E-learning — противоядие от рутины

E-learning — противоядие от рутины

05.02.2009 распечатать

Если проследить эволюцию рынка за последние 50 лет, то можно заметить интересный факт — чем больше у специалиста возможностей, тем меньше у него времени для того, чтобы их реализовать. Этот вывод подтверждается повсеместно. Возьмем, к примеру, сотрудника бухгалтерии — тренингов и курсов на рынке хоть отбавляй. Да только посетить их редко кому удается, рутинные дела поглощают все внимание и время специалиста по учету. И все же альтернативу найти можно...

В поисках времени

Бесконечные отчеты, сверки, проверки, общение с контрагентами, проработка новых вариантов налоговой оптимизации и т. д. не позволяют в рабочий день покинуть стены родной компании. Кроме того, некоторые работодатели вовсе не желают, чтобы их сотрудники даже на несколько дней отрывались от основной деятельности. Бизнес-то на месте не стоит, а вдруг за время отсутствия бухгалтера инспекторы придут с проверкой, или потребуется заключить новую сделку. Да и семинары, как правило, не бесплатные — за один день обучения можно отдать от 6 тыс. до 18 тыс. рублей в зависимости от темы занятия и статуса тренера. И отправить на семинар удастся только несколько сотрудников, которые могут завтра покинуть компанию вместе с полученными знаниями. Не каждая фирма готова раскошелиться на обучение своих сотрудников и закрыть глаза на риски утечки кадров.

Доступное решение

Итак, отсутствие времени, которое можно было бы посвятить повышению квалификации — действительно проблема для бухгалтера. Ведь законодатели на протяжении двух последних лет весьма активно перекраивают налоговое законодательство, и сходу разобраться в новых правилах, находясь в офисе, непросто даже гуру учета. И все же выход есть. Сегодняшние технологии позволяют сотрудникам предприятия присутствовать на семинаре, не покидая своего привычного рабочего места. Подобный механизм обучения называется дистанционным обучением (далее ДО) или e-learning. Главным средством передачи информации является Интернет, однако бывает, что при обучении задействуется видеоконференцсвязь или другие необходимые средства. Можно организовать как локальное обучение конкретного сотрудника, так и общую систему повышения квалификации персонала компании.

Предположим, что бухгалтер принял решение пройти обучение дистанционно. Виртуальных семинаров, курсов и тренингов сегодня на рынке представлено не меньше чем реальных, а, возможно, даже больше. Как же выбрать подходящий вариант?

Контролируемый процесс

Допустим, бухгалтер не имеет возможности покидать рабочее место и «путешествовать» до учебного центра и обратно, он хочет устранить локальные пробелы в своем образовании и не намерен особо тратиться на обучение. В данном случае ему лучше обратить внимание на обычные дистанционные курсы, представленные в Сети в свободном доступе или за символическую плату. Повышать знания можно посредством ДО через специальные Интернет-ресурсы. Для того чтобы пройти курс, нужно зарегистрироваться в системе и заниматься по предложенной методике в любое удобное время.

Однако такой облегченный вариант имеет свои недостатки. Во-первых, порой бывает трудно соблюдать режим занятий, во-вторых, программы таких курсов, как правило, не охватывают всего спектра вопросов, которые могут возникнуть на практике. Кроме того, качество подобных программ порой вызывает сомнение. Поэтому если потребности в знаниях у бухгалтера велики, а главное препятствие на пути к обучению — время, то ему больше подойдут интерактивные дистанционные курсы. Они позволяют специалистам и менеджерам самостоятельно освоить практические методы решения профессиональных задач и помогают развить соответствующие навыки. Готовые материалы для обучения входят в пакет курса.

Подобные продукты позволяют заменить профессионального лектора и даже экзаменатора. Некоторым компаниям рынка ДО удалось даже создать имитацию искусственного интеллекта. Благодаря ей пользователь может не только выбрать один из указанных ответов, но и просто отвечать на заданные вопросы в произвольной форме. Система проанализирует реплику обучающегося в контексте заданного вопроса, оценит полноту ответа и... ответит Вам! Таким образом, пользователь вовлекается в привычный обучающий диалог, и качество обучения в этом случае повышается, что вполне закономерно. Правда подобные электронные курсы стоят недешево — в среднем 20 тыс. рублей в зависимости от темы, конфигурации и бренда. Стоимость некоторых продуктов может достигать 80 тыс. руб.

И все же у интерактивного курса есть неоспоримое преимущество. Оно заключается в том, что, приобретя его однажды, организация сможет обучить с его помощью сколько угодно сотрудников. Ведь производители обычно продают сами продукты, а не лицензии на них, то есть никаких ограничений по сроку использования и числу учащихся в рамках компании в этом случае не возникает. К тому же методики, как правило, разработаны специально для курсов ведущими экспертами современного бизнес-сообщества.

Многие фирмы, которые уже осознали всю важность повышения квалификации своих работников, создают системы обучения персонала в масштабах организации в целом. К слову, сегодня на рынке предостаточно компаний, которые предоставляют весь спектр услуг в рамках дистанционного обучения: от установки коробочных продуктов до реализации полномасштабных проектов внедрения образовательных систем. Особенно востребованы эти услуги в территориально разрозненных холдингах. Благодаря ДО фирма может обучать всех своих сотрудников практически без отрыва от производства и по единым стандартам. Правда, чтобы корпоративная система действовала эффективно, ее нужно грамотно организовать.

Нюансы организации

Приведем один из вариантов. Так, лучше всего передать все бразды правления в отношении ДО кадровой службе. Руководители структурных подразделений, в том числе и бухгалтерского отдела, должны составить список необходимых требований к квалификации каждой группы сотрудников. Исходя из них специалисты HR-службы подбирают компании, которые предлагают продукты и предоставляют услуги в области ДО. Помимо всего прочего, на самом первом этапе проекта следует определиться с тем, как именно будут обучаться и тестироваться работники. Желательно, чтобы система ДО предусматривала следующие возможности:

  • первичное обучение сотрудников, принятых на работу в компании;
  • ежегодное обучение руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным вопросам профессиональной деятельности;
  • периодическое обучение по тематическим образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;
  • обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;
  • обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

Разработка графиков обучения и контроль за всем образовательным процессом целесообразно также возложить на кадровый отдел.

Напоследок хотелось бы отметить что важно обеспечить строгий контроль за учебным процессом и курировать получение знаний либо в ходе каждого занятия, либо по истечении установленного периода.

Ольга Сизова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.