Учет под охраной

Учет под охраной

13.01.2009

Что делать руководителю, чтобы обеспечить сохранность оборудования, материалов, готовой продукции? Как ограничить доступ посторонних лиц в производственные помещения? Можно ли снизить вероятность хищений и прочих неприятностей? Рано или поздно подобные проблемы возникают у руководства любой компании. Для того, чтобы их разрешить, предприятие может заключить договор с вневедомственной охраной, организовать собственную службу безопасности или нанять частную охранную фирму.

Сторонний «оберег»

Затраты на безопасность офиса, правильно оформленные документально, можно учесть при расчете налога на прибыль. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к категории прочих относятся расходы:

  • на услуги по охране имущества;
  • на услуги охранной деятельности, в том числе оказываемые вневедомственной охраной при ОВД РФ в соответствии с законодательством России;
  • на содержание собственной службы безопасности.

Можно заметить, что из данного списка исключены затраты на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты.

Расходы на безопасность офиса при условии правильного документального оформления могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 гласит, что организации, оказывающие услуги по охране, обязательно должны иметь соответствующие лицензии. В этом случае их клиент сможет признать в налоговом учете затраты на охрану офиса в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, что позволяет уменьшить базу по налогу на прибыль. В письме УМНС по г. Москве от 1 апреля 2004 г. № 26-12/22902 приведен перечень документов, которыми организация может подтвердить расходы, понесенные на оплату услуг по охране имущества. В их число входят: договор об оказании услуг, акт приемки-передачи услуг, отчет охранного агентства о результатах оказанных услуг, счета и т. п. В бухучете издержки нужно ежемесячно включать в расходы по обычным видам деятельности и отражать на счетах по учету затрат (20, 25, 26, 44). Услуги по комплексной охране территории компании можно сразу отражать на счете 26, не распределяя по охраняемым объектам (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 Н, № 33 от 6 мая 1999 г.).

Содержание операцииДебетКредитПервичный документ
Отражена стоимость услуг по охране помещения4460Акт приемки-сдачи оказанных услуг
Отражен НДС1960Счет-фактура
Принята к вычету сумма НДС68.219Счет-фактура
Акт приемки-сдачи оказанных услуг
Произведена оплата за оказание услуг по охране помещения6051Выписка банка по расчетному счету
Собственная служба безопасности

Иногда компании выгоднее создать собственную службу охраны, а не обращаться за помощью к специализированным фирмам. Существуют два пути организации охраны предприятия собственными силами.

Первый: фирма набирает в штат вахтеров и сторожей, которые должны будут охранять имущество и обеспечивать пропускной режим. В соответствии с Законом РФ № 2487-1 данные сотрудники не выполняют охранные услуги и не имеют права (в отличие от частных охранников) применять оружие и спецсредства. Расходы на зарплату им учитываются в обычном порядке, т. е. в бухучете — как расходы по обычным видам деятельности с отражением на счетах по учету затрат на обслуживание объектов охраны, расходов для нужд управления и т. д. (например, Дт 20,  25, 26 — Кт 70 в зависимости от того, какие объекты охраняются). Торговые организации учитывают расходы на содержание и обслуживание своих помещений по дебету счета 44 «Расходы на продажу»; в налоговом учете — как косвенные расходы на оплату труда персонала, занятого охраной имущества организации.

ссылка на закон

Предприятия, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», могут учесть в расходах оплату такого же состава охранных услуг сторонних организаций, что и плательщики налога на прибыль (ст. 346.16 НК РФ). Правда у них в состав расходов не включены расходы на создание собственной службы безопасности.

Второй: создание собственной полноценной службы безопасности. Правда в настоящее время это нецелесообразно. Госдума по инициативе МВД в ближайшее время должна принять законопроект о поправках в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», который запретит неспециализированным фирмам организацию подобных служб. Компании смогут пользоваться только услугами ЧОПов и вневедомственной охраны.

Телохранитель для босса

Организация может обеспечивать охрану не только своего имущества, но и руководства и прочих ценных сотрудников. Юридически оказание услуг по личной охране разрешено законодательством РФ и составляет одну из основных функций ЧОПов. Однако учет подобных расходов не так прост.

Позиция налоговых органов и Минфина России сводится к следующему: расходы на личную охрану не предусмотрены в главе 25 НК РФ (это относится и к предприятиям, работающих по «упрощенке»). Логика здесь такова, что расходы по охране можно расценивать как связанные с производством и/или реализацией только в том случае, если они касаются охраны компании в целом как производственного комплекса. Оплата услуг телохранителей — это или оплата услуг в пользу работников, или иные затраты, не относящиеся к деятельности, направленной на получение дохода (ст. 270 НК РФ).

внимание

Во избежание споров с налоговиками предприниматели предпочитают оформлять охрану топ-менеджмента компании, прописывая в договоре охрану не самих персон, а того или иного имущества.

Учет расходов на личную охрану с позиции налоговых органов имеет следующую структуру:

  • бухучет — относить к прочим расходам, отражать по Дт 91 (ст. 264 НК РФ);
  • налоговый учет — не учитывать в составе расходов (ст. 270 НК РФ);
  • ЕСН и взносы в Пенсионный фонд — не начислять, так как эти расходы не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 Н, № 33 от 6 мая 1999 г.);
  • облагать НДФЛ как доход охраняемых работников (ст. 236 НК РФ, Федеральный закон № 67-ФЗ от 15 декабря 2001 г.).

Очевидно, что НК РФ не устанавливает таких ограничений на учет охранных расходов и, более того, прямо относит к ним расходы на оказание «иных охранных услуг» помимо собственно охраны имущества (ст. 171 НК РФ). Так, ОАО «Кировский завод» решило уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму затрат по охране директора и его имущества. Налоговики такой вольностью возмутились и доначислили предприятию 210 тыс. руб. Завод обратился к служителям Фемиды. После рассмотрения дела в трех инстанциях Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил правоту предприятия. Он постановил, что ОАО имеет право включить затраты на охрану директора, автомобиля, телефонов и ноутбука в расходы. Арбитраж согласился, что последние направлены на снижение риска финансовых потерь организации, обусловленных контрактом с гендиректором, а также на снижение риска порчи имущества, используемого в производственной деятельности. Опираясь на определение Конституционного суда № 320-О-П, судьи указали налоговикам, что экономическая обоснованность тех или иных расходов относится к оценочной категории и самостоятельно определяется налогоплательщиком в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств и особенностей его финансово-хозяйственной деятельности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2007 г. по делу № А39-35010/2006).

Бухгалтер вправе провести счет на оплату услуг личной охраны таким образом:

  • в бухучете — включить их в расходы на обычные виды деятельности и отражать на счетах по учету затрат на конкретные производственные процессы (письмо Минфина РФ от 8 мая 2007 г. № 03-03-06/1/269);
  • в налоговом учете — учитывать расходы на охрану персонала как прочие расходы на производство и (или) реализацию (Приказ Минфина № 33 от 6 мая 1999 г.);
  • не начислять ЕСН и пенсионные взносы, т. к. услуги оказаны по инициативе и в интересах работодателя и не являются вознаграждением сотруднику (ст. 264 НК РФ);
  • не включать выплаты за охрану в базу по НДФЛ в качестве натурального дохода охраняемого. Аргументы те же, что и в случае с ЕСН.
Охрана перевозимых грузов

Компания может не заключать договор на охрану своего имущества, а лишь разово ее оплачивать при перевозке товарно-материальных ценностей. Но даже при наличии договора на охрану организации в комплексе, ей может быть предъявлен счет на оплату услуг частного охранного предприятия (ЧОПа) или милиции по перевозке особо ценных грузов. В подобных ситуациях порядок налогового и бухучета может быть таким же, как и при комплексной охране ценностей, находящихся на территории фирмы. То есть в налоговом учете бухгалтер вправе включать такие затраты в состав прочих расходов, а в бухучете — признавать расходом по обычным видам деятельности.

Услуги ЧОП — спорная статья расходов

Кто бы мог подумать, что налоговики засомневаются в обоснованности расходов на охрану как помещений, так и иного имущества фирмы. Рассмотрим ситуацию из арбитражной практики, описанную в Постановлении ФАС Московского округа от 9 июля 2008 г. № КА-А40/5861-08. Началось все так: инспекция сочла, что расходы по услугам охраны, которые были оказаны фирме сторонним охранным предприятием, имеют непроизводственный характер и не обоснованы экономически. Однако судьи указали, что по заключенному с ЧОПом договору исполнитель осуществлял охрану имущества клиента на объекте и в ходе его транспортировки. Спорные расходы документально подтверждены. Также суд отверг довод ИФНС о необоснованности услуг по охране в связи с тем, что арендные платежи за пользование помещением уже включают в себя оплату охраны. Арбитры отметили, что в рамках заключенного договора арендодатель предоставлял лишь охранные услуги по контролю доступа и фиксации лиц, входящих в принадлежащее собственнику здание, где фирмой арендуются только его части. При этом сохранность имущества налогоплательщика обеспечивалась его контрагентом. Таким образом, претензии налоговиков были признаны несостоятельными.

Итак, изучив нюансы учета расходов на охрану предприятия, компания может не только сохранить в безопасности имущество и персонал, но и сэкономить на налогах, ведь для этого законодательство и судебная практика создали самые благоприятные условия.

Е. Софронова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA