Майкл Маркс: русский эмигрант, покоривший мир

Майкл Маркс: русский эмигрант, покоривший мир

30.12.2008

Кто из нас не любит читать биографии, особенно если они повествуют о жизненном пути успешных людей? Конечно, за каждой такой историей стоят годы упорного труда, взлеты и падения. Так от чего зависит успех? Как вовремя разглядеть свое призвание и не упустить удачу?

Все за пенни!

За каждым громким именем или прославленной торговой маркой стоит своя непростая история. Бренд Marks & Spencer в Великобритании входит в пятерку лучших. Под этим логотипом выпускается не только одежда, но и продукты питания, потому известность его достаточно широка. В нашей стране он тоже довольно популярен — главным образом потому, что цены этой торговой сети весьма демократичны, а одежда проста и удобна. Подобные бутики можно встретить во многих крупных торговых центрах. Впрочем, демократичный подход всегда был отличительной чертой этого бренда. Может, отчасти это и есть залог его успешности?

Майкл Маркс, один из основателей этой прославленной фирмы, был родом из России. Родился он в 1859 году в еврейской семье. Едва достигнув совершеннолетия, юноша перебрался в Англию с твердым намерением открыть собственный магазин. Конечно, поездка эта была чистой воды авантюрой, так как юный Майкл не знал даже английского языка. А поначалу он перебивался тем, что подрабатывал в различных лавочках и магазинчиках. Скопив некоторую сумму, Маркс начал вести собственную торговлю по окрестным деревням, привозя со складов Лидса продукты, ткани и одежду и продавая все это со своей повозки.

Однако столь прозаическое занятие довольно быстро надоело Майклу, и ему пришла в голову довольно свежая мысль открыть магазин, где все будет продаваться по единой цене. Основой асортимента стали предметы утвари, небольшие сувениры, и в 1894 году на городском рынке Лидса открылся магазин под названием Penny Bazaar. От покупателей не было отбою: еще бы, столь заманчивая вывеска — «Не спрашивай, сколько стоит! Все за пенни!». В покупателях у Маркса числились буквально все жители города, начиная детьми и заканчивая банковскими клерками — кто угодно мог позволить себе в его магазине все, что захочется. Вскоре предприятие начало превращаться в торговую сеть не только в Лидсе, но и в соседних городах. Надо отметить, что товары Маркса отличались не только низкой ценой, но и приличным качеством.

Первый универсальный магазин

Маркс решил пойти дальше и еще больше облегчить жизнь британцам. В то время, чтобы купить разнородные продукты вроде молока, мяса и фруктов, приходилось обойти несколько различных лавок. Универсальных магазинов как таковых просто не было, и Марксу первому пришла в голову идея создать их. Он понимал, что это не так сложно, как кажется — достаточно наладить связи со складами, которые будут поставлять свежий товар по весьма приемлемой цене. Но в таком деле было не обойтись без компаньона, которым стал Томас Спенсер.

Том Спенсер родился в 1851 году в городе Скиптон. Перебравшись в Лидс, он какое-то время работал на складе и дослужился до главного кассира. У него не было деловой хватки Маркса, зато он оказался прекрасным бухгалтером. Имея отличные связи со многими оптовыми продавцами, Спенсер стал совладельцем предприятия, внеся в его уставный капитал всего 300 фунтов. В 1897 году компаньоны открыли крупный магазин в Манчестере, который впоследствии стал центром гигантской торговой империи. Это был первый в истории Великобритании универсальный магазин, в котором можно было купить буквально все — от продуктов до верхней одежды. Предприятие полностью оправдало все ожидания, и вскоре по всей стране начали открываться новые и новые филиалы этой сети.

В 1904 году Спенсер вышел из бизнеса, в который вложил 300 фунтов. За это время они превратились в пятнадцать тысяч. На свою долю он купил себе ферму, где и скончался в 1905 году. Майкл увековечил имя своего партнера в названии своих магазинов, которое известно нам и поныне.

Уход Спенсера не стал ударом для Маркса — теперь он был единственным и полновластным хозяином фирмы. Самым доходным для компании стал 1906 год, когда каждый из девяти магазинов принес учредителям доход, превышающий четыре тысячи фунтов.

После смерти Майкла Маркса в 1907 году семейное дело продолжил его сын Саймон. Он провел огромную работу по формированию нового имиджа компании. В 1928 году им была зарегистрирована торговая марка St. Michael, а в 1930 его стараниями открылся магазин Marble Arch — центральный универмаг «Маркса и Спенсера» не только в Лондоне, но и во всей Англии.

«Если не ясно, как следует поступить, то всегда придерживайся правила — лучше дать подчиненным больше, чем положено, чем недодать положенного» (Marks & Spenser).

Не просто магазины

В современной Великобритании марка M&S символизирует собой отличное качество, хорошее обслуживание и приемлемые цены. Даже представители высшего руководства страны предпочитают отовариваться именно здесь. Для британцев это не просто магазины, это история. В одном только Соединенном Королевстве магазины Marks & Spencer приносят своим учредителям 10 миллионов фунтов в неделю.

Главный ключ к успеху компании — это правильный набор персонала. Даже рядовые сотрудники должны отличаться такими качествами, как творческий подход, оперативность, вежливость. Требования к торговым менеджерам достаточно жесткие, но зато им создают прекрасные условия для работы. В штате магазинов есть врачи, парикмахеры, маникюрщики. Разумеется, при таком отношении люди ценят свою работу и стараются выполнять ее на высшем уровне. Нет ничего удивительного в том, что покупателям здесь комфортно. Обойдя весь огромный центр и купив массу разнообразных товаров, можно оплатить пакет молока, например, в отделе для мебели. Ведь один из основных девизов компании — «Главное чтобы покупателю было удобно»!

Сегодня товары от Маркса и Спенсера можно приобрести через Интернет. Онлайновая торговля приносит магазинам миллионы долларов.

В последние годы компания переживала нелегкие времена, ее не раз перекупали новые владельцы, но в итоге ей удалось возродить былое величие. Британцы были в этом заинтересованы, как никто.

Взлеты и падения

Бедственное положение розничной сети стало очевидным в 1998 году, когда существенно ухудшились продажи в Соединенном Королевстве. Стратегия, рассчитанная на завоевание новых рынков, оказалась ошибочной. Открыв сеть магазинов во Франции, Германии, Испании и Бельгии, M&S оказался всего лишь одним из брендов, причем не самым известным. Экспансия провалилась. Неудачно закончилась и попытка компании увеличить оборот за счет расширения площадей в Великобритании. Ситуацию удалось исправить лишь к 2004 году, практически возродив бренд из пепла. Во многом этого удалось добиться благодаря известному в Европе менеджеру, бельгийцу Люку Вандевельде.

Все получилось

Итак, сегодня уже сложно вспомнить, с чего все начиналось. Самый первый магазинчик Маркса совершенно не впишется в декорации шикарных торговых центров M&S. Однако ни магазина, ни самого Майкла больше нет, а история осталась — увлекательная, поучительная история о еврейском мальчике из России, который, не зная языка, отправился покорять туманный Альбион и завоевал сердца неприступных британцев. Впрочем, кто из них теперь вспомнит, откуда происходит родом основатель известного бренда? Сегодня он практически национальный герой Великобритании.

Светлана Кузина

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное