, перспектива восстановить права налогоплательщика отодвигается все дальше. Зато налогоплательщики смогут в полном объеме ощутить всю прелесть процедуры восстановления своих прав, обивая пороги кабинетов и проворачиваясь в жерновах административной машины. А пока ситуация складывается примерно так: «Тайга большая, и хозяин в ней медведь».

А. Химичев,
ведущий эксперт «ПБ»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA