Российский Колумб учета

Российский Колумб учета

31.12.2008 распечатать

Создателя системы «Тройной русской бухгалтерии», Федора Венедиктовича Езерского, одни считали «Колумбом бухгалтерского учета», другие — шарлатаном. Но что бы о нем ни говорили современники, одно бесспорно — предложенная им методика учета стала важным этапом в развитии не только российской, но и мировой бухгалтерии.

В середине XIX века основой для системы бухгалтерского учета в России служила «двойная итальянская запись», но в 1870 году стараниями русского самородка Федора Венедиктовича Езерского (1836–1916) появилась на свет так называемая «Тройная русская бухгалтерия». Возможно, эта теория так и осталась бы незамеченной, однако Федор Венедиктович был очень незаурядным человеком — всю силу своего таланта он направил на продвижение своей идеи и критику двойной бухгалтерии.

«Покров для обмана»

По утверждению Езерского, двойная бухгалтерия «служит покровом бесстыднейших обманов», а двойные книги, главные и вспомогательные, он считал «самым опасным врагом» в бухгалтерском деле. «Дело в том, что самое живое дело учитывается по книгам вспомогательным, а ревизия ведется по главным», — негодовал исследователь. Предложенная им тройная система предполагала 3 параллели: запись (хронологическая), учеты (систематические) и отчет (сводный). «Тройная система, упраздняя подставные приходы и расходы, туманные термины «дебет», «кредит» и т. п. и сводя выводы не к нулю, а к цифре остатка, к точным признакам верности, ставит счетоводство настолько ясно, что человек задумается, делать ли утайки ошибок, ибо ошибки меняют остатки и разрушают признаки верности, а потому становятся очевидными», — утверждал он.

В противовес самой распространенной в то время системе учета Езерский предложил новую, тройную. Важнейшая характеристика этой методики заключена уже в ее названии. Так, в рамках тройной (или «русской», как иногда ее называют) бухгалтерии Езерского регистрация ведется по трем группировочным совокупностям: приход, расход, остаток. При этом регистрами выступают три книги: Журнал, Главная (книга учетов) и Отчетная, заменяющая баланс. Наконец, в учете используются три счета: касса, ценности, капитал.

С помощью своей системы Езерский пытался решить главную задачу управления: отследить в реальном масштабе времени успешность работы предприятия. Учет большинства организаций страдает одним общим недостатком — финансовый результат вычисляется только после составления баланса. В результате между датой самого баланса и датой его составления проходит определенное время, что противоречит главной, по мнению Езерского, идее учета, который призван отражать результаты коммерческой деятельности день за днем, как бы показывая сотрудникам проделанный ими путь за каждый отдельный период работы. Финансовый же итог подлежит несколько иному учету, и поэтому Езерский взялся за создание формы, которая помогла бы обеспечить исчисление прибыли после каждой хозяйственной операции.

При этом экономист уделял огромное внимание используемой в бухгалтерской практике терминологии. Он рьяно противостоял употреблению заимствованных иностранных терминов, считая, что в русском языке существует достаточное количество необходимых определений: «бухгалтерия» — «счетоводство», «актив» — «средства», «пассив» — «погашение», «кредит» — «расход», «сальдо» — «остаток».

Довольно критично относился Езерский и к общим принципам работы, принятым в рамках действующей системы. К примеру, одним из ее недостатков он называл ошибочное использование счетов «Товары» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», так как «за такими названиями нет никакого смысла». Взамен он предложил совсем иную проводку — приход по счету «Ценности» и приход по счету «Поставщики», поясняя это тем, что «в традиционном случае создается абсурдное положение, будто мы ведем учет за поставщика и отражаем уменьшение у него ценностей, а нам до его учета дела нет. В наших же делах происходит увеличение кредиторской задолженности. И, следовательно, имеют место два прихода: увеличение товарной массы и увеличение долгов».

По утверждению Езерского, «двойной системе нельзя дать другого характера, другого названия, как системы воровской. Это не литературно, не учтиво, но правдиво».

Противники и пропаганда

Главный труд Езерского, названный «Обманы, убытки и ошибки, скрывающиеся в верных балансах двойной — итальянской системы счетоводства и открываемые признаки верности русской тройной системы», вышел в свет в 1876 году. Изложенные в нем идеи были на тот момент новаторскими и потому не понятными для современников. Разумеется, у этой методики сразу же появились противники, утверждавшие, что речь идет не о новой системе учета, а только об одной из новых форм двойного учета. А после очередного смелого шага Езерского, когда он объявил выдумкой кредиторскую и дебиторскую задолженность, его и вовсе перестали воспринимать всерьез. Однако это ничуть не смутило российского самородка. Не обращая особого внимания на доводы оппонентов, он активно занялся пропагандой собственной методики.

Для этой цели, в частности, он основал учебные курсы, собрал артель счетоводов, выступал с лекциями в Московском политехническом институте. Он рассылал приглашения известным политическим деятелям того времени — великому князю Сергею Александровичу, министру финансов Сергею Витте — с предложением возглавить основанное им общество бухгалтеров. Его книги попадали на стол царя Николая Александровича.

Основу пропаганды Езерского составляло массовое обучение молодежи, в том числе и женщин, что было для того времени внове. Он отлично понимал, что только через армию будущих счетоводов ему удастся распространить свое детище — тройную бухгалтерию.

На созданных им курсах было пять обязательных предметов: счетоводство (по разным системам с учетом разных производств), коммерческая корреспонденция, коммерческая арифметика, коммерческие финансовые вычисления, торговый устав. О слушателях Езерский заботился: помогал им с трудоустройством, нуждающихся поддерживал. Его курсы окончили многие известные люди, в том числе знаменитый философ Николай Лосский и замечательный финансист Антоний Буковецкий.

А с 1889 года Езерский стал выпускать журнал «Счетовод», в котором упор делался на разбор нормативных документов, судебно-счетоводную (а не бухгалтерскую) экспертизу, бюджетный учет, а также подчеркивалась необходимость создания института присяжных счетоводов по английскому образцу. Издание просуществовало только год, экономист увидел, что читательская ниша уже занята соперниками, и продолжать издание журнала — значит разорить дело. Поэтому с 1 октября 1889 года он преобразовал «Счетовод» в совершенно неожиданный по содержанию бухгалтерский журнал. Название нового издания было сформулировано максимально широко — «Практическая жизнь». Этот журнал был рассчитан на самого невзыскательного читателя. Аналитических материалов Езерский почти не печатал, сконцентрировав внимание публики на хронике, пропаганде тройной бухгалтерии, критике инакомыслящих и развлекательных статьях. Журнал влачил жалкое существование, но выходил без чьих-либо субсидий.

В 1911 году началась подготовка к Международному конгрессу в Шарлеруа (Бельгия), где Езерский собирался представить свое любимое детище — тройную бухгалтерию. Для этого, в частности, ему нужен был солидный тыл — достаточно представительный профессиональный журнал. И в 1911 году он начинает выпускать весьма респектабельное издание со своим любимым названием «Счетовод». Это был очень мощный ход, ибо в Бельгии посчитали, что журнал непрерывно выходил с 1889 года. Широкая пропаганда тройной бухгалтерии обеспечила Езерскому прочное признание на упомянутом конгрессе, в результате чего русская тройная бухгалтерия была поставлена в ряд с логисмографией и статмографией, и многие видные представители академического сообщества порекомендовали включить ее в учебные программы.

Анастасия Соколова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.