Туристические коллизии

Туристические коллизии

02.12.2008 распечатать

Последние годы отмечены неприятной тенденцией в сфере гражданского законодательства — принятием законов, противоречащих Гражданскому кодексу РФ. Так, Закон о туристской деятельности был принят в 1996 г., то есть практически сразу после введения ГК РФ, однако уже тогда отличался, мягко говоря, странными нормами, регламентирующими договорные отношения применительно к туризму. Не лучше дела обстоят и сегодня.

Преображение закона

С 1 июня 2007 г. в силу вступила новая редакция Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (далее — Закон №  32-ФЗ), которая в корне преобразила его содержание и смысл. Однако сформулированные им механизмы договорных отношений до сих пор направлены не столько на правовое регулирование взаимодействия участников туристской деятельности, сколько на описание видения экономических процессов туризма законодателями, которое преподносится с использованием соответствующей терминологии (продукты, их реализация и т. д.). Услуги здесь описаны как вещь (продукт), которая продаётся, имеет потребительские свойства и используется путём потребления. По-видимому, в будущих редакциях закона турпродукты вообще можно будет передавать туристам в аренду, а потом забирать обратно.

Проблематика предмета

Чтобы проанализировать характер договорных отношений, описываемых Законом о туристской деятельности, необходимо понять их предмет. Как правило, им является туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации. Таким образом, предметом данного соглашения являются обязательства, разнородные по своей природе.

Из буквального толкования закона можно сделать вывод, что комплекс услуг может считаться турпродуктом только в том случае, если эти услуги оказываются в рамках договора о реализации такого продукта. А если указанные услуги оказываются не по договору или не в комплексе? Вообще непросто понять из содержания закона, что такое реализация туристского продукта, поскольку она тавтологично определена как «деятельность туроператора по заключению договора о реализации туристского продукта» (ст. 1 Закона № 132-ФЗ).

Моделируем отношения

Закон предполагает, что договоры с перевозчиками, гостиницами и т. п. заключает туроператор, тем самым «формируя турпродукт». Конкретный вид соглашений при этом не определяется, поэтому подразумевается, что оператор сам выбирает, какой именно договор с услугодателем ему заключить. Итак, фирма обеспечивает оказание услуг клиентам:

а) самостоятельно;

б) с привлечением третьих лиц, на которых она может возложить часть своих обязательств перед туристами (ст. 9 Закона № 132-ФЗ).

Может ли туроператор самостоятельно обеспечивать оказание услуг, если сам он при этом услуг не оказывает? Например, может ли он осуществить авиаперевозки, не будучи авиаперевозчиком? Это маловероятно.

Получается, что сам туроператор выступает перед туристами в статусе перевозчика либо гостиницы, а уж если не может оказать эти услуги самостоятельно, то привлекает в качестве соисполнителей других перевозчиков и гостиницы, оставаясь ответственным за их действия (абз. 3 ст. 9 Закона № 132-ФЗ). Большинство таких фирм привлекают третьих лиц для оказания туристских и сопутствующих им услуг, хотя в гостиничном бизнесе наблюдается явная тенденция покупки операторами собственных отелей.

Если туроператор оказывает все услуги самостоятельно, обязан ли он заключить соглашение о реализации туристского продукта? По всей видимости, нет — ведь в данном случае он отдельно заключает договор перевозки, отдельно — размещения и отдельно — по экскурсиям.

Но тогда мы приходим к выводу, что клиенты теряют — причем на совершенно законных основаниях — возможность пользоваться всеми благами Закона о туризме, который достаточно требователен к договору реализации туристского продукта и его условиям. В частности, банковская гарантия туроператора при таком раскладе не будет применима, т. к. договора реализации туристского продукта просто нет. Запретить же туроператорам иметь собственные отели и собственные перевозочные ресурсы невозможно.

Судебные споры с туристическими фирмами редко когда удается выиграть. Это связано с тем, что туристы зачастую не слишком внимательно знакомятся с документами, а агентства, напротив, тщательно их составляют и стараются предусмотреть все свои риски.

От третьего лица

Попытаемся понять, что происходит, когда туроператор возлагает свои обязательства на третьих лиц. Он остаётся ответственным за их действия, то есть возмещает клиенту ущерб, нанесённый третьим лицом. Однако в большинстве случаев турист заключает два договора: договор реализации турпродукта с туроператором и прямое соглашение с услугодателем, который предусматривает прямую ответственность последнего. Это вполне объяснимо — невозможно лететь на самолете, не заключив с авиакомпанией договор перевозки. То есть в большинстве случаев ответственность несет именно услугодатель, а взыскать возмещение урона с оператора невозможно. Иное означало бы, что турист вправе дважды получить компенсацию за один и тот же ущерб, что противоречит принципу соразмерности размера вреда и его компенсации.

С другой стороны, туроператор может формировать туристский продукт по своему усмотрению, ещё не имея заказчика (абз. 1 ст. 9 Закона №  32-ФЗ). В этом случае он выступает клиентом отелей и перевозчиков. Большинство туристических фирм именно так и работает, заранее заключая договоры на периоды «высоких сезонов». Закон о туризме не оговаривает характер таких договоров, поэтому то, кем туроператор при этом выступает перед туристом — самостоятельным услугодателем или только представителем последнего, — зависит от вида договора, который туроператор заключил с услугодателем.

Но, так или иначе, турфирма заключает с клиентом соглашение, именуемое договором о реализации туристского продукта (ст. 10 Закона № 132-ФЗ). Дать правовую характеристику этого документа невозможно. Если туроператор, как мы видели выше, сам нашёл услугодателей, то он может реализовать туристу своё право на получение услуг от них (перевозка, размещение). В гражданско-правовом смысле это будет интерпретироваться как уступка прав либо заключение соглашения в пользу третьего лица.

Однако если туроператор сам взял на себя обязанности перед туристами в качестве перевозчика и гостиницы — что, как мы видели, тоже возможно, — то в гражданско-правовом смысле это будет исполнение отдельных договоров по перевозке и размещению.

Итак, договор реализации туристского продукта может иметь как минимум три модели отношений. И это ещё не предел, потому что турпродукт может включать в себя немало услуг, а, значит, имеется множество вариантов их юридического оформления — как от услугодателя к туроператору, так и от туроператора к туристу.

ссылка на закон

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (ст. 17.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).

Читаем Гражданский кодекс

Гражданский кодекс не содержит отдельного раздела о туристских договорах — статья 779 предполагает, что туристическое обслуживание должно производиться по правилам главы 39, регламентирующей оказание услуг. При этом стороны туристической деятельности могут вступать в правоотношения, которые закреплены в ГК РФ как отдельные виды соглашений.

Во-первых, туроператор может быть представителем услугодателей (отелей, перевозчиков) перед туристом, действуя от их имени. Таким образом, туроператор и услугодатели заключают между собой договор поручения или агентирования, а оператор перед туристом выступит как посредник. Кроме того, часть услуг фирма может оказывать как перевозчик или отель — в том случае, когда он располагает собственными гостиницами, которые оказывают услуги размещения. Говорить здесь о «реализации туристского продукта» достаточно проблематично, т. к. туроператор либо являясь представителем услугодателя, вообще не вступает с туристом в правоотношение и не несёт перед ним ответственности, даже будучи поименованным, в договоре, либо обязывается перед клиентом по отдельным видам договоров, действительность которых подтверждается в соответствии со стандартными требованиями ГК РФ.

Так, будучи туристом, Вы можете прийти к туроператору, который, по сути, и не предложит Вам никакого собственного турпродукта, будучи лишь представителем услугодателей. Это не будет нарушением законодательства, поэтому туроператоры могут защитить себя от санкций, используя данную модель отношений.

Во-вторых, туроператор может заключить договор с услугодателем в пользу третьего лица (туриста). Сторонами здесь выступают туроператор и услугодатель, но требовать исполнения обязательств от услугодателя имеет право сам турист (ст. 430 ГК РФ). Такие договоры турфирмы зачастую заключают с отелями, когда места бронируются заранее для клиентов, персональные данные которых к моменту брони ещё неизвестны.

В такой ситуации турист получает услуги на тех условиях, на которых договорились между собой туроператор и услугодатель, а претензии может предъявлять лишь те, которые вытекают из этого соглашения, но не из договора реализации турпродукта.

В-третьих, туроператор вправе также выступить как заказчик услуг, а потом уступить туристу своё право на их получение. Эту модель отношений можно назвать «реализацией туристского продукта». Не вполне понятно, как к такому договору должно применяться законодательство о защите прав потребителей (требование ст. 10 Закона № 132-ФЗ), ведь уступка права на услугу сама по себе не может быть «качественной» или «некачественной» — это критерии самой услуги. Требования, вытекающие из качества услуг, должны предъявляться туристом непосредственно услугодателю.

В-четвертых, туроператор может быть представителем туриста при заказе конкретных услуг, действуя от имени и за счёт клиента. Эта схема представляется наиболее логичной и максимально соответствующей природе туристского обслуживания. Таким образом, турфирма и ее контрагент заключают между собой договор поручения или агентирования. Интересно, что туроператор может быть при этом представителем услугодателя, являя собой в одном лице коммерческого представителя двух сторон.

Эта модель отношений также исключает договор «о реализации туристского продукта».

Известно, что многие туроператоры действуют именно по этой схеме, получая для туристов визы, заказывая билеты и даже бронируя места в гостиницах. В итоге получается, что компания-оператор вообще не участвует в процессе оказания услуг, т. к. в правовом смысле турист заключил договоры непосредственно с услугодателями. В результате он, например, не может расторгнуть договор с турфирмой в случае болезни, увеличения тарифов и во всех других случаях, предусмотренных ст. 10 рассматриваемого Закона, поскольку особенности расторжения агентского договора предусмотрены Гражданским кодексом.

Представители Роспотребнадзора не отрицают того, что действующее сегодня правовое регулирование в туристической сфере весьма противоречиво, и признают необходимость его доработки.

Итог

Итак, поскольку турпродукт может представлять собой комплекс разнообразных услуг, туроператор вправе предлагать их клиентам вразбивку, причём каждую из них оформляя отдельным видом гражданско-правового договора.

Таким образом, мы приходим к выводу, что стороны могут правомерно заключать договоры, не предусмотренные Законом № 132-ФЗ, но имеющиеся в Гражданском кодексе — а последний, заметим, обладает большей юридической силой. Все соглашения, предусмотренные этим законом (кроме агентского договора между туроператором и турагентом), составлены без анализа их правовой сути. В итоге многие его нормы (об ответственности туроператоров, их финансовом обеспечении, и проч.) могут элементарно не применяться участниками рынка.

Гражданский кодекс предполагает, что туристические услуги связаны не с представительством перевозчика или гостиницы перед туристом или с представительством туриста перед гостиницей или перевозчиком, а с обслуживанием.

Представляется, что таковое обслуживание заключается в организации путешествий, но не в том смысле, который установлен Законом № 132-ФЗ. Скорее всего, Кодекс предполагает, что сутью туристического обслуживания является поиск туроператором разнородных услуг и объединение их в один временной интервал для одного заказчика, а также информирование туриста об условиях путешествия. А наряду с этим фирма-оператор может способствовать заключению самостоятельных договоров этих услуг, представительствуя в рамках иных гражданско-правовых конструкций.

Законодатели же, к сожалению, решили объединить в рамках одного вида договора различные правоотношения, но при этом они совершенно не учли тех последствий, которые из них вытекают.

Япония очаровала россиян

По данным Росстата число граждан, выехавших за границу на отдых в первом квартале 2008 года, превышает 1,5 млн. Целью поездки может быть не только отдых, многие люди покидали пределы России по служебной необходимости, и таких тоже немало — порядка 500 тысяч. Традиционно считается, что Турция и Египет пользуются наибольшей популярностью у путешественников, однако статистика говорит об обратном. Как оказалось самые посещаемые россиянами страны — Япония, Швеция и Швейцария. Так, за первую половину 2008 года в стране восходящего солнца побывал 298071 россиянин — про туристической путевке, и 3980 граждан — по долгу службы. За тремя лидерами следуют Чехия, Франция и Финляндия. Турции досталось лишь 7-е место, а Египет не вошел даже в десятку лидеров — только 27 место. Из 36 указанных стран «аутсайдером» стала Австрия, всего 393 турист полюбовался достопримечательностями этого государства в текущем году.

Константин Проничев

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.