Нелегкие будни «обособленников»

Нелегкие будни «обособленников»

21.01.2009 распечатать

Когда динамично развивающаяся компания понимает, что свой регион ей уже «жмет в плечах», то обычно за этим следует очевидное решение — начать экспансию в другие регионы. Однако на этом этапе, помимо организационных сложностей при создании и постановке деятельности филиалов, компании придется преодолеть немало технических проблем, связанных с организацией учета.

Грани доступного

Одной из разновидностей обособленного подразделения организации является учреждение, которое не имеет своего баланса и зачастую расчетного счета. Хозяйственные операции в таких случаях учитываются на лицевых счетах для каждого филиала, специально открытых ко всем счетам (за исключением счетов 58, 66, 67, 75, 80-89, 91). Тем самым достигается учет в разрезе головного предприятия и обособленных подразделений. Первичные учетные документы и регистры, необходимые для составления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в целом по организации, представляются главбуху головного учреждения.

Вместе с тем ответственность за достоверность и своевременность представляемой информации лежит на бухгалтере филиала. Если у компании нет существенного оборота  по хозяйственным операциям, то задача работника учета сводится лишь к сбору, проверке и обработке первичных учетных документов. Но сегодня на рынке присутствует немало компаний с обособленными подразделениями, не имеющими собственного баланса и расчетного счета, через которые при этом идут большие объемы операций, в том числе выручка от реализации товаров (работ, услуг). Поскольку весь учет на таких предприятиях ведется централизованно, порой бывает сложно организовать работу так, чтобы полностью соблюсти законодательство и в то же время исключить недочеты в документации.

Так, в первую очередь руководителя обособленного подразделения следует наделить соответствующими полномочиями, которые необходимо зафиксировать в доверенности. Здесь обычно предусматривают определенные ограничения, в частности по масштабу полномочий, а именно:  руководитель уполномочен осуществлять ведение текущей деятельности обособленного подразделения, но не компании в целом. Также достаточно часто встречается лимитирование размера (стоимости) сделок, на совершение которых имеет право ответственное лицо.  Следующее по популярности ограничение — перечень органов, перед которыми уполномочен представлять интересы головной организации начальник филиала. Указанные рамки позволяют, в первую очередь, обеспечить контроль центрального офиса за действиями руководителей обособленных подразделений на местах.

Налоговые препоны

Схожие ограничения по полномочиям справедливы и для бухгалтера обособленного подразделения. Так, он не имеет права представлять интересы компании перед налоговыми органами исключительно в разрезе своего филиала, если случается непредвиденная ситуация — например, инспекция приостановила операции по счету или списала денежные средства со счета головной организации в уплату выявленной недоимки по обособленному подразделению. В этом случае выяснить все вопросы и представить все необходимые документы в оперативном порядке не получится. Все обращения в адрес налоговых органов должны исходить из головной организации за подписью ее уполномоченных лиц — единоличного исполнительного органа. В том случае, если ни у руководителя подразделения, ни у его бухгалтера нет полномочий на представление центрального офиса, выяснение обстоятельств может затянуться. Закон запрещает составлять и подписывать бумаги от имени филиала (обособленное подразделение не является юридическим лицом, равно как и налогоплательщиком),  а головная организация не предоставляет для этих целей соответствующих полномочий. Поэтому, отказывая в принятии документов, налоговики формально правы.

Иногда фискалы идут навстречу предпринимателям и берут бумаги от неуполномоченного лица. Тогда бухгалтеру филиала удается решить проблему более оперативно — передать в инспекцию необходимые письма за своей подписью, получить сверки расчетов с бюджетом и т. д. Правда, стоит иметь в виду, что подобная лояльность со стороны контролеров может иметь и негативные последствия. Предположим, что руководитель подразделения или бухгалтер представил инспекторам недостаточно компетентные пояснения, некорректные документы, и после их рассмотрения налоговый орган применил меры административного взыскания или вынес решение о привлечении головной организации к налоговой ответственности. Тогда центральному офису придется тратить ресурсы на то, чтобы выйти с наименьшими потерями из ситуации, которой можно было бы избежать, если бы налоговики отнеслись к филиалу строже и дождались ответа от верховного руководства фирмы.

Присвоить обособленному подразделению неверный статус налогоплательщика может и сам налоговый орган. Если он приостановит операции по счету, выставит требование об уплате налога, наложит штраф за нарушение налогового законодательства в отношении филиала, то нарушит положения ст. 19, 45, 46, 106 НК РФ.

Есть и еще один нюанс. Как указано в ст. 19 НК РФ, организации представляют отчетность и уплачивают некоторые налоги по месту нахождения своих обособленных подразделений. Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Однако при этом они не являются самостоятельными налогоплательщиками. И если за непредставление деклараций по месту нахождения филиала налоговый орган может вынести решение о приостановлении операций как в отношении счетов этих подразделений, так и центрального офиса, то привлечь к налоговой ответственности можно только головную организацию.

Сегодня благодаря информационным технологиям весь поток документов можно передавать в головную компанию по Интернету ежедневно, если не после выполнения каждой операции.

Кассовые коллизии

Для компаний, имеющих филиалы, до сих пор очень остро стоит кассовый вопрос. Дело в том, что законодательство не учитывает специфические особенности их деятельности, и они наравне со всеми обязаны вести только одну кассовую книгу в соответствии с пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40. Поскольку нет закона, регламентирующего обеспечение данного требования организациями, имеющими филиалы, то на практике они решают эту проблему так, как им удобно. Некоторые предприятия сознательно идут на риск и открывают в подразделениях, имеющих баланс и расчетный счет, дополнительные кассы. Соответственно эти бизнес-единицы ведут собственные кассовые книги. Хотя такой вариант действий довольно удобен, он противоречит действующему законодательству, и, если данное нарушение будет выявлено при проверке, фирму привлекут к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ. Чтобы устранить подобный риск, лучше использовать иные алгоритмы работы.

Например, можно внести в общую кассовую книгу компании несколько разделов, каждый из которых будет закреплен за определенным филиалом. Головной организации и каждому подразделению присваивается свой индивидуальный код. Тогда нумерацию кассовых ордеров можно будет составлять из этого кода и через дробь — номеров документа по порядку. Чтобы воспользоваться данной методикой, следует отразить ее в учетной политике.

Несовершенство законодательства ощутимо мешает фирмам спокойно вести свою деятельность. Из-за отсутствия четких нормативов, учитывающих специфику бизнеса, компаниям приходится самостоятельно искать пути решения наболевших проблем. Какое бы решение они не приняли, оно может быть оспорено контролирующими органами. И, несмотря на то, что кассовые неопределенности уже давно выявлены и всем известны, законодатели не торопятся их устранять.

Ольга Сумина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.