Глобальная стандартизация

Глобальная стандартизация

27.01.2009 распечатать

Требования приведения технологических процессов, качества товаров и предоставляемых организациями услуг к единому эталону могут быть обусловлены различными факторами, к которым можно отнести как заботу государства о здоровье и безопасности своих гражданах, так и его обязательства по соблюдению заключенных договоров на международном уровне.

Качественный прогресс

В условиях рыночных отношений, когда острая конкурентная борьба предполагает скорейшее освоение, в том числе, управленческих процессов, многие организации принимают для себя решение о создании на предприятии системы менеджмента качества.

Таковой является уже всем, пожалуй, известная ИСО 9000. Семейство этих стандартов было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять процессы управления и обеспечивать их эффективное функционирование. На территории нашей страны к их числу относятся

утвержденные Госстандартом нормативные акты, а именно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Вместе они образуют согласованный комплекс, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Очевидно, что потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Требования могут быть установлены покупателем в контракте или обозначены самой организацией. Приемлемость товаров и услуг, в конечном счете, определяют пользователи. Поскольку их желания меняются, предприятия также испытывают давление, ведь они должны постоянно совершенствовать уровень своей работы. Системы менеджмента качества могут содействовать им в повышении удовлетворенности потребителей.

Следует отметить, что улучшение управленческих процессов, будучи, по сути, самоцелью, одновременно предполагает и их сертификацию, которая является не чем иным, как формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, осуществляемого уполномоченным органом (ст. 2 Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; далее — Закон № 184-ФЗ).

Согласно статье 20 Закона № 184-ФЗ, подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Так, в первом случае подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Что же касается второго, то оно производится посредством:

  • принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных конкретным техническим регламентом. Объектом данной процедуры может быть исключительно продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Кроме того, конкретные товары, подлежащие обязательной сертификации, определены постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

Декларирование можно осуществлять на основании как исключительно собственных доказательств, так и полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории. Данные схемы предусмотрены статьей 24 Закона № 184-ФЗ.

В качестве подтверждающих материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований, испытаний и измерений или другие документы, обосновывающие соответствие продукции требованиям технических регламентов.

Кстати говоря, именно техническим регламентом и определяется конкретный перечень необходимых для подтверждения бумаг. Им же устанавливается и срок действия декларации, по истечении которого она должна храниться в организации не менее трех лет.

Схема подтверждения соответствия с привлечением специализированных учреждений (органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории) используется в случае, если без их участия достижение поставленных целей не представляется возможным либо если этого требует технический регламент.

Причем заявитель по своему выбору, в дополнение к собственным доказательствам, может включать протоколы исследований, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории или сертификат системы качества, выданный контролирующим органом. Обратите внимание, что в силу пункта 4 статьи 24 Закона № 184-ФЗ сертификат системы качества используется в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случаев, когда техническими регламентами для нее предусмотрена иная форма подтверждения.

Если говорить о схемах, применяемых для сертификации определенных видов продукции, то они устанавливаются соответствующим техническим регламентом и могут осуществляться только специальным органом, с которым заявитель должен заключить договор.

Такое учреждение должно быть аккредитовано в установленном правительством порядке. Для проведения необходимых исследований оно на договорной основе привлекает соответствующие лаборатории, выдает сертификаты, приостанавливает или прекращает их действие, ведет их реестр, определяет стоимость работ, выполняемых по соглашению с заявителем, и осуществляет другие функции.

Лаборатории проводят испытания и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Исследовательские центры обязаны обеспечить достоверность полученных результатов. Впоследствии они оформляют результаты протоколами, на основании которых уполномочивший их орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.

Добровольное подтверждение

Объектами добровольного подтверждения соответствия могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные операции, в отношении которых устанавливаются подобные требования.

Данная процедура осуществляется по инициативе самой компании на договорной основе с органом по сертификации. Ее можно проводить для установления соответствия национальным стандартам, требованиям организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Кроме того, при желании или необходимости юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеют право создать собственную систему добровольной сертификации самостоятельно либо с участием других организаций. При этом им следует установить перечень объектов, подлежащих подтверждению соответствия, их характеристик, а также правила выполнения работ и порядок их оплаты, определить участников данной системы. Если круг задействованных в таком процессе компаний достаточно широк, то можно разработать и использование знака соответствия.

Подобную систему для внесения в государственный реестр необходимо зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Если документы и знаки о подтверждении соответствия, протоколы исследований, испытаний и измерений продукции получены организацией за пределами территории Российской Федерации, они также могут быть признаны при условии, что наша страна участвует в соответствующих международных договорах.

Роль руководства

Особое внимание следует обратить на тот факт, что создание добровольной системы контроля над процессами управления требует стратегического решения организации, а именно ее высшего руководства. Для этого необходимо разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать менеджмент качества в рабочем состоянии, постоянно улучшать результативность в соответствии с требованиями принятых стандартов. То есть организацию такого процесса нельзя рассматривать, как единовременное действие: требуется непрерывно повышать уровень производства или обслуживания.

Немаловажная роль во внедрении таких систем отводится высшему руководству компании, которое должно разрабатывать цели в области качества, осуществлять планирование введения контроля, определять полномочия и ответственность и доводить до сведения персонала организации такую информацию.

В этих целях имеет смысл назначить представителя из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:

  • обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;
  • представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества, необходимости улучшения;
  • содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.
Налоговый учет

В отношении расходов на проведение обязательной сертификации каких-либо вопросов возникать не должно, по той простой причине, что без нее организация не сможет вести предпринимательскую деятельность, иначе не избежать штрафов, предусмотренных статьей 19.19 Кодекса об административных правонарушениях. Такие затраты являются экономически обоснованными, и плательщик в целях исчисления налога на прибыль может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, связанных с сертификацией продукции и услуг (подпункт 2 пункта 1 статьи 264 НК).

Что касается добровольной сертификации, то согласно позиции Министерства финансов, выраженной в письме от 25 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/137, расходы на ее проведение учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что указанная экспертиза осуществляется в форме подтверждения соответствия в порядке, установленном Законом № 184-ФЗ.

Вопрос о включении затрат на сертификацию системы менеджмента качества до определенного момента разрешался не так однозначно. Дело в том, что, согласно письму главного финансового ведомства от 10 июля 2006 г. № 03-03-04/1/565, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся траты налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг. Но система менеджмента качества не является продукцией или услугой организации, реализуемой потребителям (заказчикам), и, следовательно, затраты, связанные с ее сертификацией, не учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что буквально за две недели до этого Федеральная налоговая служба, давая разъяснения о порядке применения отдельных положений главы 25 Налогового кодекса, сообщила: в случае если расходы на сертификацию системы менеджмента произведены в соответствии с нормами Закона № 184-ФЗ и отвечают требованиям статьи 252 Кодекса, то они могут быть включены в состав затрат, учитываемых для целей налогообложения прибыли (письмо ФНС от 27 июня 2006 г. № 02-1-08/123).

Аналогичную несогласованность можно наблюдать и в 2004 году. Когда Управление Министерства по налогам и сборам по г. Москве в своем письме от 23 января 2004 г. № 26-12/2507 включать в состав расходов затраты на внедрение такой системы разрешает, а Министерство финансов нет (письмо Минфина от 24 августа 2004 г. № 03-03-01-04/1/11).

Естественно, что рано или поздно контролирующие структуры должны были прийти к определенному консенсусу. И этим летом из-под пера главного финансового ведомства вышло указание, дающее «добро» на осуществление подобных операций (письмо Минфина от 7 июля 2008 г. № 03-03-06/1/308).

Бухгалтерский учет

Учитывая, что сертификация товаров или систем качества проводится для подтверждения соответствия установленным для них требованиям, а также повышения конкурентоспособности предлагаемых организацией услуг на отечественном или зарубежных рынках, затраты на ее проведение можно включить в себестоимость продукции или учесть как управленческие, и в соответствии с пунктами 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, отнести к расходам по обычным видам деятельности.

Исходя из того, что сертификат соответствия выдается в зависимости от указаний конкретного технического регламента на период от года до нескольких лет, то с начала срока действия данного документа списывать расходы на его получение следует равномерно в течение всего этого времени. Следовательно, в бухгалтерском учете делается запись по кредиту счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета затрат (дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» или дебет счета 20 «Основное производство»).

Рассмотрим на примере, каким образом в бухгалтерском учете отражаются операции по сертификации.

Пример

Организация проводит сертификацию своего производства. Стоимость услуг уполномоченного органа составила 141 600 руб., в том числе НДС 21 600 руб. Срок действия полученного сертификата соответствия — 2 года.

Дебет 60     Кредит 51
– 141 600 руб. — произведена оплата за работу органу по сертификации;

Дебет 97     Кредит 60
– 120 000 руб. — в составе расходов будущих периодов отражена стоимость работ на проведение сертификации;

Дебет 19     Кредит 60
– 21 600 руб. — отражена сумма НДС по оказанным органом сертификации услугам;

Дебет 68     Кредит 19
– 21 600 руб. — НДС по работам, связанным с сертификацией, принят к вычету.

Ежемесячно в течение действия сертификата

Дебет 26 (20)     Кредит 97
– 5000 руб. (120 000 руб. : 24 мес.) — списываются расходы на сертификацию.

После принятия на учет услуг по сертификации организация имеет право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса. Указанное возмещение возможно только при наличии счетов-фактур, выставленных проводившим данную процедуру органом. В этой ситуации воспользоваться таким правом можно будет после отражения стоимости работ в составе расходов будущих периодов.

С. Тимофеев

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.