Офис — объект «режимный»

Офис — объект «режимный»

11.12.2008

Каждый работодатель требует от своих подчиненных, чтобы они соблюдали правила внутреннего трудового распорядка. Но как правильно разработать и принять соответствующие документы, не входя в противоречие с ТК РФ?

Регламент

Правила внутреннего трудового распорядка — это локальный нормативный акт. Он предусматривает порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные нюансы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Этот документ, как правило, является приложением к коллективному договору. Его пункты не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации.

Законодательство гласит, что после составления данных правил их следует согласовывать с профкомом компании. Затем последний не позднее пяти рабочих дней должен представить свое заключение по данному вопросу в письменной форме. В том случае, если профком не согласен с представленным внутренним распорядком, работодатель может внести в проект документа изменения. Если же этого сделано не было, то в течение трех дней после получения ответа представители профсоюза должны организовать и провести дополнительные консультации о рассмотрении предложенных изменений и дополнений.

Но случается и так, что стороны не приходят к взаимопониманию, и тогда оформляется протокол разногласий. Работодатель вправе утвердить правила внутреннего трудового распорядка даже в том случае, если непонимание между сторонами не будет устранено. Правда, профком может обжаловать текст документа в государственной инспекции труда, или через суд.

Нередки случаи, когда на предприятии профком попросту отсутствует. В такой ситуации правила трудового распорядка должны быть одобрены общим собранием работников, и факт учета мнений необходимо запротоколировать.

Отсутствие правил внутреннего трудового распорядка на предприятии грозит руководству серьезными денежными взысканиями вплоть до запрета на ведение предпринимательской деятельности.

Исполнение наказа

С правилами внутреннего распорядка работодатель обязан ознакомить под расписку каждого сотрудника при приеме на работу. Также рекомендуется вывешивать их на видном месте в помещении, где трудится персонал.

Правила внутреннего трудового распорядка (далее Правила) должны содержать следующие разделы:

1. Общие вопросы

Здесь должна быть приведена информация о порядке приема и увольнения работников, об основных правах и обязанностях работодателя и сотрудника, об ответственности сторон трудового договора за несоблюдение ТК РФ и о других организационных моментах.

2. Рабочее время

Под ним подразумевается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка компании и условиями трудового договора должен исполнять свои обязанности.

В данном разделе оговаривается продолжительность рабочей недели, объемы ежедневной работы, в том числе неполного рабочего дня или смены, время начала и окончания работы. Здесь же указывается количество и длительность перерывов, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, а также порядок, место и сроки выплаты заработной платы.

3. Время отдыха

Этим понятием в трудовом праве обозначается время, в течение которого работники свободны от выполнения своих служебных обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению.

4. Дисциплина труда

Под словосочетанием «дисциплина труда» подразумевается обязанность всех работников подчиняться правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, трудовым договором и локальными нормативными актами организации.

В этом разделе указываются конкретные виды поощрений, виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения и правила снятия дисциплинарных взысканий. Некоторые работодатели, устанавливая перечень дисциплинарных нарушений, параллельно с ним утверждают регламент дисциплинарных взысканий и включают в него лишение премии. Подобная инициатива незаконна, так как ТК РФ предусматривает только три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Лишать премии сотрудников можно в порядке неприменения меры поощрения, но прописывать эту норму в Правилах нельзя.

В качестве обособленного раздела правил внутреннего трудового распорядка могут предусматриваться правила техники безопасности, схемы обеспечения пропускного режима на предприятии либо порядок соблюдения санитарных норм.

В последнее время широкое распространение приобретает практика внедрения корпоративной этики. Она предполагает разработку различных по характеру дисциплинарных требований, которые могут быть закреплены непосредственно в Правилах внутреннего трудового распорядка или оформлены в виде приложения к ним. Это, в частности, правила, касающиеся внешнего вида работников, их одежды, порядка общения сотрудников между собой и с посетителями. Работодатель также может запретить использование своего имущества (например, оргтехники) в личных целях, телефонные разговоры на непроизводственные темы, чаепития в рабочее время и другое.

В последнее время многие компании реализуют различные программы по поощрению сотрудников, не страдающих вредными привычками — например, курением. Своими впечатлениями от нововведений делится бухгалтер крупного российского банка Олег Макаров: «Руководство нашего финансового учреждения проводит среди работников акцию, направленную на сокращение в коллективе курильщиков. Тех работников, которые продержатся без сигареты два месяца, ждет приз — автомобиль. Это ли не стимул для того, чтобы забыть о табаке навсегда? Надо сказать, что обмануть руководство не удастся, поскольку потенциальных победителей будет осматривать врач. Кроме этого, руководство нашего банка ввело жесткие меры в отношении формы одежды. Теперь в компании, что называется, dress-code: сотрудники обязаны являться на рабочие места в костюмах и галстуках. Вот такие у нас нелегкие трудовые будни».

Если в процессе принятия правил внутреннего распорядка между профкомом и работодателем возникают трения, необходимо оформить протокол разногласий.

Шаг за шагом

Документальное оформление правил внутреннего трудового распорядка регламентируется ГОСТ Р 6.30—2003, который распространяется на все организационно-распорядительные документы организации. В нем изложен четкий перечень обязательных требований. Итак:

1. Первый лист документа должен быть составлен на фирменном бланке организации, т. е. с изображением товарного знака предприятия и указанием его полного наименования. Отдельный титульный лист к документу обычно не оформляется.

2. Название вида документа оформляют всегда прописными буквами в заголовочной части документа на следующей строке ниже наименования предприятия на первом листе.

3. Датой Правил внутреннего трудового распорядка считается обычно дата их утверждения.

4. Место составления или издания должно быть оформлено в обычном порядке в соответствии с принятыми обозначениями и сокращениями географических названий и родовых названий (г. — город, п. — поселок и т. п.).

5. В правом верхнем углу оформляется гриф утверждения правил (утверждение документом, например, приказом, или личной подписью руководителя).

6. Изложение текста ведется по разделам и пунктам в последовательности «от общего к частному».

Кадры решают все

Если на предприятии нет профкома, то правила трудового распорядка должны быть одобрены общим собранием работников, замечания которых следует отразить в соответствующих документах.

За чертой дозволенного

В заключение хотелось бы отметить следующее: хотя Трудовой кодекс РФ и не содержит четких указаний на то, как должны быть оформлены правила внутреннего распорядка, и какие вопросы в них следует закрепить, это не означает, что должные нормы отсутствуют в принципе. ТК РФ все же предъявляет к указанным правилам определенные требования, и если их не соблюдать, то руководство компании может быть привлечено к административной ответственности. А наличие Правил и полное описание всех трудовых обязанностей, в свою очередь, поможет работодателю выиграть тот или иной спор с сотрудником. Ведь если дело дойдет до суда, арбитр первым делом потребует штатное расписание, Правила внутреннего трудового распорядка, документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области, график отпусков, инструкции по охране труда и коллективный договор. При этом наибольшее внимание будет уделено именно Правилам. Если они будут составлены в спешке и специально для суда, а не заранее и грамотно, то выиграть спор ответчику-работодателю будет очень сложно. Кроме того, если документы составлены задним числом, работодатель не сможет доказать того, что сотрудники были ознакомлены с локальными актами предварительно и под роспись. А раз так — значит, действие этих документов на работников не распространяется.

Руководителю, который не позаботился о составлении Правил внутреннего трудового распорядка, может грозить административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это повлечет определенные издержки, поскольку ответственным за правонарушение грозит штраф:

  • для руководителей и других должностных лиц — в размере от одной до пяти тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от одной до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

А самым злостным нарушителям законодательства о труде и об охране труда, которые уже подвергались административному наказанию, грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

В дизайн-студии Артемия Лебедева каждый сотрудник имеет право на сон в офисе, пупсика на компьютере, короткие волосы, пирсинг, футболки с Че Геварой и тапочки. А вот компания «Тойота» предъявляет сотрудникам прямо противоположные требования. Бывшая сотрудница этой фирмы, пожелавшая остаться неизвестной, предоставила нам документы с корпоративными стандартами для женщин, которые трудятся в ее российском представительстве. Выдержки из этого тенденциозного документа рекомендуем прочитать всем, кому дресс-код родной компании «поперек горла».

Требования к офисной одежде и внешнему виду:

  • Офисной одеждой для женщин является: костюм, платье, а так же сочетание юбки/брюк с блузкой.
  • Костюм, платье, юбка или брюки должны быть строгого, делового стиля.
  • Для костюма, платья, юбки или брюк, допустимы следующие цвета: черный, серый, синий, коричневый, зелёный или бордовый (тёмных оттенков).
  • Одежда должна быть однотонной либо в едва заметную полоску или клетку, возможны различные фактурные решения ткани.
  • Длина юбки или платья устанавливается следующим образом: минимальная длина — 15 см выше колена, максимальная длина — 20 см ниже колена.

Категорически недопустимо:

  • присутствие на костюме ярких рисунков, разноцветных вариантов костюма (яркие цветы, сложные рисунки, большое количество страз, яркие цветовые разводы и т. п.);
  • присутствие яркой, “кричащей” фурнитуры на костюме (пример: металлические пуговицы, яркие нашивки, элементы декора и т. п.);
  • дополнительное оформление костюма значками (кроме фирменного значка компании) и другими элементами.

Категорически недопустимы:

  • сорочки с рисунком, разноцветный вариант сорочки;
  • ношение вместо сорочки маек на тонких бретельках, а так же маек с глубоким декольте;
  • различные элементы декора на сорочке (пример: металлическая фурнитура, вставки из других материалов, шнуровка, яркая вышивка и т. п.).

В летнее время допускается ношение сорочек с укороченным рукавом.

Женщины обязаны в любое время года носить колготки, чулки или гольфы, в зависимости от длины юбки, платья или брюк. Колготки должны быть однотонными, следующих цветов и их оттенков: чёрный, коричневый, серый.

Категорически недопустимо ношение:

  • декоративных колготок (с рисунками, в сеточку, со стразами и т. п.);
  • с юбкой или платьем гольф, носок, подследников.

Категорически недопустимо ношение:

  • обуви с одновременно открытым и мыском и пяткой;
  • чрезмерно открытой обуви, типа сандалии и т. п.;
  • кроссовок;
  • в офисе сапог и другой осеннее-зимней обуви;
  • чрезмерно декорированной обуви (цветы, стразы, металлические вставки и т. п.).

Поставив подпись под таким документиком, невольно возжелаешь постричься налысо, покраситься в зеленый цвет или набить себе татушку на шее.

Наталья Базалей

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA