Мировой финансовый стресс

Мировой финансовый стресс

13.01.2009 распечатать

«Кризис — перелом, переворот, решительная пора переходного состоянья».
В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Чтобы дать определение понятию «кризис», Далю хватило одного предложения. Современникам нынешнего экономического цунами в пару слов не уложиться. Теперь уже не играет роли то, что Вы, возможно, не работаете на фондовых рынках, что у Вас нет ни одной даже самой дешевой акции, что Вы вообще впервые в жизни слышите слово «биржа». Кризис — вот он, рядом с нами: в транспорте, метро, в офисе, магазине, в детском саду. Можно выбросить телевизор, зашторить окна, не разговаривать по телефону. Возможно, только тогда вы не почувствуете на себе дыхание кризиса. 99,9% людей не могут так поступить, поэтому все 99,9% — жертвы кризиса. Конечно, в большей или меньшей степени. Хотя, пожалуй, все в одинаковой.

Минфин повысил пособие по безработице. Можно оценивать эту новость как своего рода зашифрованное послание обществу. Мол, мы готовы к массовым увольнениям и даже повышаем вам пособие. Хотя чего тут шифроваться — имеющий глаза да увидит. Консалтеры подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить в среднем по 10% сотрудников. «Евросеть» объявила о сокращении персонала на несколько процентов. Магнитогорский металлургический комбинат собирается оставить без работы 3000 человек. Потеряют работу более двухсот работников Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, Банка Москвы и МГТС. Еще столько же покинет штаты медиакомпаний «Амедиа» и РБК. «Мечел» пока не планирует массовых увольнений, но почти половина всех сотрудников компании отправлена в частично оплачиваемые отпуска — зарплата уменьшается почти на треть.

Кстати, о зарплатах. Уменьшаются они не только у тех, кого отправили в ЧОО. Тем, кто на работу ходит ежедневно, тоже радоваться не приходиться. Платить все равно нечем. Многие коллеги-журналисты зарплату ждут неделями. А недавно некоторым из них сообщили, что вознаграждения еще и уменьшат: раньше в медиа-бизнесе активно практиковалась выплата премий. Естественно, лишить их работника проще всего. Лишают. Или просто по-честному предлагают делать ту же работу за меньшие деньги. И никуда от этого не денешься — по некоторым данным, уже 38% предприятий работают на грани рентабельности. Правда, один положительный момент в кризисной ситуации для компаний все-таки существует. Те из них, кто выживет, смогут в ближайшее время крайне дешево нанять высококвалифицированных сотрудников.

Сейчас же кадры не решают ничего. Увольняют с очень хороших мест и с очень хороших зарплат, причем с хороших зарплат — в первую очередь. Вот недавно, например, одна очень солидная питерская компания была вынуждена расстаться со своим главбухом, потому что платить оклад в размере 300 000 руб. фирма больше не может. На место бухгалтера со стажем и умеющего «разрулить» любую ситуацию, берут бухгалтера попроще и теперь уже на 40-50 000 в месяц. Гении больше никому не нужны. Не до жиру — быть бы живу.

Но самое удивительное то, что мы при этом еще успеваем и в чужой огород лезть. Нет, бы успокоились и боролись со своим кризисом — быстрее бы порядок навели. Но нет. Исландии надо помочь? Надо. Поможем. Белоруссия просит? Обязательно дадим. Правда, если Белоруссии дали, то с Исландией как-то не совсем хорошо вышло. Ну так обещать — еще не значит жениться. Но зато какая сразу гордость обуяла — вон сколько у нас денег, тут не только нам самим, тут еще всем окрестным странам хватит, и живем мы в богатейшей стране мира, и все у нас хорошо. Между тем, попробуйте получить ипотечный кредит под еще недавно казавшиеся грабительскими 14%. Минимальная ставка — уже 17%, и срок рассмотрения заявки — не сутки, как раньше, а до 18 рабочих дней. Именно такое условие устанавливает для своих клиентов Сбербанк. Сбербанк! Один из основных игроков на рынке розничного кредитования неофициально на время приостановил выдачу кредитов. Перестали выдавать займы и другие банки. Почему? У банков это называется «выросли риски неопределенности». А пока у них растут риски, гибнет чей-то бизнес. Снова пример из жизни: руководитель региональной фирмы по производству отделочных материалов. Еще пару месяцев назад — счастливый человек, чья фирма создавала нужную и востребованную продукцию и при этом процветала. Сегодня, чтобы заплатить налоги, выплатить зарплату, заплатить провайдеру, чтобы уж совсем не остаться без связи, он потратил все свои сбережения, и вдобавок собирается продавать машину. Обратился в банк — отказали. Почему? Растут риски неопределенности. Причем фирма занималась не абы чем, а производственной деятельностью. А как быть тем, кто ничего не производит? Благотворительным фондам, например? Такого затишья, как говорят фандрайзеры, не бывало никогда. Благотворителям теперь самим впору помощи искать. Невеселая шутка, если учесть, что у каждого фонда на руках подопечные, чьи болезни не считаются с фондовыми рынками. Средства им нужны здесь и сейчас. Когда денег нет даже на зарплату, о социальной ответственности никто и не вспоминает.

Хотя справедливости ради заметим, что и банкам стоит посочувствовать. У нас всегда так: сначала все сильно испугались, а потом побежали в срочном порядке снимать со вкладов свои кровные. Ясно, что никакой пользы от этого кредитным организациям не будет.

Страдают все. Олег Дерипаска в результате кризиса потерял уже $28 млрд. (а Вы говорите, машину продавать, Ваши бы проблемы Дерипаске). На днях Лайма Вайкуле получила от своего банка письмо, больше похожее на ультиматум. Кредиторы потребовали от нее досрочно — в течение 40 дней — выплатить заем, потраченный на покупку дома на побережье Атлантического океана. Сумма заявлена астрономическая, и такими средствами певица не располагает. Взять другой кредит в другом банке не может — не дают даже Вайкуле. Особняк в Майами — любимый дом певицы. По ее словам, с ним связаны лучшие моменты ее жизни.

Некий психолог из одной частной клиники в своем недавнем интервью поделился своими наблюдениями: во время кризиса увеличилось количество разводов на Рублевке, будет оно расти и дальше. Причина понятна — финансовые потери вгоняют людей в депрессию, мужья дают женам меньше денег на брюлики, да и самим им уже не до семей — борьба за выживание отнимает все силы.

Впечатлений много, и какие-то они все невеселые. Так и совсем можно в депрессию уйти. Но вот только депрессий нам, товарищи, не хватало. Ведь чему нас учит психолог Курпатов — посмотрите на ситуацию со стороны. А со стороны все не так уж и плохо. Кризис уже никто не называет кризисом, и мировые державы начали борьбу с его ПОСЛЕДСТВИЯМИ. Так что можно себя успокаивать тем, что осталось только победить последствия. А во-вторых, как сказал недавно один из руководителей некоего респектабельного банка, большинство современных менеджеров — молодые люди до 35 лет. И вряд ли они помнят последнюю, самый страшную финансовую бурю, разразившуюся в 1998 году. Вот это был всем кризисам кризис. А сейчас ничего катастрофичного пока не происходит, просто мы не видели ничего страшнее по причине своей молодости. Нам довелось жить в условиях постоянного роста, а вечно так продолжаться не может. В обычной жизни тоже бывают огорчения и неурядицы, то есть кризисы. И вообще, в некотором роде все наши страхи надуманы, и кризис нам только кажется.

Когда кажется — надо креститься. Перекрестился. Позвонил маме. Сказала, что с Нового года их завод будет работать только три дня в неделю.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.