Деньги реальные и виртуальные

Деньги реальные и виртуальные

03.02.2009 распечатать

В Госдуму внесен законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Из его текста становится понятно, что разработчики более задумывались о контроле движения средств, нежели о проработке юридических механизмов платежей в рамках действующего гражданского законодательства.

Деньги, которых нет

Первоначально деньги имели материальную форму, то есть с точки зрения права являлись «вещами». С усложнением и развитием оборота деньги приняли бумажную форму и стали выпускаться только уполномоченным государственным органом — банком. Таким образом, они стали специфической категорией вещей — ценными бумагами.

Но прогресс не стоял на месте, и постепенно появилось такое понятие как безналичные деньги, которые «нельзя потрогать». С точки зрения права они перестали быть вещами, а стали правами. То есть человек в этом случае денег как таковых не имеет, а располагает лишь правом пойти в банк и попросить его либо выдать наличные деньги, либо сделать перевод.

В законодательстве России термин «деньги» так и сформулирован: наличные денежные банкноты и монеты (ст. 29 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации» от 27 июня 2002 г. № 86-ФЗ). Нигде в законодательстве нет упоминания о безналичных деньгах, безналичными могут быть только платежи или переводы.

Безналичный палладий

После повсеместного употребления понятия «безналичные деньги» утверждение о том, что они деньгами по сути своей не являются, может быть принято в штыки, поэтому проведем аналогию. Сейчас Вы можете прийти в банк и купить там слиток драгоценного металла — например, палладия. Вы будете хранить этот палладий дома и в дальнейшем его продадите, а то и вовсе потеряете. Но возможна ситуация, когда банк не даст Вам этот слиток домой, а откроет обезличенный металлический счет (приказ ЦБ РФ № 02-400 от 1 ноября 1996 г.). Почему обезличенный? Потому что реально брусок палладия так и хранится где-то в хранилище банка, а у Вас есть только запись о том, что у Вас есть брусок палладия. Имея один килограмм палладия на обезличенном металлическом счете, можете ли Вы этим палладием разбить дома вазу? Нет, ибо палладия как такового у Вас нет. У Вас есть право получить драгметалл на условиях договора счета.

Таким образом, безналичные деньги — это не вещи, а права требования к банку совершить определенные действия. Счет в банке — это не физические деньги, а запись о наличии прав к банку и их размере. И расплачиваясь безналичными деньгами, мы не передаем их контрагенту, а передаем (уступаем) ему права.

Небанковские деньги

В таком свете вопрос о том, могут ли быть электронные деньги небанковскими? — получает однозначный ответ «да», т. к. создать для себя права требования может любой гражданин или организация в силу презумпции правоспособности (ст. 17, 49 ГК РФ).

Пример: любой акционер любого акционерного общества имеет корпоративные права. Они удостоверяются акциями, которые являются бездокументарными (сравните с термином «безналичные») и учитываются на счете в реестре. Можем ли мы сказать, что это незаконно, хотя внешние признаки безналичных денег — счета, права требования, — налицо? Нет, не можем.

Теперь представим, что это акционерное общество приняло на себя обязательство подарить Вам 1 тыс. рублей. Соответственно, у Вас появилось право требовать от общества 1 тыс. рублей. Может ли общество учитывать это Ваше право на счете, то есть посредством обычной записи в какой-то системе? Конечно, может. Может ли общество назвать Ваше право электронными деньгами? Может, почему бы и нет. И тогда de facto мы видим, что в акционерном обществе у Вас есть счет, на котором есть запись о том, что у Вас на счете есть электронные деньги в размере 1 тыс. рублей. Переводим это на язык права и de jure получаем, что у Вас есть право требовать от общества дарения Вам 1 тыс. рублей, что подтверждается электронной записью.

Важные выводы

1. Любой дееспособный субъект вправе создавать для себя имущественные права, имеющие оценку, и называть эти права деньгами, в том числе электронными деньгами.

2. Наличие имущественных прав и их размеры фиксируются различными способами — как привычными, вещными (например, векселями), так и инновационными, программными (например, электронными записями).

Остановить процесс развития электронных платежей невозможно.

Правовая природа платежей

Итак, электронные деньги платежных систем и безналичные деньги банков, по юридической сути, представляют собой одни и те же права требования. Однако не всяким таким правом можно совершать оплату. Чтобы понять, как именно производится безналичная оплата, обратимся к правовой природе платежей, в том числе называемых электронными.

Правовая природа платежа двух контрагентов, использующих наличные деньги, достаточно проста: это исполнение обязанности оплатить что-либо путем передачи денег (и, как следствие, передачи права собственности на них).

Но осуществление безналичных платежей в юридическом смысле являет собой гораздо более сложную операцию и включает в себя механизм перевода долга, а также новации одного обязательства в другое. Что происходит, когда стороны записывают в договоре нечто типа: «Расчеты по настоящему договору осуществляются путем перечисления средств платежными поручениями со счета такого-то в таком-то банке на счет такой-то в таком-то банке»? Что стоит за этой фразой, каково ее юридическое значение?

Итак, если покупатель А должен заплатить по договору купли-продажи 100 миллионов рублей продавцу В путем «перечисления денежных средств», то в переводе на юридический язык это означает: «Покупатель А обязан обеспечить перевод собственного денежного долга перед продавцом В с себя на банк, обслуживающий продавца В. Средством для достижения этой цели является процедура возложения исполнения обязательств на третьих лиц, применение которой возможно в силу наличия договоров банковских счетов А и В, удостоверяющих права денежных требований каждого из них к соответствующим банкам, а также — договор корреспондентского счета банка, обслуживающего покупателя в банке, обслуживающем продавца (или цепь договоров корсчетов в различных банках)»1.

Вкратце обывательским языком подытожим механизм безналичной оплаты: продавцу был должен уплатить деньги покупатель — а стал должен уплатить деньги банк продавца, при этом сами деньги не передаются.

Банк не миновать

Разобравшись с этим механизмом, попытаемся понять, могут ли осуществляться электронные переводы денег вне банковской системы. Оказывается, нет. В 99.9% случаев банки и так участвуют в платежах, осуществляемых физическими лицами через терминалы, кассы организаций и прочими способами. Ведь конечный безналичный платеж оператору связи, инетернет-провайдеру и другим получателям денег осуществляет именно кредитное учреждение. Таким образом, безналичные переводы, пусть и с использованием платежных систем, терминалов и виртуальных денег, в любом случае не могут миновать банки при поступлении к получателю платежа. Это несколько умаляет идею законопроектов о платежах, ведь зачем пытаться устанавливать обязательный банковский порядок там, где он и так есть?

Что переводим?

Однако посредников, участвующих в цепочке денежного перевода, может быть сколь угодно много, и им совершенно не обязательно быть банками.

Поясним эту мысль на примере:

Телефонная компания осуществляет перевод денег клиентов с одного счета на другой. Можно встретить утверждение, что это незаконная операция, т. к. перевод денег легален только в банковской системе. Однако рассмотрим подобный перевод с учетом проанализированного выше.

Телефонная компания открывает каждому абоненту счет. Это — не банковский счет, а запись в электронном реестре телефонной компании о том, что абонент оплатил услуги связи на определенную сумму и имеет право требовать от компании получения услуг в соответствующем объеме. Можно ли сказать, что на этом счете лежат деньги? Конечно, нет, так как это просто электронная запись о размере оплаты клиентом. Деньги в итоге поступили либо в кассу телефонной компании, либо был совершен их безналичный перевод в банк.

Далее: что означает перевод телефонной компанией денег клиентов с одного счета на другой? Денег, как мы видели, нет. Что же переводится? Ответ — ничего не переводится. В системе телефонного оператора делается запись (с согласия клиента!) о том, что один клиент телефонной компании стал иметь к ней меньше прав, а другой — больше. При этом размер банковского счета самой телефонной компании не изменился — денег к ней не пришло, и от нее не ушло.

То есть за терминологией, сходной с банковской, не стоит банковского содержания.

Российское законодательство не готово к росту электронных технологий, ему свойственны серьезные пробелы применительно к регулированию правоотношений в сфере Интернета.

Еще сложнее

Сложнее, если клиент телефонной компании хочет оплатить с ее помощью товар какого-нибудь магазина. Как мы уже говорили применительно к механизму безналичного платежа, клиент в итоге должен перевести свой денежный долг на банк магазина (новировать денежное обязательство в обязательство перевода долга), зная, что магазин может востребовать деньги со своего банка в силу своего договора расчетного счета. При этом клиент также знает, что:
а) он имеет к телефонной компании права на получение услуг, имеющие денежную оценку;
б) телефонная компания и банк продавца связаны цепочкой договоров, позволяющих делать записи в различных системах об увеличении или уменьшении объема «денежных» прав.

Клиент и телефонная компания вправе заключить договор о преобразовании обязательств телефонной компании по оказанию услуг на иное обязательство — все тот же перевод долга на другое лицо (сначала на банк телефонной компании, а тот на банк магазина).

Эту цепочку можно усложнить, добавив посредников. Например, еще одно юридическое лицо, которое будет именоваться «платежной системой».

Отдать третьему

Вообще, в гражданском праве имеется несколько правовых конструкций, используя которые, можно совершенно законно отдавать деньги не конечному получателю платежа или банку, а третьей организации.

Рассмотрим их подробнее:
а) перевод долга (ст.ст. 391-392 ГК РФ). Заключается он в том, что любая организация может взять на себя долг гражданина по оплате товаров, работ или услуг и осуществить такую оплату за него. Как мы видели выше, безналичные банковские платежи есть ничто иное, как перевод долга на банк;
б) исполнение обязательства третьим лицом (ст. 313 ГК РФ). Суть его такова — когда организация должна денег физическому лицу, последнее может дать ей указание платить не ему, а третьему лицу — например, продавцу товаров. Часто эта схема применяется в кредитных договорах — когда банк выдает кредит не заемщику, а по его просьбе перечисляет деньги иному получателю;
в) договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Заключается между двумя лицами, и по такому договору должник должен оплатить не кредитору, а указанному им лицу;
г) посреднические договоры. Бывают трех видов: агентирования, поручения и комиссии. В их рамках посредник принимает деньги от принципала с обязанностью передать их контрагенту по договору. По этой модели пытаются выстроить свои отношения с физическими лицами и получателями денег компании, принимающие деньги.

Выгода от «кибердолларов»

Кроме того, денежное обязательство по уплате может быть в итоге трансформировано вообще не в денежное обязательство. Например, я, как продавец, могу дать согласие на получение вместо денег других вещей или имущественных прав. Этим объясняется распространение платежных систем: получатели платежей согласны получать не деньги, а права, которые являются для них благом. Эти права могут называться «электронными деньгами», «титульными знаками», «кибердолларами», но это не имеет значения. Важно, что в дальнейшем приобретатель такого права может его извлечь из него выгоду, и она не обязательно будет денежной.

Таким образом, с юридической точки зрения мы имеем систему переводов не денег, но прав, которая может быть построена на законных основаниях, не имеющих отношения к банковскому законодательству.

Из всего изложенного можно сделать следующий вывод: электронные переводы платежных систем и безналичные переводы банковских систем — явление одной и той же юридической природы. При безналичных расчетах банки играют лишь роль технологической системы записей о размере прав и месте их учета.

Тогда встает вопрос: раз это явление одной и той же природы, позволительно ли заниматься электронными переводами не банкам, ведь они не располагают соответствующей лицензией. Не имеют ли тут место банковские операции?

Для ответа на этот вопрос нам необходимо понять, что же такое банковская операция.

Сделка или операция?

Путаница с термином «операция» начинается с заглавия статьи 5 закона «О банках и банковской деятельности», гласящего: «банковские операции и другие сделки кредитной организации». Таким образом, законодательно операции вроде как приравнены к сделкам. Однако мы полагаем, что проводить аналогию здесь было бы неверно.

Дело в том, что сделка — это, как правило, соглашение о чем-то, что, в свою очередь порождает обязательства и конкретные действия сторон.

Операция — это именно конкретные действия, которые совершаются физически. Как сказала мне банковский работник как-то: «Мы под вечер не совершаем операций по выдаче доверенности». При этом она явно имела в виду конкретную выдачу бланка для заполнения, а не заключение договора поручения.

Когда мы говорим «операция передачи денег», то подразумеваем, что посредством каких-то действий деньги передаются от одного лица к другому, но мы не можем сказать, какое именно юридическое содержание имеет эта операция, в рамках какой сделки осуществляется передача денег.

Так, передача денег может быть оплатой товаров, выдачей займа или уплатой пени. Все это — разное юридическое содержание, которое невозможно вычленить из простой «операции передачи денег». В любую сделку входит множество «операций», и, зная суть сделки, мы можем достаточно уверенно сказать, какие именно «операции» там будут. Но видя «операцию», мы не можем сказать, в какую именно сделку она входит.

Рассмотрим банковскую операцию по переводу денег по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Во-первых, она все равно производится с помощью таких счетов, а именно — корреспондентских счетов банков, через которые проходят их взаиморасчеты. Во-вторых, физическое лицо может сделать совсем другое поручение — например, выдать кредит наличными, но не лично ему, а другому лицу и в другом городе. Будет ли здесь операция перевода денег? Внешне — да, но она лишь производна, т. к. реально по банковской терминологии совершается «операция по выдаче кредита», а по гражданско-правовой терминологии осуществляется «исполнение обязательства по выдаче кредита в пользу третьего лица».

Есть и обратная зависимость — каждый вид договора можно разбивать на бесконечное количество операций, придавая им юридическое значение. Так, в рамках кредитования можно выделить операции по выдаче кредита, по открытию расчетного счета, по обслуживанию расчетного счета, по составлению документов для кредита, по предоставлению касс для оплаты кредита, по проставлению печатей на расчетно-кассовые документы и т. д.

Однако в рамках сделок часть обязательств компании, связанная с денежными отношениями, как правило, передается банкам, то есть фирмы выполняют денежные расчеты несамостоятельно.

Закон отстает — тормозится прогресс

В давнюю пору, когда технический прогресс еще не позволял широкому кругу лиц создавать собственные аудиофайлы и видеоролики, транслируя затем их по сетям, был создан закон о кабельном телевидении. Однако с развитием Интернета и компьютерной техники простор для творчества невероятно расширился, и ситуация изменилась кардинально. В результате операторы Всемирной паутины вынуждены получать лицензию не только на передачу данных, но и на кабельное телевидение, которое явно отжило себя как понятие.

Столкнули лбом законы

Таким образом, участники гражданского оборота имеют вполне законные основания для принятия денег от одних лиц и перечисления их другим гражданам или юрлицам, и дополнительное к имеющемуся банковское участие просто не нужно. Запретив прием платежей, законодатель породит коллизию в правовых нормах, т. к. прием платежей может быть частью вполне законной сделки.

С другой стороны, постоянная деятельность по переводу платежей — это деятельность по осуществлению банковских операций, которой может заниматься только организация с кредитной лицензией (пункты 4, 9 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1).

Поэтому когда предметом договора, заключаемого предпринимателем, является только лишь прием им платежей и перечисление их кому-либо, такой бизнесмен явно пытается осуществлять банковские операции, не допустимые без лицензии.

Между тем большинство компаний, имеющих платежные системы, оказывает именно такие услуги по приему и перечислению платежей. Из публичных оферт, предлагаемых этими фирмами, видно, что они пытаются представить себя неким «агентом» в части оплаты. Но это противоречит смыслу агентского договора, по которому агент обязуется осуществлять в первую очередь юридические действия, то есть заключать договоры и т. п. (ст. 1005 ГК РФ), и только на их основе он может совершать и фактические действия, к коим относится прием платежей. Но платежные системы, как правило, не совершают никаких юридических действий для физических лиц, ограничиваясь действиями фактическими — приемом и переводом денег. Такая деятельность явно попадает под определение банковских операций.

Быть или... а нужно ли быть?

Перед законодателем встает дилемма: прямой запрет на прием и перевод денежных средств без лицензии не нужен, т. к. он и так уже есть в законе. Запретить же участникам гражданского оборота совершать иные сделки, непосредственной частью которых является перевод денег, невозможно и, к тому же эти переводы, в конечном счете, и так совершаются через банки.

1 К вопросу о юридической природе «бездокументарных ценных бумаг« и «безналичных денежных средств» (В.А. Белов, «Рынок ценных бумаг«, № 5, март 1997 г.)

Константин Проничев

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.