Когда казна подождет

Когда казна подождет

12.01.2009

Учитывая тяжелую ситуацию на рынке, многие компании будут рады любой возможности отсрочить уплату по обязательствам. Подходящие основания для этого можно найти в Налоговом кодексе. Так, в соответствии со ст. 61 НК РФ, в некоторых случаях фирма вправе претендовать на изменение срока уплаты сбора или на инвестиционный налоговый кредит. Правда некоторые эксперты данную норму всерьез не воспринимают, но сегодня для многих компаний она может стать соломинкой в море финансовых бед. О том, как и когда фирма может перенести срок уплаты в казну, рассказала Светлана Тищенко, генеральный директор ООО «Градиент-Альфа-АУДИТ».

Доступ к праву

На протяжении нескольких лет добиться от инспекторов положительного ответа на просьбу о переносе сроков уплаты налогов было очень сложно. Трудозатраты организаций превышали всю возможную пользу налоговой отсрочки. Но, начиная с середины текущего года, когда дыхание кризиса почувствовали многие организации, данная норма вновь привлекла внимание налогоплательщиков. Так, сегодня для некоторых фирм вопрос о получении отсрочки или инвестиционного налогового кредита стоит довольно остро. Поэтому рассмотрим подробно, что представляют собой подобные «временные льготы» для налогоплательщиков и как они могут быть получены.

Отметим сразу, в каких случаях претендовать на «временную льготу» не удастся. Итак, действующим законодательством предусмотрены случаи, когда срок уплаты налога не может быть изменен (ст. 62 НК РФ). Это правило действует, если в отношении лица, претендующего на отсрочку:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо об административном правонарушении в области налогов и сборов. Эта же норма действительна, если рассматривается вопрос о налогах, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
  • имеются достаточные основания полагать, что претендент воспользуется отсрочкой для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо же он собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

Органы, которым предоставлено право принимать решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее — уполномоченные органы), перечислены в ст. 63 НК РФ. Это:

  • по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица;
  • по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
  • по государственной пошлине — органы (должностные лица), законодательно уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;
  • по единому социальному налогу — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Срок уплаты может быть изменен для всей суммы или ее части.

Перенос уплаты по инструкции

Статья 64 НК РФ регламентирует порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога. Под ними понимается изменение срока уплаты налога не более чем на  один год с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком задолженности. По решению Правительства РФ выплата федеральных налогов может быть отложена на срок до трех лет.

Как уже говорилось выше, отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при наличии следующих оснований:

  • причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • тяжелое имущественное положение должника, которое исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • сезонный характер производства или реализации предприятием товаров, работ или услуг. Список отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ. В настоящий момент действует Перечень № 382, утвержденный 6 апреля 1999 г.
  • наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, которые установлены российским Таможенным кодексом и подлежат уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Обращаем Ваше внимание, что если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются. Во всех остальных случаях указанную операцию необходимо производить, и тогда проценты рассчитываются как 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Справка: в соответствии с Указаниями ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У с 11 ноября 2008 года ставка рефинансирования равна 12%.

Рассмотрим процедуру получения отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Прежде всего, в уполномоченный орган подается соответствующее заявление, в котором должно быть указано основание для получения отсрочки или рассрочки. Его необходимо подтвердить прилагаемыми документами. Копия данного заявления в пятидневный срок направляется в налоговый орган по месту учета.

В течение месяца уполномоченным органом должно быть принято решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе. При этом по ходатайству заинтересованного лица указанный орган имеет право принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Данная задержка распространяется на период рассмотрения заявления.

Копию решения следует представить налоговикам в пятидневный срок со дня его принятия.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать следующую информацию:

  • указание на сумму задолженности;
  • налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • в соответствующих случаях — документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

«В соответствии с п. 2 ст. 74 НК РФ в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней, — указывает генеральный директор ООО «Финстатус» Алла Боброва. — При этом, рассматривая возможность заключения договора поручительства, налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии у него задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также долгов по платежам во внебюджетные фонды. Необходимо также установить его платежеспособность. Об этом говорится в пункте 1 раздела II Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798@».

Данное решение вступает в действие со дня, указанного в его тексте. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

В том случае, если уполномоченный орган выносит отказ, последний должен быть мотивированным. Компания вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении должна быть передана уполномоченным органом налогоплательщику и налоговым службам в течение трех дней со дня его принятия.

В ФНС за кредитом

Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита регламентирован статьями 66 и 67 НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, в рамках которого организация при наличии определенных оснований получает возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от отсрочки и рассрочки, он может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Срок его действия — от одного до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации в следующих случаях:

  • проведение ею научно-исследовательских или опытноконструк-торских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление ею внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение ею особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Для получения инвестиционного налогового кредита необходимо документально подтвердить вышеуказанные основания.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором по определенной форме между уполномоченным органом и этой организацией. Решение о его предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми учреждениями (оргнами государственных внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления. Обратите внимание: наличие у фирмы одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с ней еще одного договора аналогичного содержания, но по иным основаниям.

Обязательными условиями соглашения об инвестиционном налоговом кредите являются:

  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • сумма кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит);
  • срок действия договора;
  • начисляемы проценты. При этом не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, которая составляла бы менее 1/2 или более 3/4 ставки рефинансирования Центробанка;
  • порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
  • ответственность сторон;
  • положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения данного соглашения.

При обращении за переносом сроков уплаты налогов нужно быть готовым к тому, что уполномоченный орган может затребовать либо поручительство, либо документы об имуществе, которое является предметом залога.

Уж сроки близятся

Порядок прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита регламентирован ст. 68 НК РФ. Указанное действие прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено досрочно. Последнее происходит в следующих ситуациях:

  • уплата налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
  • нарушение заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки.

При досрочном прекращении действия последних налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения уплатить остаток задолженности, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется плательщику налога или сбора по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня его принятия и считается полученным по истечении шести дней с момента отправления заказного письма. Копия такого решения в те же сроки направляется налоговикам.

Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Если отсрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в силу после заключения договора о залоге.

Семь раз обратись — один раз получи

Как это часто бывает, вопрос изменения срока уплаты налога в Налоговом кодексе освещен неоднозначно, о чем свидетельствует сложившаяся арбитражная практика.

На сегодняшний момент существует Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденный Приказом ФНС России от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798@.

В начале 2008 года Решением ВАС РФ от 21 января 2008 г. № 14430/07 некоторые положения данного Порядка были признаны недействительными. Точнее говоря, было сказано, что п. 2.3. Приказа не соответствует НК РФ и не действует в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, препятствует применению залога имущества компании в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при изменении срока их уплаты. А пп. «б» п. 1 данного Порядка объявлен не соответствующим Налоговому кодексу и не действующим полностью.

Далее, существует ряд судебных решений, которые признают незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки по уплате налога (Постановление ФАС Уральского округа от 21 января 2008 № Ф09-11304/07-С3, Постановление ФАС Уральского округа от 21 апреля 2008 г. № Ф09-2507/08-С3).

Также, например, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2008 г. № А19-11457/07-Ф02-9913/07 в очередной раз определено, что не допускается отказ заинтересованному лицу в отсрочке по уплате налогов в пределах суммы недофинансирования при отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ.

Таким образом, компания, которая планирует добиться предоставления отсрочки, рассрочки либо инвестиционного налогового кредита должна быть готова к бюрократическим препятствиям. И прежде чем «бить челом» налоговой инспекции, компании следует оценить эффективность своего решения с учетом времени и возможных трудозатрат, а также учитывать арбитражную практику.

Светлана Тищенко

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA