Бухучет по шаблону

Бухучет по шаблону

05.02.2009

Окончательно «помахать ручкой» 2008 году бухгалтеры смогут только после 31 марта, когда с годовой отчетностью будет покончено. А пока подготовка документации идет в полную силу. Ирина Симоненко, директор департамента аудита специальных проектов ООО «Нексиа Пачоли», напоминает работникам учета основные правила составления отчетности.

Содержание и форма

В состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами (формы №№ 3-6);
  • пояснительная записка (формы №№ 3-6 вместе с пояснительной запиской именуются пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках);
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Оно необходимо, если фирма, согласно требованиям закона, должна проходить обязательную аудиторскую проверку.

Следует отметить, что содержание и форма бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому. То есть компания обязана придерживаться принятых изначально параметров, изменение которых допускается лишь в исключительных случаях — например, если организация сменила вид деятельности. Причем компания должна подтвердить обоснованность своих действий. Информацию о произведенных существенных корректировках и о причинах, их повлекших, следует раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 9 ПБУ 4/99).

При формировании бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта следующая информация:

  • об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации;
  • об операциях в иностранной валюте;
  • о материально-производственных запасах;
  • об основных средствах;
  • о доходах и расходах организации;
  • о последствиях событий после отчетной даты;
  • о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;
  • а также относительно раскрытия в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации.

Данные требования можно исполнить путем включения соответствующих показателей, таблиц и расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Прежде чем приступить к составлению финансовой отчетности, следует:

  • провести инвентаризацию имущества и задолженности организации во всех ее подразделениях;
  • внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;
  • провести реформацию баланса;
  • отразить те или иные операции, которые произошли после 31 декабря 2008 г. (события после отчетной даты).

Бухгалтерская отчетность предприятия должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы), поэтому необходимо предварительно собрать, проанализировать соответствующие данные и свести их в единый отчет.

Пишем пояснительную записку...

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Кроме того, они необходимы для того, чтобы обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые важны для реальной оценки финансового положения организации и результатов ее деятельности (п. 24 ПБУ 4/99).

В пояснительной записке должна содержаться следующая информация (если она отсутствует в бухгалтерском отчете):

  • юридический адрес организации, основные виды ее деятельности, среднегодовая численность работающих за отчетный год или численность работающих на отчетную дату, состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов компании;
  • краткая характеристика деятельности фирмы (обычных видов — текущей, инвестиционной и финансовой);
  • основные показатели и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты;
  • решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределение чистой прибыли.

Также в пояснительной записке отражаются допущения, на основании которых сформирована учетная политика (п. 6, 13 ПБУ 1/98). Необходимо указать также факты неприменения правил бухгалтерского учета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. При этом в документе должна содержаться следующая информация:

  • причины, вызвавшие отступления от правил бухгалтерского учета;
  • результат, который они оказали на понимание финансового состояния организации;
  • подтверждение оценки последствий отступления от правил бухгалтерского учета и отчетности, действующих в РФ (п. 25 ПБУ 4/99). Данная информация должна быть представлена в денежном выражении.
Фиксируем изменения...

В пояснительной записке обязательно должны быть раскрыты изменения, касающиеся учетной политики, которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или результаты деятельности организации (пункт 22 ПБУ 1/98). Данная информация должна включать в себя:

  • причину изменения учетной политики;
  • оценку последствий указанных действий в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
  • указание на то, что данные предыдущих периодов, включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год, скорректированы.

Кроме того, в документе должны быть отражены будущие изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (п. 13 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»).

Корректировки, относящиеся к предыдущим периодам, также следует отражать в пояснительной записке. При этом в документе нужно указать сведения об обнаруженной после отчетной даты ошибке или о факте нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период (раздел 3 ПБУ 7/98). А в документах за период, в котором были обнаружены несоответствия, следует раскрыть произведенные изменения, относящиеся к данным не только отчетного года, но и предшествовавших лет (п. 39 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденный Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н).

...и отражаем информацию

Как правило, бухгалтеры мало внимания уделяют раскрытию данных о реорганизации компании, прекращении деятельности, доверительном управлении, договорах о долевом строительстве, а также об аффилированных лицах.

С момента принятия учредителями решения о проведении реорганизации в отчетности необходимо отражать следующее:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации, и правопреемниках;
  • дату составления передаточного акта или разделительного баланса;
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение или увеличение задолженности), начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникших организаций;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта или разделительного баланса числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса;
  • невыполненные условия и прочие события, связанные с признанной реорганизацией.

Данные заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемого лица должны быть обязательно подтверждены результатами инвентаризации (п. 12 ФЗ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.; п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций; данные указания утверждены Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н).

Если компания прекращает деятельность, то в бухгалтерской отчетности также раскрывается соответствующая информация (п.п. 11, 13 ПБУ 16/02 и п. 27 ПБУ 4/99). При этом в пояснительной записке:

  • приводится описание прекращаемой деятельности (операционный или географический сегмент);
  • отражается дата признания деятельности прекращаемой, стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;
  • указываются данные, касающиеся созданных резервов по прекращаемой деятельности (краткое описание характера обязательства, ожидаемого срока его исполнения, максимально возможная величина условного обязательства);
  • раскрывается информация о факте отмены программы прекращения деятельности.

В отчете о прибылях и убытках:

  • отражается сумма доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумма начисленного налога на прибыль, если перечисленные сведения относятся к прекращаемой деятельности;
  • раскрывается сумма снижения стоимости актива, за исключением случаев, когда требуется относить ее на уменьшение добавочного капитала в пределах сумм переоценки, накопленных по такому объекту, либо предусмотрен иной порядок отражения указанных сумм (пункт 14 ПБУ 16/02).

В форме № 4 приводятся данные о движении денежных средств, относящиеся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущих, инвестиционных и финансовых операций в течение текущего отчетного периода.

Информацию об аффилированных лицах компании обычно либо не раскрывают вообще (причем делают это сознательно), либо приводят частично. Вместе с тем, согласно пунктам 10-13 ПБУ 11/2008, в бухгалтерской отчетности должны быть представлены следующие данные:

  • перечень аффилированных лиц;
  • характер отношений с ними;
  • виды операций с ними;
  • объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
  • стоимостные показатели по незавершенным на конец отчетного периода операциям;
  • использованные методы определения цен по каждому виду операций с ними.

В пояснительной записке также следует описать характер взаимоотношений, если:

  • организация или физическое лицо контролирует другую организацию;
  • фирма контролируется непосредственно или через третьи компании одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.
Управленцам на заметку

Что касается доверительного управления при составлении бухгалтерской отчетности, то здесь следует раскрывать следующую информацию для учредителя управления:

  • данные об активах и обязательствах;
  • о расходах и доходах;
  • и других показателях путем суммирования аналогичных показателей.

Это необходимо выполнить в соответствии с п. 7 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. Данный документ утвержден Приказом Минфина РФ от 28 января 2001 г. № 97н.

В пояснительную записку обязательно включается информация, связанная с осуществлением договора доверительного управления имуществом в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000.

Для доверительного управляющего существенными являются следующие сведения:

  • суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, отраженные в составе выручки;
  • все расходы доверительного управляющего по осуществлению деятельности, связанные с доверительным управлением имуществом, учтенные в составе себестоимости отдельно по каждому договору.

В случае непредоставления, а также неполного предоставления бухгалтерской отчетности, налогоплательщика ждут немалые штрафные санкции. Это же относится и к ситуации, когда в представленных данных имеются неточности.

Если строим по долям...

В том случае, если компания осуществляет операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства, данные суммы должны быть отражены в бухгалтерском балансе в составе кредиторской задолженности. И с целью формирования достоверного и полного представления о финансовом состоянии застройщика следует раскрывать в отчетности следующие моменты:

  • обязательства участников договора по внесению денежных средств с выделением не внесенных в срок платежей;
  • обязательства застройщика перед участниками договора по передаче прав на объект строительства после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию;
  • обязательства застройщика перед участниками договора, возникающие в том случае, если объект построен с отступлениями от условий договора, приведшими к ухудшению качества объекта, или с иными недостатками. Сюда также входят обязательства по возврату денежных средств и уплаты процентов в случае существенного нарушения требований к качеству постройки;
  • задолженность по кредитам и займам, привлеченным для долевого строительства;
  • активы застройщика, находящиеся в залоге в обеспечение исполнения обязательств по договору залогом, а также в обеспечение исполнения обязательств по договору поручительством;
  • задолженность участников договора по оплате квартир после завершения долевого строительства и признания застройщиком выручки от продажи квартир.

Ирина Симоненко

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное