Главные тенденции осеннего сезона

Главные тенденции осеннего сезона

17.11.2008 распечатать

Тенденцией осени 2008 года стали многочисленные слияния и поглощения компаний — как на Западе, так и в нашей стране. Теперь, правда, вместо слова «поглощение» используется более модное и позитивное определение: «санация». В переводе с латинского sanatio означает лечение и оздоровление, то есть применительно к банковской сфере это меры по предотвращению банкротства и улучшению финансового состояния.

Центробанк предоставляет в помощь банкам 700 млрд. рублей до 24 ноября по минимальной ставке 8,5%. Из 1126 российских кредитных учреждений господдержкой смогут воспользоваться лишь 122, отвечающие определенным требованиям надежности, которая являет собой общий показатель ликвидности, кредито- и платежеспособности. Соответствующий рейтинг составляется специализированными агентствами, самыми авторитетными из которых являются зарубежные S&P, Moody’s, Fitch и отечественные Эксперт РА, АКМ, Интерфакс.

Таким образом, надежность — это не какая-то абстрактная величина, а реальная оценка, полученная с помощью объективных экспертных методик. И хотя многие представители банков-неудачников возмущены подобным принципом отбора, но все-таки шанс выбиться в лидеры рейтинга был у каждого. Да это и нереально — оказать финансовую помощь для покрытия задолженностей всем 1126 банкам одновременно.

Слухи вчерашнего дня

Из-за того, что правительство может поддержать лишь самые надежные банки (в конце концов, оно ведь тоже хочет вернуть свои деньги), далеко не всем кредитным учреждениям удастся пережить кризис. «Сейчас наверняка начнутся перекупки, и в результате поглощений деятельность могут в ближайшее время прекратить около 20 банков», — считает заместитель гендиректора компании «ФинЭкспертиза» Наталья Борзова. И этот процесс уже начался. За последние несколько недель четыре крупных кредитных организации сменили хозяев. Все новые владельцы тем или иным образом связаны с государственными структурами. «АЛРОСА» вместе с «РЖД» приобрели «КИТ Финанс», «ВЭБ» купил «Связьбанк» и «Глобэкс», а «Газэнергопромбанк» стал владельцем «Собинбанка». Таким образом, как отмечают эксперты, государство спасает частные банки через собственные кредитные структуры — до того момента, пока план помощи финансового рынка не заработал. Какая же из двух зол меньшая: банкротство или поглощение... простите — санация?

В последние годы в нашей стране сложилась новая традиция. Как только на финансовом рынке происходят какие-то существенные изменения (не говоря уже о кризисе), то в СМИ и в Сети составляются и распространяются неофициальные черные списки неблагонадежных банков. Ходили такие списки, например, в недавнем 2004 году при введении новой системы валютного регулирования. Гуляют они по сети и сейчас. В блоге журналиста Олега Панфилова список выглядит следующим образом: «Альфа-банк», «ВЕФК», «Глобэкс», «Евразия центр», «Зенит банк», «Кедр», «Лефко», «МДМ», «Московский капитал», «НОМОС», «Оргрес», «Охотный ряд», «Промразвития», «Просвязьбанк», «Райффайзен», «Ренессанс Кредит», «Росевробанк», «Российский капитал», «Русский банкирский дом», «Связьбанк», «Связьинвест», «Союз банк», «ТрастБанк», «Юниаструм».

На работу этих кредитно-финансовых структур, по утверждению автора, финансовый кризис оказал наиболее существенное влияние — в той или иной степени все они испытывают затруднения, которые выражаются в снижении объёмов бизнеса, приостановке или задержке платежей, готовящейся или состоявшейся смене акционеров. Можно долго рассуждать том, насколько достоверна подобная информация, но... Как говорится, «против фактов не попрешь» — утверждения автора списка относительно некоторых банков уже получили доказательство. Или может быть то, что поглощенные недавно «Глобэкс» и «Связьбанк» оказались в этом списке — простое совпадение?

В лучших традициях черного пиара

Эксперты считают, что некоторые банки попали в затруднительное положение именно из-за таких слухов. Член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев утверждает, что подобные списки — это провокация, с которой надо бороться, убеждая граждан не читать и не распространять непроверенные сведения. Мол, банки очень сильно зависят от общественного мнения, а слухи распространяются преднамеренно с целью устранения конкурентов. Массово выводя средства, вкладчики разоряют банк. Почему? Что не так в управлении банковскими ресурсами? Причем здесь вкладчики? И неужели одни лишь слухи могут полностью сломать кредитно-финансовую систему государства? Неужели она настолько слаба, что готова рухнуть под напором одного лишь общественного мнения? Может, ключевую роль играют все же другие факторы?

Итак, наступила всеобъемлющая банковская паника. По неофициальным данным сотрудники региональных отделений Сбербанка переманивали своих коллег из якобы неблагонадежных банков-конкурентов. Служащий, пожелавший остаться неизвестным, утверждает: «Когда наши юридические клиенты обращались в отделения Сбербанка с просьбой сделать перевод через их счет, им отвечали, что переводы прекращены, так как запрашиваемый банк обанкротился». Преданные своей фирме, сотрудники вели черный пиар: внедрялись со слухами в очереди, рассылали анонимные факсы со списками неблагонадежных конкурирующих компаний...

В итоге глава Сбербанка Герман Греф запретил своим сотрудникам под угрозой увольнения обсуждать положение других финансовых учреждений и контактировать с прессой. Причем не только в регионах, но и в столице. Теперь телефоны сотрудников прослушиваются, почта сканируется, «стукачество» поощряется. Кое-кого уже уволили. Пресс-служба банка после официального первого, второго и третьего запроса журнала «Расчет» комментариев по поводу происходящих событий так и не дала. Пришлось действовать неофициально, обратившись за информацией к одному из руководящих сотрудников московского Сбербанка. Имя его по понятным причинам умалчивается.

И вот что удалось выяснить. В столице первые роли банковского рынка давно распределены. Сбербанк здесь — вне конкуренции. А вот в регионах дела у него, прямо скажем, не очень. Время от времени банк безуспешно порывается закрыть какой-нибудь нерентабельный филиал. Но все не так просто — пенсии, коммунальные платежи... Здесь все по старинке. Возможно, в Москве и мечтают, чтобы эти неликвидные отделения поскорее обанкротились, но сотрудники филиалов думают совсем иначе. Ну не хотят они закрываться, терять работу и уступать место конкурентам! Вот и опустились во время кризиса до черного пиара. Для конкурентов регионы — сплошное раздолье: рынки сбыта, источники наличности. В итоге крупные банки, заручившись поддержкой государства, покупают за бесценок неликвид, чтобы развернуться на периферии и хотя бы там играть главные роли. А Сбербанк в этих сделках слияния выступает как посредник.

Спрос на санацию растет

Итак, оказывается, что кто-то ждет санации как манны небесной. И здесь на помощь, по мнению государства, должно прийти Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сможет активно участвовать в спасении неликвидных банков до отзыва их лицензий. Сейчас эта организация ждет принятия законопроекта, призванного расширить ее функции и полномочия. Предполагается, что АСВ поможет государству в поиске покупателей на «неликвид». Причем многим покупателям, как было сказано выше, уже не терпится воспользоваться кризисом в своих интересах. ЦБ РФ планирует упростить и сам процесс объединения банков. Если полный срок реорганизации занимает сейчас около шести месяцев, то в ближайшее время он будет сокращен до одного-двух. Все это, конечно, послужит утверждению модной тенденции этой осени — санации. Но, во-первых, осени всегда приходит конец, а, во-вторых, как известно, мода капризна и недолговечна. Хотя и имеет свойство повторяться.

В блогах уже больше месяца «гуляет» черный список ЦБ, в котором упоминаются якобы самые «проблемные» банки. Изначально в нем фигурировало 38 кредитных учреждений. С помощью наших источников из государственных и коммерческих финансовых структур мы сократили этот перечень до 20 — то есть оставили только ту информацию, в достоверности которой наши эксперты уверены как минимум на 90%. Речь, конечно, идет не обязательно о кандидатах на «вылет». В основном составители списка говорят о следующих проблемах, испытываемых банками: о снижении объемов бизнеса, о приостановке или задержке платежей, о готовящейся или состоявшейся смене акционеров.

  • Банк «Солидарность» — сокращение оборотов на 66%
  • Банк «Электроника» — остановка платежей
  • «Капитал-Москва» — сокращение оборотов на 78%
  • «ЭКОНАЦБАНК» — задержки клиентских платежей на 2 недели
  • «Русский банкирский дом» — предприсание ЦБ на приостановку платежей
  • «Тюменский Агропромышленный Банк» — задержки платежей
  • «РБК-банк» — снижение оборотов на 70%, сокращение персонала
  • «Юниаструм» — дело рассматривалось в ЦБ, 12 жалоб, снижение оборота на 40%
  • «Международный акционерный банк» — сокращение оборотов на 75%
  • «НБ Траст» — сокращение оборотов на 90%
  • «Банк Содружество» — сокращение оборотов на 70%
  • «Городской Ипотечный Банк» — сокращение оборотов на 70%
  • «АК-БАРС» — сокращение оборотов на 81%
  • «МАСТЕР Банк» — приостановлены платежи
  • «Газинвестбанк» — задержки клиентских платежей на 2 недели (отправка только по распоряжению Правления Банка)
  • «Банк Ренессанс Капитал» — задержки платежей, ограничения на выдачу средств по картам суммой 10 000 в месяц.
  • «Поволжский Немецкий Банк» — обратился за помощью к ЦБ, проходит санацию
  • «ЮНИТБАНК», Самара — отозвана лицензия
  • «Зенит» — приостановлены активные операции (кредитование) до конца ноября
  • «Северная Казна» — задержки платежей, отказ в досрочной выдаче вкладов

Ирина Синяткина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...