Это сладкое слово — начальник...

Это сладкое слово — начальник...

23.01.2009

«Хорошо быть начальником. Сидишь себе, ничего не делаешь, только указания раздаешь. Зарплату большую платят», — частенько рассуждают люди, которые пока еще не занимали руководящие должности. Но так ли это на самом деле? Пожалуй, можно с уверенностью заявить, что далеко не всегда...

Один за всех и все НА одного

Героиня одного из самых популярных советских фильмов «Москва слезам не верит» Александра права: о руководящей должности мечтают пусть не все, но очень многие специалисты. Действительно приятно представлять, как ты однажды будешь с грозным видом вызывать к себе в кабинет подчиненных и раздавать им важные и не очень указания, а после, попивая вкусный напиток, решать, куда отправиться в очередной отпуск... Однако жаль огорчать, но на самом деле быть руководителем не так весело, как может показаться, ведь проблемы у начальника возникают сразу после повышения. Во-первых, новоиспеченный глава отдела (департамента, фирмы и т. д.) постоянно находится в большом психологическом напряжении. Дело в том, что он по привычке не ощущает себя руководителем и какое-то время продолжает работать как исполнитель. Во-вторых, у него абсолютно нет времени на адаптацию к должности, сразу обрушивается огромная нагрузка: с первого дня необходимо решать массу вопросов. Появляется и множество подчиненных-«доброжелателей», которые начинают проверять новое руководство «на прочность». И даже если начальник будет вести себя как истинный ангел, уважение и любовь работников могут оказаться недолговечными, уверена финансовый директор компании «СТИД» Ирина Зайцева:

— Как ни крути, но для своих работников ты никогда не будешь хорошим. Ты можешь позволять им опаздывать, брать отгулы, уезжать во внеплановый отпуск, повышать им зарплату или выдавать аванс на три месяца вперед, но стоит тебе один раз «оступиться» — например, сделать выговор или уволить нерадивую сотрудницу, — как они мгновенно забудут твои благородные поступки и перемоют кости до хрустального блеска. Такова психология: всякий раз, когда ты делаешь для своих работников что-нибудь хорошее, оно воспринимается как должное и сразу вытесняется из головы, а вот любое замечание хранится и осуждается даже тогда, когда оно справедливо.

Увы, но Ирина Зайцева права, редкий работник станет хвастаться тем, что его начальник «просто золото». Чаще всего звучит, что руководитель «тиран», «выскочка», «скряга» или «бесчувственный, придирчивый и несправедливый сухарь», который, «выбившись из грязи в князи», не дает покоя «бедным и несчастным сотрудникам». Поэтому если бы люди действительно икали всякий раз, когда их помянут недобрым словцом, то у начальников была бы хроническая икота. Причем заблуждение считать, что обсуждению подлежат только руководящие качества или трудовая жизнь шефа, тайком «перетирается» все: одежда, косметика, парфюм, прическа, часы, походка, интонация в голосе, личная жизнь, любимая собачка, место отдыха и даже гастрономические пристрастия.

— Популярнее личности шефа могут быть только Дмитрий Медведев с новыми указами, Минфин с новыми письмами или налоговики с новыми требованиями — признается бухгалтер одной из столичных фирм Мария Панкратова. — Хотя, если говорить начистоту, даже они не всегда выдерживают конкуренцию. Ведь порой для того, чтобы расслабиться, так приятно вспомнить промахи руководителя и за счет этого почувствовать, что он тоже несовершенен.

Кстати, с этой же целью складываются целые легенды о начальнике. Они, как всякое народное творчество, передаются от старших к младшим сотрудникам, обрастая все новыми подробностями. Делится Мария Панкратова:

— Например, наш финансовый директор до сих пор вспоминает случай, произошедший с ней несколько лет назад на прошлой работе. Как-то она обронила при новом сотруднике, что слегка набрала вес, о чем ей «вежливо» сообщил тренер по фитнесу, и отныне ей придется чаще бывать в спортклубе. Через неделю вся организация обсуждала ее беременность от поклонника — какого-то очень известного бодибилдера!

Конечно, для руководителя, попавшего в такую ситуацию, наиболее разумный выход один: тайком посмеяться над «безобидными» сплетнями работников и, стиснув зубы, продолжать выполнять свои обязанности. Коих, между прочим, у него немало.

От рассвета до... рассвета

Самое тяжкое бремя любого начальника — высокий уровень ответственности. Причем не только за себя. Что бы кто ни совершил, отвечать придется ему. И именно у него будет болеть голова, что и как нужно сделать для улучшения работы, для достижения необходимых результатов. В общем, все время сплошное «Что? Где? Когда?» При этом даже если он станет просить на неформальном совещании с подчиненными их поддержки, советов и идей, как исправить сложившуюся ситуацию, скорее всего, его позывные останутся без ответа. Поясняет психолог Ирина Нефедова:

— Подчиненные привыкли думать, что решать проблемы — даже те, которые создают они — долг начальства. Их рабочая функция — выполнять конкретные поручения. В принципе, это разумно, ведь иначе трудно было бы разделить обязанности между людьми, и, как следствие, в фирме мог бы воцариться хаос. Кроме того, сотрудники, не занимающие руководящие должности, в большинстве своем уверены, что инициатива наказуема. Убедить их в обратном начальнику всегда очень сложно. Благодаря этому придется сидеть над любыми проблемами самому круглые сутки, забыв о времени.

Это правда. У начальника нет выходных и праздников. Нет у него и фиксированного рабочего дня, если он, конечно, не считается «свадебным генералом» в организации. Его работа — самый настоящий бешеный волк, который так и норовит сбежать в лес, поэтому приходится держать себя в постоянном тонусе, жалея о том, что в сутках всего 24 часа, а в неделе 7 дней. Причем если начальник вдруг не появляется в офисе, это совсем не означает, что он развлекается в дорогущем гольф-клубе или салоне красоты, пока его подчиненные «пашут», считает бухгалтер организации «Онэксион» Екатерина Рольф:

— Скорее всего, он проводит встречи с важными для дела людьми или решает те вопросы, о которых сотрудникам просто неизвестно. К примеру, наш главный бухгалтер часто отсутствует на работе, но у нас очень большая компания, и ему нередко приходится общаться с чиновниками или компаньонами, а также заниматься самообразованием.

Благодаря такой занятости у руководителя часто возникает самая тяжелая, на взгляд любого разумного человека, проблема: одиночество. Чрезмерная ответственность, перегруженность делами и заботами приводит к тому, что человек начинает терять контакт с близкими ему людьми, постепенно отдаляется от них. А кто сможет постоянно терпеть вечно отсутствующего дома супруга или супругу, ведь даже ужин в ресторане у шефов в 9 из 10 случаев — деловые! Правильно, не все.

Я не враг!

Страх перед начальником — проблема не только подчиненного. Поэтому мы попросили психолога Ирину Нефедову дать несколько советов руководителям, как вести себя с сотрудниками, которые при виде вас дрожат, словно зайцы. Вот они:

  • Если вы хотите поговорить с подчиненным, а у того от ужаса стучат зубы — выйдите из-за стола, сядьте с ним рядом.
  • Начните разговор первым, не ждите, пока ваш подчиненный будет мучительно искать первое слово для диалога.
  • Как бы мало времени на разговор у вас ни было, не торопитесь и не обрывайте на полуслове. Всегда лучше выслушать человека.
  • Не будьте слишком серьезным. Ваша значительность прекрасно известна всей организации. Почаще улыбайтесь и старайтесь общаться чуть неформально.
  • Поменьше используйте местоимение «я». В деловой беседе более уместно «мы».
Товарищ начальник...

Кто-то из читателей может сделать сейчас замечание: «все вышесказанное не говорит о том, что руководитель не может выстраивать дружеские отношения с подчиненными, а ведь именно поэтому начальников считают злодеями». Да, не говорит. За ответом на вопрос, почему у вашего шефа нет друзей на работе, мы обратились непосредственно к руководителям. И вот что они сказали:

— Поймите, даже если они были до того, как он стал боссом, он вынужден их потерять. Увы, но, во-первых, всех, кто пытается дружить с шефом, за глаза часто обвиняют в корысти, подхалимаже, фамильярности или карьеризме, поэтому немногие подчиненные рискнут сблизиться с руководителем, дабы не быть уличенными в подобных грехах. Во-вторых, с другой стороны, ему и самому невыгодно иметь среди исполнителей друзей. Как, например, тогда с них спрашивать, если они допускают непростительные ошибки? Как штрафовать? Лишать премии? Увольнять?! — вопрошает финансовый директор организации «Элвис-тревел» Владимир Кичигин.

— За примером далеко ходить не надо, — вторит ему генеральный директор компании «Атлант» Лидия Жукова. — Представьте себе, что вы — руководитель, и вам срочно необходимо сократить штат. При этом уволить можно только одного из двоих сотрудников: мать-одиночку, которая, кстати говоря, помимо того, что находится под защитой закона, отлично исполняет свои обязанности, или близкого, но распоясавшегося друга, уже давно витающего в облаках. Кого выберете вы? Прежде чем ответить на этот вопрос, хорошо подумайте, и помните: уволите друга — потеряете его навсегда, а сохраните дружбу — навредите бизнесу...

Начальник раз и навсегда

И под конец самое главное. Почему-то мы всегда забываем о том, что у наших руководителей тоже есть начальники. Им также, как и обычным работникам, приходится отдуваться за промахи и ошибки перед вышестоящими. Кроме того, у них гораздо больше шансов потерять работу из-за чужой оплошности, чем у рядового исполнителя. И если это происходит, не факт, что они смогут найти себе аналогичное по весомости место. Рассказывает Ирина Зайцева:

— В отличие от подчиненных, которым ничего не стоит кочевать из фирмы в фирму хоть каждый месяц, шеф себе такого позволить не может. Стать начальником людей приглашают не часто: руководители на рынке труда — товар штучный, а перейти в ранг исполнителя после начальственного кресла, даже если оно стояло в отделе из пяти человек, дано не каждому. Кому-то мешает тщеславие, кого-то не устраивают меньшие деньги (все-таки, не поспоришь, директорам платят больше, чем исполнителям), но есть еще одна причина: чем выше начальничий пост, тем дальше работник отдаляется от своей специальности. А при приеме на службу оценивается именно уровень профессиональной подготовки.

Получается, что начальник — это действительно трудоемкая и нервная работа. И глядя на своего бездушного руководителя, стоит помнить, что, возможно, за маской безразличия и жестокости скрывается довольно симпатичный человек, который просто попал в оковы первенства...

Что тебе мешает быть начальником?

Если ты выбиваешься из сил, делая карьеру, а результата нет, самое время остановиться и понять, что же ты делаешь не так.

Вдруг на пути к вершине тебя тормозят несколько распространенных ошибок:

  • Ты халтуришь
    Ну и что такого, что ты иногда опаздываешь, зато уходишь с работы одним из первых, часто плохо себя чувствуешь и не приходишь по понедельникам и пятницам? Не твоя вина, что ты несколько раз не уложился в сроки: техника подвела, приказа не было, приказ был, но нечеткий, тебя не обеспечили помощниками, информацией...
  • Ты — хороший работник
    Никогда не опаздываешь и делаешь свою работу качественно. Этого достаточно, чтобы получать честно заработанные деньги и не бояться увольнения, но для повышения такой подход не годится. Новая должность — не только хороший оклад и кабинет, но и повышенная ответственность. Нужно проявлять инициативу и где-то брать на себя чуточку больше, чем положено на самом деле. Окружающие должны знать, что у тебя есть лидерский потенциал. При этом не забывай: незаменимых, может, и нет, но рисковать мало кому хочется, и если ты самый лучший помощник у начальника за всю его карьеру, вряд ли он тебя отпустит.
  • Ты — трудный человек
    Выделяться из толпы хорошо, но только позитивным образом. Если у тебя большие претензии, ты много жалуешься, без повода гоняешь тех, кто ниже по должности — другими словами, усложняешь жизнь и начальству и коллегам — получить повышение ты сможешь только в другой компании.
  • Ты не освоил свою работу
    Увы, слишком много людей плохо работают только потому, что считают порученное задание «ниже себя». Ну и что, если один из листов отчета вставлен вверх ногами, в электронном письме есть опечатки или они забыли передать, что начальнику звонил клиент? Они считают: мелкие поручения — пустая трата времени и таланта, вот на крупном задании они бы показали себя... Однако начальство думает по-другому: «если ты не можешь толком справиться с простыми заданиями, сложных я не поручу».
  • У тебя не тот имидж
    Конечно, реклама глаголет, что «имидж ничто, жажда все», однако в большинстве компаний на «непарадную» форму начальников смотрят косо. Являться на работу в майке, шортах и вьетнамках для будущего менеджера — большая ошибка. Одевайся точно также, как люди, чье место ты хочешь занять. И научись говорить красиво: никакого сленга, слов-паразитов и просторечий.
  • У тебя есть враги
    Когда тебя не любят, тебе будут вредить. Коллеги станут саботировать работу, а важные люди — игнорировать. Если ты нажил врага в лице помощника начальника или важного клиента, шансы на повышение могут возникнуть лишь через несколько лет, и то после тщательного и неустанного налаживания контакта с обиженным и оскорбленным.
  • Ты просто работаешь не в своей компании
    В том случае, когда у компании ограниченный бюджет или вялая текучка кадров, возможности для повышения, к сожалению, невелики. И ждать быстрого, но заслуженного карьерного роста не стоит.

Ника Московская

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA