Зарплатные и убыточные комиссии: психологическое оружие инспектора

Зарплатные и убыточные комиссии: психологическое оружие инспектора

02.02.2009 распечатать

Налоговые органы переступили тонкую грань формального соблюдения законодательства, зачислив в свой арсенал методы массированного психологического воздействия на бизнес. Результаты использования данного вида оружия оказались достаточно эффективными и принесли в копилку государства дополнительные монеты.

Успешный опыт принято закреплять. А значит, есть все основания предполагать, что в 2009 году ФНС вряд ли откажется от подтвердивших свою эффективность методов борьбы с «серыми» зарплатами и укрытием доходов от налогообложения. Тем более что в кризисных условиях потребность казны в дополнительных монетах лишь увеличится.

Зарплатные рандеву

Работа зарплатных комиссий началась еще в 2006 году, но тогда от компаний требовали лишь повысить доходы сотрудников до прожиточного минимума. В 2007 году налоговики ввели новый критерий: официальная зарплата не должна отставать от средней по отрасли.

Хотя такой подход вызывает обоснованные замечания экономистов: ведь средняя считается с учетом как предприятий с высоким уровнем оплаты труда, так и с низким. Если последние будут повышать зарплату даже до того же среднего уровня, то и сам этот показатель автоматически увеличится. К примеру, в начале 2007 года средняя зарплата на столичных предприятиях розничной торговли составляла 7 тысяч рублей, а уже к октябрю подскочила до 11 тысяч.

Принцип работы таких комиссий следующий: руководителей и главбухов приглашают на заседания из представителей налогового органа, администрации и милиции. В ходе разъяснительной работы бизнесу внушают: нужно платить правильную зарплату, иначе будут проблемы. Нужно отметить, что более 90 процентов побывавших «на ковре» через месяц обычно подают новое штатное расписание с зарплатами, соответствующими среднеотраслевым.

Статус-кво

Между тем вызывает сомнения правовой статус зарплатных комиссий. Как правило, они действуют на основании распоряжений местных властей. Например, работу столичной комиссии регламентирует распоряжение правительства г. Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП.

Очевидно, межведомственная комиссия является не контролирующим, а координирующим органом. Следовательно, ее решения носят лишь рекомендательный характер. Несмотря на это, работодатели боятся, что если они не будут следовать указаниям комиссий, инспекторы используют против них административные ресурсы. К примеру, назначат компании выездную проверку, включат ее в перечень недобросовестных организаций, передадут материалы дела в ведомства, которые могут проводить проверки деятельности организаций (УВД, прокуратуру, ФСС РФ).

Хотя инспекторы неустанно пытаются наказать бизнес за отказ сотрудничать с комиссией, несмотря на то что официально они не имеют на это право, арбитры встают на защиту интересов налогоплательщиков.

За неявку

Если директор компании не откликнулся на приглашение, налоговики могут попытаться привлечь его к ответственности за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль (ст. 19.4 КоАП РФ). Ему грозит штраф в размере от 1000 до 2000 рублей. Правда, он может быть наложен и взыскан только через суд. Инспекторы вправе лишь составить протокол о выявленном нарушении и передать его мировому судье, который и примет решение о привлечении руководителя фирмы к ответственности (пп. 5 п. 2 ст. 28.3, п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Как правило, мировые судьи не видят в подобных действиях налогоплательщиков признаков административного правонарушения. Но есть и отдельные примеры противоположных судебных решений. Так, судьи ФАС Дальневосточного округа признали, что вызов компании на комиссию не нарушает «права и законные интересы общества, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий» (постановление от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

Итоги встреч

На 01.10.2008 г. на заседаниях комиссий было заслушано более 4,7 тысячи налогоплательщиков Московской области, из которых 67 процентов повысили заработную плату. Для 637 компаний достаточно было получить от инспекторов соответствующие уведомления, без вызова на комиссию. Дополнительные поступления ЕСН, страховых взносов на ОПС и НДФЛ от «обработанных» компаний за 9 месяцев 2008 года составили около 3 млрд рублей.

За 10 месяцев 2008 года инспекции УФНС по Санкт-Петербургу на зарплатных комиссиях рассмотрели 5345 дел. В результате большинство организаций повысили заработную плату более чем в 3,5 раза.

За непослушание

Если предприятие откажется повысить зарплату до среднеотраслевого уровня, налоговики не смогут его наказать. Ведь величина зарплаты — условие трудового договора, определяемое исключительно соглашением сторон. И только выплату заработка ниже МРОТ (с 1 января 2009 года — 4330 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ)) следует квалифицировать как нарушение законодательства о труде, которое влечет административную ответственность по статье 5.27 КоАП РФ.

Не стоит также забывать, что благодаря поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, с 1 сентября 2007 года регионы вправе устанавливать собственный МРОТ. Он закрепляется в региональном соглашении, проект которого разрабатывает трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Его указаниям должны следовать все работодатели, которые ведут бизнес на территории региона и участвовали в заключении соглашения, а также, кто не представил мотивированный отказ присоединиться к нему в течение 30 дней с момента официального опубликования.

Налоговики и сами признают, что не вправе заставлять работодателя увеличивать зарплаты сотрудников. Ведь их функциями «является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении ЕСН и НДФЛ, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация — полную занятость штатных работников или работу по совместительству» (письмо УФНС по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Реальные проблемы у фирмы могут возникнуть только в случае, если налоговики докажут в суде, что она использует «серые» схемы. Тогда работодателю придется уплатить штраф, а также пени и недоимки по зарплатным налогам.

Если же суммы неуплаченных налогов превысят крупный или особо крупный размер, грозит наказание:

  • для руководителя организации и главбуха, а также других работников, оформлявших первичные документы (пособников), — от штрафа в размере 100 000-500 000 рублей до лишения свободы на срок от 1 года до 6 лет (ст. 199 УК РФ);
  • для предпринимателя — от аналогичного штрафа до лишения свободы на срок от 1 года до 3лет (ст. 198 УК РФ).

Поэтому, собираясь на заседание зарплатной комиссии, стоит заранее продумать ответы на вопросы налоговиков.

Калининград: вышедшие из тени

За 9 месяцев 2008 года более 100 налогоплательщиков Калининградской области вывели «из тени» свою прибыль. Убытки компаний снижены более чем на 171 млн рублей. УФНС не только вызывали «минусовые» компании на комиссии, но и рассылали им специальные обращения, в которых рекомендовали оценить достоверность финансово-хозяйственной отчетности. Подобные письма получили 900 организаций. В итоге в налоговые инспекции региона поступило 140 уточненных налоговых деклараций. За 9 месяцев 2007 года таковых было 84.

Контрольные вопросы

Членов спецкомиссий заинтересует следующее:

  • низкий уровень зарплаты (невысокий уровень оплаты труда может говорить о том, что компания выдает деньги в конвертах или использует иные «серые» схемы);
  • зарплата сотрудника в организации меньше его заработка на прежнем месте работы (возможно, организация выплачивает ему дополнительные, неучтенные суммы);
  • высокий показатель выдачи наличных денег под отчет (такие средства могут использоваться для выплаты «серой» зарплаты);
  • финансовые источники дорогих покупок (несоответствие официальных доходов сотрудника и его расходов может свидетельствовать о «конвертной» зарплате; под дорогостоящими приобретениями подразумеваются в первую очередь жилье и автомобили);
  • затраты на оплату труда, которые принимаются при расчете налога на прибыль, и суммарный доход работников по данным справок 2-НДФЛ превышают аналогичные данные, учитываемые для уплаты ЕСН (возможно, компания уклоняется от уплаты единого социального налога).
За гранью минуса

Цель деятельности любой коммерческой организации — извлечение прибыли, а значит, убытки должны быть мотивированны, либо бизнес нужно закрывать, либо компания скрывает реальную прибыль, уклоняясь от уплаты налогов. Летом 2007 года по принципу зарплатных, только наоборот, заработали убыточные комиссии. Их задача — выявить необоснованно высокие затраты и доначислить обязательства перед бюджетом.

Группа риска

Критерии, которыми столичные налоговики сейчас руководствуются при отборе компаний для вызова их на убыточные комиссии, можно найти в пункте 7.1 приказа УФНС по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96. В первую очередь там речь идет о крупнейших и основных налогоплательщиках, а также о компаниях, имеющих убытки в налоговом учете за прошлый год и сохранивших эту тенденцию в текущем году при наличии прибыли в бухучете.

Но вызвать на комиссию могут даже те компании, которые в налоговой декларации отразили прибыль, а по данным бухгалтерской отчетности их деятельность убыточна. В «группу риска» также входят «минусовые» предприятия с большой долей вычетов по НДС и организации, отвечающие критериям, перечисленным в пунктах 6.2, 6.3 распоряжения правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП.

Стоит отметить, что критерии региональных УФНС во многом основываются на столичных.

Но всегда ли подозрения инспекторов обоснованны?

Ведь нередко, отбирая компании, которым будут высланы спецприглашения, они анализируют промежуточные отчеты за 6 или 9 месяцев, тогда как по законодательству налоговым периодом по прибыли является календарный год. Кроме того, любое новое производство в течение некоторого периода (до выхода на точку безубыточности) требует вложения средств, а только потом приносит прибыль. Стабильно работающая компания может ненадолго перейти в разряд убыточных чисто по сезонным причинам. Иногда убытки можно объяснить текущей ситуацией (сменой собственников, вложением средств в модернизацию, расширением производства).

А тем временем чиновники обещают, что возьмутся и за компании, показывающие положительный, но близкий к нулю баланс. Более того, налоговики публикуют на своих сайтах «черные» списки компаний с убытком за один квартал года и характеризуют их как возможных «уклонистов». По мнению экспертов, подобные действия не вполне правомерны, поскольку приводят к нарушению контролерами налоговой тайны. Следовательно, организации, помеченные инспекторами, могут подать на ФНС в суд, поскольку опубликованная информация порочит их имя, а значит, они рискуют потерять доход, так как контрагенты могут отказаться иметь с ними дело.

Рисковый минус

Ряд убытков увеличивают риск, что инспекторы придут в «минусовую» компанию с проверкой. Среди них:

  • первый убыток (компании, которые всегда работали с прибылью, могут вызвать на спецкомиссию в случае, если она понесет крупный убыток; к примеру, столичные инспекторы такими считают убытки свыше 1 000 000 руб.);
  • сезонный убыток (если в связи со спецификой деятельности в течение года компания работает в убыток, а по итогам налогового периода выходит на прибыль, риски получить приглашение на специальную комиссию существенно уменьшаются);
  • убыток по итогам более двух налоговых периодов («минус» приобретает систематический характер, а значит, проверяющие предпримут срочные меры);
  • убыток вновь созданных компаний (если молодая компания не может «расстаться» с «минусом» в течение более одного налогового периода, ее могут пригласить на спецкомиссию).
Советы бывалого

Поскольку инспекторы задают серьезные финансовые вопросы об особенностях деятельности организации директору, направляющемуся на убыточную комиссию в ИФНС, лучше захватить с собой главного бухгалтера. Тем более что УФНС по Белгородской области предупреждает, что помимо «досье» на убыточную организацию налоговики начали собирать данные об имущественном состоянии руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, учредителя, собственника фирмы. При этом налоговики отмечают, что «вызванный на комиссию руководитель убыточной организации, как правило, затрудняется пояснить, на какие средства ему удалось приобрести дорогую недвижимость или иномарку, работая долгое время в убыточной фирме (где зачастую официальная заработная плата весьма низкая)». Поэтому перед походом «в гости» директору и главбуху стоит прежде выработать единый подход общения с налоговиками.

При этом если один из них еще не вернулся из отпуска, командировки или болеет, налоговики не будут возражать против того, чтобы отсрочить заседание. Например, в период летних отпусков, как отмечают подмосковные инспекторы, около 70 процентов приглашенных на комиссию в назначенный срок не приходят. Конечно, не стоит это время тратить зря и лучше его использовать на усиление обороны.

С 2008 года убыточные комиссии объединили с зарплатными, поэтому «минусовой» компании нелишне подготовиться и к вопросам относительно дохода сотрудников. Тем более если он ниже среднеотраслевого показателя.

Нередко в бизнес-сообществе звучит совет: чтобы застраховаться от приглашения на специальную комиссию, лучше всего к декларации прикладывать пояснительную записку, в которой указывать причины временной нерентабельности. В качестве аргумента указывается, что такой ход поможет избежать многих вопросов со стороны инспекторов. В то же время не стоит упускать из вида момент, что подобная записка может сыграть обратную роль: привлечь внимание инспекторов к компании.

Москвичей выселят

В борьбе с убыточными компаниями все способы хороши. Правительство Москвы придумало новый метод. Согласно постановлению № 528-ПП, с убыточными организациями, арендующими у города помещения, больше не будут продлевать договор. Таким образом, офисов лишатся как минимум 7000 фирм. Это 27 процентов от всех предприятий, зарегистрированных в базе столичных юрлиц.

Любознательный инспектор

Увидев в декларации убыток, инспекторы заинтересуются причинами убытка и расхождением между данными бухгалтерской или налоговой отчетности, которые могли привести к отрицательному финансовому результату. Так, внимание контролеров привлечет ситуация, когда темпы прироста расходов по обычным видам деятельности опережают такие темпы соответствующих доходов, а также потери за счет внереализационных убытков. Другой пример расхождения, о котором спросят фирму, — различные тенденции изменения полученного финансового результата по данным бухгалтерского и налогового учета.

По мнению инспекторов, убытки могут свидетельствовать о хронической неплатежеспособности, причину которой потребуют объяснить на специальной комиссии. Основные показатели неплатежеспособности — отсутствие средств на расчетном счете и наличие просроченной кредиторской задолженности, превышение долгосрочных и краткосрочных обязательств над общими активами.

Чтобы понять причины и уровень неплатежеспособности, инспекторы исследуют следующие факторы:

  • характер деятельности (например, у промышленных и строительных предприятий может быть маленький удельный вес денежных средств, но большой удельный вес запасов; для торговой компании такая ситуация не является нормальной, у нее должна быть высокая доля денежных средств и значительная доля стоимости товаров для перепродажи);
  • состояние дебиторской задолженности (а именно наличие или отсутствие в ее составе просроченных и безнадежных долгов; инспекторам не понравится большая доля сомнительных долгов);
  • показатели баланса (по мнению инспекторов, собственный капитал компании должен обязательно превышать заемный и не может увеличиваться быстрее него; оборотным активам следует преумножаться скорее внеоборотных; а вот темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковыми. В первую очередь инспекторы спросят о причинах увеличения (уменьшения) дебиторской и кредиторской задолженности, а также о том, почему возникла дебиторка по наиболее крупным покупателям).
Столичный опыт

Пятая часть предприятий Москвы работают в «минусе», причем большинство компаний лжеубыточны. Между тем многие из них действуют в высокодоходных отраслях. По приблизительным данным 19 процентов «минусовых» фирм занимаются недвижимостью, 18,4 процента задействованы в строительстве, 15,7 процента работают в сфере оптовой и розничной торговли. По подсчетам ФНС, в 2007 году городской бюджет недополучил от них около 15 млрд рублей. Именно эти отрасли в 2008 году подверглись тщательным налоговым проверкам. Фискалы «исследовали причины убыточности и перспективы оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятий».

17 июня 2008 года мэр столицы подписал постановление № 528-ПП «О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями», в котором подробно прописан порядок работы зарплатных и убыточных комиссий. «Минусовым» предприятиям, являющимся социально значимыми для города, будет предоставлена финансовая поддержка из столичного бюджета. Для каждого из убыточных компаний предполагается разработать специальный график, в соответствии с которым можно достичь необходимого уровня рентабельности. Организациям, которые не добьются требуемого результата, помощь оказываться не будет.

Специальные рабочие группы, рассматривающие причины убыточности организаций, действуют по схеме: информация об этих предприятиях поступает от Департамента экономической политики и развития, обрабатывается и на основании полученных результатов решается, приглашать их руководителей на заседание рабочей группы или нет. Также им предлагается составить письмо с указанием причин убытков, путей и конкретных сроков выхода на рентабельную деятельность.

По данным столичного УФНС, за 9 месяцев 2008 года удалось добиться сокращения убытков организаций почти на 88 млрд рублей, тогда как за весь 2007 год эта цифра не превысила 42 млрд рублей. Сумма доначисленного налога также увеличилась: в 2007 году она составила 2 млрд рублей, за 9 месяцев прошлого года — 3,9 млрд рублей. Данные говорят сами за себя: использование психологического оружия приносит свои плоды. Очевидно, в дальнейшем его будут лишь совершенствовать. Поэтому стоит заранее продумать, как строить оборону. Ведь не исключено, что кризис внесет свои коррективы и даже самым стойким компаниям могут прийти приглашения со словами «ждем-с».

Николай Костелев,
генеральный директор ООО «Биошельф»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.