Инвентаризацией выявлено…

Инвентаризацией выявлено…

14.01.2009 распечатать

Основной целью проведения инвентаризации имущества является сопоставление его фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Однако поштучно пересчитать все ценности компании — это лишь полдела. После сверки наступает не менее трудоемкий этап — грамотно отразить в учете обнаруженные недостачи и излишки.

Добавка к ТМЦ

В бухгалтерском учете и отчетности результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а при годовой сверке — в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49).

При этом согласно подпункту «а» пункта 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности выявленные излишки имущества принимаются к учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и включаются в состав доходов (подп. «а» п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных товаров, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н). Их сумма отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», в корреспонденции со счетом учета материальных активов (01, 10, 41, 43).

В налоговом учете «вдруг обнаруженные» излишки ТМЦ и прочего имущества также оцениваются по рыночной стоимости, поскольку рассматриваются в качестве дохода в натуральной форме (п. 5 ст. 274, ст. 40 НК). Базу по налогу на прибыль они увеличивают в составе внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК).

Безусловно, ничто не мешает фирме «свалившиеся» на нее после инвентаризации товарно-материальные ценности списать в производство или продать. Однако следует помнить, что в первом случае в состав материальных расходов следует включать не полную стоимость актива, а лишь 24 процента от его рыночной цены. Иными словами, базу по налогу на прибыль можно уменьшить только на сумму налога, уплаченного с дохода в виде инвентаризационного излишка. Об этом прямо говорится в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса.

Что касается второго варианта — продажи «лишних» ТМЦ, то в данном случае главный налоговый закон никаких специальных правил не предусматривает. Однако по мнению специалистов главного финансового ведомства, в подобной ситуации также необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса. Иными словами, выручку от реализации «излишка» организация вправе уменьшить на 24 процента от его рыночной стоимости.

«Затерявшееся» основное средство

Особое внимание при отражении в налоговом учете результатов инвентаризации следует обратить на «вдруг обнаруженные» основные средства. Дело в том, что позиция финансистов по этому вопросу достаточно противоречива.

Основной вопрос заключается в следующем: признаются ли основные средства, выявленные при инвентаризации, безвозмездно полученным имуществом?

В письме от 20 июня 2005 года № 03-03-04/1/7 Минфин ответил на этот вопрос утвердительно. Таким образом, согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса «даром» полученное имущество признается внереализационным доходом организации, который оценивается исходя из рыночных цен и включается в базу по налогу на прибыль. Соответственно, нет проблем и с формированием первоначальной стоимости «лишних» основных средств, а следовательно, ничто не препятствует и начислению амортизации.

Однако в письме от 25 января 2008 года № 03-03-06/1/47 финансисты скорректировали свою точку зрения.

В отношении признания подобных объектов доходом фирмы их позиция осталась прежней. Между тем сами основные средства в данном случае, по мнению чиновников, было бы неверно считать безвозмездно полученными, следовательно, определять их стоимость по рыночным ценам нельзя. Отсутствуют у компании в подобной ситуации и расходы на приобретение или создание ОС, а значит, их первоначальная стоимость равна нулю и ни о какой амортизации речи быть не может.

Впрочем, в течение года финансисты вновь изменили свою точку зрения. В письме от 6 июня 2008 года № 03-03-06/4/42 чиновники все же пришли к выводу, что первоначальная стоимость выявленных в ходе инвентаризации ОС учитывается по рыночной стоимости и подлежит амортизации.

Что упало, то пропало?

Согласно подпункту «б» пункта 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности списать на расходы недостачу и порчу имущества, особо не разбираясь в причинах, их вызвавших, можно лишь в пределах норм естественной убыли. Суммы, превышающие данные лимиты, относятся на издержки производства или обращения лишь в том случае, когда не удалось выявить виновников произошедшего либо суд отказал во взыскании с них компенсации (п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ).

Выявленные недостачи отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами их учета (01, 10, 41, 43 и т. п.).

В налоговом учете потери от недостачи или порчи МПЗ при хранении и транспортировке в пределах норм естественной убыли относятся к материальным расходам (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК). Учет сверхнормативных потерь зависит от наличия или отсутствия виновных лиц.

Так, для списания убытков от хищений и недостачи материальных ценностей в производстве, на складах или в организациях торговли на внереализационные расходы должно выполняться условие о невозможности установить виновников пропажи. Причем сей факт необходимо подтвердить документально (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса, если предъявить обвинения некому, то предварительное следствие приостанавливается. Копию соответствующего постановления следователя, которое он направляет в прокуратуру, вправе получить и потерпевший по делу (подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК). Именно она и станет документальным подтверждением факта отсутствия виновных лиц (письма Минфина от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/412, от 3 августа 2005 г. 03-03-04/1/141).

Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса налогоплательщик вправе отнести в пределах норм естественной убыли к материальным расходам потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировке МПЗ.

Обратите внимание, что специалисты главного финансового ведомства настаивают на том, что при выявлении в ходе инвентаризации недостачи сверх норм естественной убыли НДС, ранее принятый к вычету по теперь отсутствующим ценностям, необходимо восстановить (письмо Минфина от 31 июля 2006 г. № 03-04-11/132).

Копейка к копейке

Излишки и недостачи в ходе инвентаризации могут быть выявлены не только на складах и в производстве, но и в кассе. Так, недостачей считается выдача денег, не подтвержденная распиской получателя. При этом сумма средств, «ушедших в неизвестном направлении», подлежит взысканию с кассира (п. 27 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного письмом ЦБ от 4 октября 1993 г. № 18).

Аналогичным образом наличные, которые не сопровождаются соответствующим приходным ордером, признаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.

Пример

По итогам инвентаризации ООО «Альтернатива» выявило:

  • излишки материалов на сумму 4720 руб.
  • недостачу товаров на сумму 1115 руб. в пределах норм естественной убыли;
  • выдачу наличных из кассы, не подтвержденную распиской получателя, в размере 2700 руб.
  • излишек в кассе на сумму 1170 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 10     Кредит 91-1
– 4720 руб. — приняты к учету излишки материалов;

Дебет 94     Кредит 20
– 1810 руб. — выявлена недостача товара в пределах норм естественной убыли;

Дебет 91-1     Кредит 94
– 1810 руб. — недостача товара списана на расходы;

Дебет 94     Кредит 50
– 2700 руб. — выявлена недостача в кассе;

Дебет 73-2     Кредит 94
– 2700 руб. — сумма недостачи в кассе списана за счет виновных лиц;

Дебет 70     Кредит 73-2
– 2700 руб. — сумма недостачи в кассе удержана из заработной платы кассира;

Дебет 50     Кредит 91-1
– 1170 руб. — сумма излишка в кассе зачислена в доход предприятия.

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.