В каких случаях фирма не в ответе за то, что налог не попал в бюджет?

В каких случаях фирма не в ответе за то, что налог не попал в бюджет?

24.12.2008

Банк принял к исполнению платежное поручение на перечисление налога, но деньги не перечислил в связи с недостатком средств на корреспондентском счете. Может ли инспекция привлечь к ответственности за неуплату налога?

Подобных вопросов, к сожалению, много: в стране финансовый кризис. Некоторые банки оказались в критической ситуации, из-за чего у их клиентов возникли проблемы, связанные с тем, что уплаченные налоги не попадают в бюджет из-за отсутствия средств на корсчетах кредитных учреждений. Как вести себя фирме в ситуации, когда ее банк стал «проблемным»?

Кризисные поправки

Правила, согласно которым налог считается уплаченным и не уплаченным в бюджет, приведены в статье 45 Налогового кодекса России. Мы свели их в схему, но добавили примечания (показано курсивом) о том, что нужно иметь в виду фирмам, чтобы они не несли наказание (или свели его к минимуму) за неперечисление (или несвоевременное перечисление) сумм налогов в бюджет, произошедшее в связи с финансовыми трудностями обслуживающего банка.

Схема

Схема

В условиях кризиса важно вспомнить и об обязанностях банка по исполнению поручений по перечислению налогов и сборов. Поручение организации на перечисление налога банк обязан исполнить в течение одного операционного дня после его получения (п. 2 ст. 60 НК РФ). Задерживать исполнение таких поручений банк не вправе, если у организации достаточно средств на расчетном счете (п. 3 ст. 60 НК РФ). Если на корреспондентском счете у банка нет средств, и он не может провести платеж, он обязан сообщить об этом плательщику налога (п. 3.1 ст. 60 НК РФ). Налог будет считаться неуплаченным, если при этом банк возвратит организации неисполненное платежное поручение (подп. 1 п. 4 ст. 45 НК РФ), а налоговая инспекция в такой ситуации вправе привлечь компанию к ответственности по статье 122 кодекса. Чтобы снизить размеры штрафа и пеней, фирме стоит срочно перечислить неуплаченный налог через другой банк (финансовый кризис 1998 года «научил» многих плательщиков иметь расчетные счета в нескольких банках).

Если платежное поручение банк организации не вернул, налог считается уплаченным (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). Повторно его взыскивать налоговики не должны (письмо Минфина России от 28 октября 1996 г. № 04-01-10).

Итак, что же делать, если фирме все же стало известно о проблемах банка и о том, что перечисленный налог не дошел до бюджета?

Во-первых, сделать письменный запрос в налоговую инспекцию о состоянии своего банка. Не факт, что она даст письменный ответ. Важно то, что фирма проявила должную осмотрительность, что важно само по себе.

Во-вторых, сразу же отнести в налоговую инспекцию объяснительную записку, заверенную копию платежного поручения на перечисление налога в бюджет и подтверждение того, что оно было представлено вовремя.

комментарий юриста

«В период, связанный с кризисом 1998 года, были выпущены документы, согласно которым считать налог уплаченным в бюджет (при перечислении его суммы через “проблемные” банки) вправе только добросовестные налогоплательщики. Не исключено, что в период нынешнего кризиса налоговые инспекции будут подходить к проблеме так же. Напомню, что это за документы:

  • постановление Конституционного Суда России от 12 октября 1998 г. № 24-П;
  • определение Конституционного Суда России от 25 июля 2001 г. № 138-О;
  • постановление Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2002 г. № 6294/01;
  • постановление Президиума ВАС РФ от 22 октября 2002 г. № 2045/01;
  • постановление Президиума ВАС РФ от 22 октября 2002 г. № 9448/01;
  • постановление Президиума ВАС РФ от 29 октября 2002 г. № 4621/01.

Статья 45 Налогового кодекса России обобщила те выводы, которые были сделаны Конституционным Судом России в постановлении № 24-П. Но вот понятия “добросовестность” в налоговом законодательстве нет, так же как и понятия “недобросовестность”. Устанавливают критерии “недобросовестности” в каждом конкретном случае суды на основании представляемых сторонами спора материалов и доказательств (п. 7 ст. 3 НК РФ; определение № 138-О).

Основным признаком недобросовестности суды называли изначальную осведомленность налогоплательщика о неплатежеспособности кредитного учреждения.

Если фирма была предупреждена о нестабильности банка, но, невзирая на это, давала ему поручения на уплату налогов, подобные действия считались недобросовестными. Если организация заранее не знала о невозможности исполнения банком платежных поручений, то обязанность по уплате налога считалась выполненной. Суды повсеместно выносили подобные решения.

Ответственность за информирование налогоплательщиков о финансовом состоянии банков возлагалась в том числе и на налоговые инспекции. После кризиса 1998 года они были обязаны информировать налогоплательщиков о тех банках, через которые перечислять налоги в бюджет не следует (письмо МНС России от 30 августа 2001 г. № ШС-6-14/668)».

С.П. Воронин, юрист, г. Москва

Позаботьтесь о новом кассовом лимите

Согласно правилам организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, каждая организация может хранить в кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных для нее обслуживающим банком. Если фирма имеет расчетные счета в нескольких банках, то лимит устанавливает один из них по ее выбору, а всех остальных компания уведомляет о размере лимита (п. 2.5 Положения Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П).

Если фирма закрыла расчетный счет в «проблемном» банке, а именно этот банк установил ей лимит остатка денежных средств в кассе, то нужно срочно согласовать этот лимит с другим банком. Если этого не сделать, то сверхлимитной будет считаться любая денежная сумма, находящаяся в кассе. А это приведет к штрафу: для организации на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, для руководителя на сумму 4000–5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Зачтите переплату

Если у фирмы есть переплата по налогам, самое время использовать ее в счет уплаты других налогов того же вида (п. 1 ст. 78 НК РФ), причем «вмешательства» банка здесь не нужно (напомним, что в России существует три вида налогов: федеральные, региональные, местные).

Это делается подачей в ИФНС заявления о переплате по налогу, в котором нужно указать, по какому налогу (того же вида) ее нужно зачесть. Заявление составляют в произвольной форме, с указанием в нем наименования организации, ИНН, КПП, ОГРН. Чтобы подтвердить переплату, может быть проведена совместная сверка расчетов с бюджетом по переплаченному налогу. По результатам сверки оформляется двусторонний акт (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Инспекция обязана принять решение о зачете в течение десяти дней с момента получения заявления и в течение пяти дней уведомить руководителя организации о принятом решении лично под роспись (или отправить заказное письмо с уведомлением (п. 4, 5, 8, 9 ст. 78 НК РФ)). В момент принятия этого решения обязанность налогоплательщика об уплате указанного им налога считается выполненной (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

комментарий юриста

«Некоторые организации задаются вопросом, как списать на затраты остаток на расчетном счете, который “завис” в банке, который находится в процессе ликвидации.

Советуем не торопиться со списанием, а попытаться возвратить свои деньги и стать кредитором “лопнувшего банка”.

Информацию о ликвидации банка размещают в “Российской газете” и в “Вестнике Банка России”. Публикуют, в частности, название и реквизиты ликвидируемого банка, адрес для предъявления кредиторами своих требований, данные о ликвидаторе.

В течение 60 дней с момента опубликования таких сведений кредитор может предъявить банку свои требования (ст. 23.4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 “О банках и банковской деятельности”). Для этого нужно выслать по указанному в публикации адресу соответствующее заявление. В нем необходимо указать: денежную сумму, которую банк должен компании, наименование фирмы, ее адрес и банковские реквизиты для перечисления средств. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие обоснованность требований (подлинники или надлежащим образом заверенные копии). В вашем случае это может быть договор банковского счета.

Ликвидатор банка должен в течение 30 рабочих дней рассмотреть предъявленное заявление и в случае его обоснованности внести требование в реестр требований кредиторов. В тот же срок ликвидатор направляет кредитору уведомление о принятии его требований, а также об очередности их удовлетворения. Если ликвидатор посчитал, что требования кредитора необоснованны, и не включил их в соответствующий реестр, его решение можно оспорить в суде.

По окончании срока для предъявления требований ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс. Именно на его основании кредиторам выплачивают деньги начиная со дня согласования этого баланса с Банком России.

Фирмам, как правило, денежные средства перечисляют на банковские счета, указанные в заявлении о предъявлении требований.

Законодательством установлена следующая очередность удовлетворения требований: в первую очередь рассчитываются с гражданами, перед которыми банк несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда; в третью очередь рассчитываются с другими кредиторами. Таким образом, ваша фирма является кредитором третьей очереди. Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяют после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди».

Л.Н. Донских, юрист, г. Москва

Об отсрочке и рассрочке

Недостаток оборотных средств в период кризиса могут испытывать и сами фирмы.

Поэтому одной из антикризисных поправок, вступающих в силу с 1 января 2009 года, стало введение в Налоговый кодекс России новой статьи 64.1 «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации» (ст. 1 Закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).

Пока максимальная отсрочка (рассрочка) по федеральным налогам составляет от года до трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).

С 2009 года появилась возможность откладывать уплату налогов на более продолжительный срок — до пяти лет, в отдельных случаях даже без обеспечения. При этом размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки должен быть более 10 миллиардов рублей. Законодатели учли, что единовременное погашение такого долга может создать «угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий».

Новая статья предусматривает и механизм получения отсрочки (рассрочки). Так, организации нужно обратиться в Минфин России с заявлением, к которому приложить следующие документы:

  • справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  • предполагаемый график погашения задолженности;
  • документы и сведения, свидетельствующие об угрозе банкротства в случае единовременного погашения задолженности;
  • письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанное с рассмотрением ее заявления.

Копию заявления нужно направить в налоговую инспекцию по месту учета.

Министр примет решение в течение одного месяца со дня получения заявления организации.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное