Состав «вмененного» автопарка

Состав «вмененного» автопарка

17.12.2008

Одним из критериев, который ограничивает право компаний, занимающихся перевозками, применять ЕНВД, является количество задействованных в бизнесе транспортных средств. Беда в том, что задача подсчитать «железных коней» ставит в тупик даже представителей Минфина.

Среди прочих видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, главой 26.3 Налогового кодекса предусмотрено оказание транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров. Как и многие другие разновидности «вмененного» бизнеса, вышеупомянутый имеет свои ограничения. В подпункте 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса содержится условие, согласно которому фирме или ИП, претендующему на применение данного спецрежима, запрещено иметь на праве собственности или ином праве более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Данная формулировка содержит один неочевидный на первый взгляд нюанс.

Дело в том, что число автомобилей, используемых во «вмененной» деятельности, с количеством транспортных средств, принадлежащих организации, может не совпадать. Проще говоря, часть имеющихся на балансе автомобилей фирма может использовать, к примеру, для управленческих нужд или вовсе сдать в аренду. На основании какого количества ТС в данном случае следует определять заданные лимиты?

Специалисты финансового ведомства в своем письме от 7 октября 2008 года высказали довольно однозначное мнение: если находящееся на балансе общее количество автотранспортных средств превышает установленный порог, то деятельность в сфере оказания транспортных услуг обложению ЕНВД не подлежит. Причем совершенно не важно, что при этом часть автомобилей может сдаваться в аренду другим организациям или индивидуальным предпринимателям. То есть получается, что один и тот же автомобиль, будучи передан во временное пользование другому «вмененщику», может участвовать сразу в двух расчетах лимитов, ограничивающих право применения данного «спецрежима».

«Кошки-мышки» от Минфина

Подобное положение вещей, согласитесь, не является самым логичным, однако вывод чиновников ни в коей мере не идет вразрез с действующими положениями Налогового кодекса. В то же время говорить об однозначно правильном толковании чиновниками положений Кодекса тоже было бы опрометчиво. Уже упомянутый пункт 2 статьи 346.26 некогда имел другую редакцию, согласно которой лимит следовало рассчитывать исходя их количества транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В более раннем письме (от 13 мая 2008 года № 03-11-04/3/242) специалисты Минфина особо подчеркивали, что до 1 января 2006 года, организации, осуществляющие вышеназванную предпринимательскую деятельность и эксплуатирующие при этом 20 и менее транспортных средств, вполне могли быть признаны плательщиком ЕНВД независимо от общего количества ТС на балансе. Данное положение вещей изменили поправки, внесенные в главный налоговый документ страны Законом от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ, и с момента его вступления в силу, как говорится в документе, «вмененщики», оказывающие автотранспортные услуги, должны учитывать при расчете лимита все имеющиеся авто.

Все бы ничего, но в начале лета из-под пера работников ведомства вышло еще одно письмо, в котором приведена совершенно противоположная точка зрения. В письме Минфина от 18 июня 2008 года № 03-11-04/3/284 сказано, что при расчете спорного лимита автотранспортные средства, которые используются в целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта), учитывать не нужно. И вот сейчас, по прошествии еще нескольких месяцев, позиция ведомства вновь изменилась.

В поисках истины

Проверять, которое из приведенных мнений наиболее соответствует истине, к сожалению, придется, как говорится, на собственной шкуре. При этом не стоит забывать и о возможности оправдать имеющимися официальными разъяснениями по спорному вопросу собственные действия, даже если проверяющие сочтут их незаконными.

Впрочем, есть и дополнительный аргумент в пользу владельцев большого автопарка, уплачивающих ЕНВД. Речь о постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 октября 2008 года № Ф04-6066/2008(12949-А67-29) по делу № А67-1332/2008. В нем судьи пресекли попытку налоговиков доначислить некоему томскому бизнесмену весь положенный набор «общережимных» налогов за принадлежащие ей на праве собственности 63 единицы транспортной техники. Как сказано в постановлении, инспекция не представила доказательств, подтверждающих, что предпринимателем для осуществления услуг по перевозке грузов использовалась вся зарегистрированная за ним техника. По учетным данным самого коммерсанта, количество машин, занятых во «вмененной» деятельности, установленных лимитов не превышало.

Л. Крапивина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA