В рейс — по всем правилам

В рейс — по всем правилам

25.12.2008

К транспортным предприятиям наше законодательство предъявляет особые требования. Бухгалтеру такой организации просто необходимо знать все тонкости учета рабочего времени, заработной платы и расходов на обеспечение безопасных условий труда водителей. Подробнее об этом читайте в статье.

Общие нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха работников транспорта, установлены в разделах IV, V части третьей Трудового кодекса. В них же уделено внимание особенностям регулирования труда таких работников (глава 51 ТК РФ). Отдельные правила установлены в отношении их приема на работу, режима рабочего времени, периодов отдыха и трудовой дисциплины.

Трудовая деятельность данной категории работников регламентируется также Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15) (далее — Положение), Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.

Указанные документы должны применяться всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями и иными лицами, которые осуществляют перевозочную деятельность на территории России.

Разберемся подробнее, какие же блага положены водителям.

внимание

Работники, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, не вправе работать по совместительству.

Делу время, но и потехе час

Рабочим считается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст. 91 ТК РФ). Существуют периоды, которые тоже относятся к рабочему времени в соответствии с трудовым законодательством, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Нормы пункта 6 Положения конкретизируют понятие рабочего времени водителей — это время, в течение которого они исполняют свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка организации и графиком работы. Еще более подробно о том, что включается в рабочее время водителя, говорится в пункте 15 Положения. В него входит не только период, когда он непосредственно управляет транспортным средством, но и время специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах, стоянок в пунктах погрузки и разгрузки грузов, простоев не по вине водителя и пр.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей составляет 40 часов в неделю. Это означает, что при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными ежедневная продолжительность работы не должна превышать восьми часов, а при шестидневной — семи. Если предусматривается, что водитель будет находиться в автомобиле более 12 часов, то в рейс направляются два водителя.

Зачастую соблюдать ежедневную и еженедельную норму рабочего времени не удается, поскольку водители могут направляться в длительные командировки. И скорее всего, ежедневная норма их рабочего времени превысит допустимую. В связи с этим на предприятии следует установить суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), порядок введения которого определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Причем для данной категории работников учетный период не может превышать одного месяца (ст. 8 Положения).

При суммированном учете работник в отдельные дни или недели может перерабатывать норму рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ). Однако сверхурочной работой будет считаться переработка только сверх нормы учетного периода. Но даже при таком учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, определенных в Положении.

Например, работодатель вправе увеличить продолжительность ежедневной работы (смены) до 12 часов тем водителям, которые работают на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах (п. 11 Положения). Но такое решение необходимо согласовать с представительным органом работников. Кроме того, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

Время отдыха водителей регламентируется нормами Трудового кодекса, а также главой III Положения. Так, еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ, ст. 26 Положения).

Порядок оплаты работы в такие дни регулируется статьей 153 Трудового кодекса «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». По желанию водителя, отработавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или в праздник оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Если водители работают по пятидневной рабочей неделе, то любую работу в субботу или воскресенье следует рассматривать как работу в выходные дни. А при суммированном учете рабочего времени и работе по сменам выходным будет считаться тот день, который является таковым согласно графику смены.

Бератор «Сотрудники и Вы»

Транспортные предприятия и перевозчики обязаны ежемесячно составлять графики работы (сменности) для всех водителей на каждый день независимо от того, какой учет рабочего времени установлен (ежедневный или суммированный). Водители должны быть ознакомлены с графиками не позднее чем за месяц до их ввода.

Особенности оплаты труда водителей

Работа водителей, занятых на междугородных маршрутах, носит разъездной характер. Так указал Минфин России в письме от 1 июня 2005 г. № 03-05-01-04/168. В этом документе приведен перечень профессий, должностей и категорий работников, в частности, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в размерах возмещения расходов и чья постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер. Согласно данному постановлению, это могут быть:

  • водители автобусов и такси, постоянно работающие на междугородных линиях пассажирского сообщения, и водители грузовых автомобилей, постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках;
  • водители, занятые централизованной доставкой автомобилей с заводов-поставщиков в адрес получателей;
  • кондукторы на междугородных автобусах;
  • агенты и экспедиторы грузовых автомобильных станций, занятые сопровождением грузов на регулярных междугородных перевозках.

Так, если водитель постоянно выходит на регулярные междугородные перевозки, то эти поездки служебными командировками не признаются. Аналогичное мнение высказал Минфин России в письме от 8 февраля 2005 г. № 03-05-01-04/21. Значит, сумма надбавки к должностному окладу является составной частью оплаты труда и облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Как уже было сказано, рабочее время водителей, выполняющих междугородные рейсы, должно оплачиваться с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат (сверхурочные, доплаты за работу в выходные и праздничные дни и т. д.). Более того, на основании статьи 149 Трудового кодекса людям этой профессии может выплачиваться надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда.

Выплату надбавки необходимо предусмотреть в коллективном и трудовом договорах, а также в отдельном локальном нормативном акте. Это, например, положения о труде и заработной плате или о порядке возмещения расходов, связанных с разъездным характером работы водителей. Только тогда организация сможет учесть выплату надбавок за разъездной характер работы в числе расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 255 НК РФ).

это важно

Надбавка за подвижной и разъездной характер работы или в связи с отклонением от нормальных условий труда уменьшит налогооблагаемую прибыль, если она предусмотрена локальными нормативными актами. НДФЛ в этом случае удерживается на общих основаниях.

Спецодежда «по каталогу»

Работники автомобильного транспорта имеют право получить за счет средств работодателя сертифицированную специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном транспорте сказано, что спецодеждой работников необходимо обеспечивать при проведении технического обслуживания, ремонта и проверки состояния транспортных средств.

Порядок, по которому выдается спецодежда, и правила пользования ею, а также ответственность работодателя за то, чтобы работники своевременно и полно получали средства индивидуальной защиты, прописаны в отдельных Правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами защиты, утв. постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. № 51. Этот документ распространяется на работников, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи спецодежды. Для организации автомобильного транспорта Типовые нормы выдачи спецодежды приведены в приложении № 8 к постановлению Минтруда России от 16 декабря 1997 г. № 63.

Согласно данному документу, право бесплатно получать спецодежду имеют водители, слесари по ремонту автомобилей, кондукторы автобусов, диспетчеры, рабочие и другие работники автомобильного транспорта.

В налоговом учете расходы на приобретение спецодежды включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ее ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Типовые ведомственные нормы фирма может взять за основу и доработать их исходя из собственных потребностей. Работодатель имеет право с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников устанавливать свои, улучшенные по сравнению с типовыми, нормы бесплатной выдачи спецодежды работникам (письмо Минфина России от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/214). Что касается работников, для которых бесплатная выдача спецодежды не предусмотрена, то организация вправе самостоятельно установить такие нормы.

Но их необходимо обосновать, например, аттестацией рабочих мест*. В противном случае не исключены претензии фискальных органов к экономической оправданности расходов на обеспечение спецодеждой работников, чьи должности не поименованы в типовых отраслевых нормах ее бесплатной выдачи.

Напоследок о самом главном. Помните, что, создавая нормальные условия труда для водителей и других работников автомобильного транспорта и осуществляя свою деятельность в рамках закона, вы — без преувеличения! — обеспечиваете безопасность дорожного движения. А это особенно актуально в последние годы.

Г. Денисова, аудитор

* Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» совместно с Федеральным агентством финансовой информации в августе провели интернет-конференцию, посвященную новому порядку аттестации рабочих мест.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное