Начало договорного процесса

Начало договорного процесса

12.11.2008

Договор между субъектами гражданско-правовых отношений считается заключенным, если стороны пришли к согласию по всем существенным условиям договора. Но чтобы заключить соглашение, нужно оформить предложение к его заключению. На особенностях этого этапа следует остановиться подробнее.

Первая стадия

Как следует из п. 2 ст. 432 ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Иначе говоря, оферта представляет собой первую стадию заключения договора.

Понятие оферты раскрыто непосредственно в пункте 1 статьи 435 ГК РФ, в соответствии с которым офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение. Последнее должно быть достаточно определенным, а также выражать намерение лица, сделавшего таковое, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Причем Гражданский кодекс прямо указывает, что оферта должна содержать существенные условия договора.

Анализ данной нормы законодательства позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, оферта выражает волю только одной стороны (оферента), следовательно, с точки зрения ГК РФ (ст. 153, 154), она является односторонней сделкой.

Во-вторых, чтобы предложение, направленное одним лицом другому было признано офертой, необходимо, чтобы оно отвечало следующим условиям:

  • оно должно выражать волю одной стороны;
  • оно должно быть достаточно определенным;
  • оно должно быть направлено одному или нескольким конкретным лицам;
  • оно должно содержать существенные условия договора.

В противном случае предложение о заключении договора не может быть признано офертой, что неминуемо скажется на судьбе сделки.

Судебное мнение

Аналогичного мнения придерживаются и арбитры. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21 августа 2007 г. по делу № А45-12478/2005-37/257 прямо указано, что некое предложение может быть признано офертой только при наличии признаков, поименованных в ст. 435 ГК РФ. В рамках рассмотренного арбитрами дела письмо, направленное хозяйственным обществом, не содержало не только намерения заключить договор доли купли-продажи в уставном капитале общества, но и таких существенных условий, как размер доли и ее стоимость. Поэтому данное предложение не могло быть признано офертой. Или другой пример, подтверждающий эту точку зрения. В Постановлении ФАС Северо-западного округа от 31 июля 2007 г. по делу № А56-42147/2006 судьи объявили о взыскании с ответчика суммы денежных средств за выполненные истцом работы по восстановлению лифтового оборудования, признав гарантийное письмо, направленное ответчику, офертой. В нем было со всей определенностью выражено предложение истцу выполнить ряд работ, и наличествовали существенные условия, предусмотренные для договора подряда.

В ответе за отказ

Пунктом 2 статьи 435 ГК РФ указано, что оферта связывает направившее ее лицо (оферента) с адресатом, начиная с момента ее получения. Фактически это означает, что у оферента обязанности по договору возникают именно с момента получения этой бумаги лицом, которому она направлена, а не с момента им ее принятия. Если отправитель отказывается от заключения договора, то он несет ответственность в соответствии с гл. 25 «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ. Вместе с тем необходимо учитывать следующее: поскольку обязанность заключения договора у оферента автоматически наступает с момента получения оферты адресатом, то до этого момента он может ее отозвать. Причем пунктом 2 статьи 435 ГК РФ отмечено, что если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, то оферта считается не полученной, в связи с чем не могут предъявляться и требования о возмещении убытков.

Если же оферта получена адресатом, то последствия ее получения зависят от того, указан ли в ней срок для акцепта или нет.

Особенности заключения договора розничной купли-продажи на условиях публичной оферты вне места нахождения товара установлены п. 1 ст. 494 ГК РФ.

Принять полностью и безоговорочно

Акцептом признается ответ лица (акцептанта), которому адресована оферта, о ее принятии. Причем акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Следует отметить, что по общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 438 ГК РФ, молчание адресата не является акцептом. Исключение составляют только случаи, непосредственно установленные законом (п. 4 ст. 468 ГК РФ, п. 2 ст. 450 ГК РФ или п. 2 ст. 621 ГК РФ), а также ситуации, когда молчание может быть признано акцептом в силу обычаев делового оборота или в силу деловых прежних отношений сторон.

В общем случае акцептом является совершение лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий договора — отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п. (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Акцептант может и отозвать свой акцепт, при этом следует иметь в виду, что если извещение об отзыве подтверждения получено оферентом ранее самого акцепта или одновременно с ним, то ответ акцептанта считается не полученным.

Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. На это указано в ст. 436 ГК РФ. То есть по общему правилу оферта является безотзывной. В течение срока, установленного для ее акцепта, оферент не может ее отозвать или изменить условия договора, предлагаемого для заключения. Вместе с тем, если в самой оферте оговорено иное, или это вытекает из существа предложения или обстановки, в которой она была сделана, то оферта может быть отозвана.

Срок заключения договора посредством оферты зависит от того, содержится ли в тексте документа указание на срок акцепта или нет.

Когда в оферте срок для акцепта указан, то договор считается заключенным, если ответ получен оферентом в пределах указанного в ней срока. Об этом сказано в ст. 440 ГК РФ.

для справки

В качестве срока акцепта оферты, установленного законом, можно привести ст. 11 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама, признаваемая офертой, действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Неопределенный срок

В том случае, если в тексте оферты срок для акцепта не определен, то договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, — в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 441 ГК РФ).

Аналогичный вывод можно сделать и на основании правоприменительной практики. Так, в п. 57 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» сказано, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта при условии, что акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока, а при отсутствии в оферте срока для акцепта — до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами. Если срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иными правовыми актами, договор считается заключенным при условии, что акцепт получен в течение нормально необходимого для этого времени.

Если в оферте, законе, иных правовых актах, помимо срока акцепта оферты, определен срок ее рассмотрения, и извещение об акцепте направлено оференту в пределах указанного срока, договор должен признаваться заключенным даже в том случае, если извещение об акцепте получено оферентом опозданием. Исключение здесь составляют случаи, когда оферент немедленно уведомит акцептанта об «опоздавшем» акцепте (статья 442 ГК РФ).

Публичная оферта

Гражданское законодательство помимо «обычной» оферты предусматривает и так называемую публичную оферту, понятие которой раскрыто в ст. 437 ГК РФ. Причем, как вытекает из указанной статьи, следует различать приглашение к оферте и саму публичную оферту. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются именно как приглашение делать оферты. Однако если реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, будет содержать все существенные условия договора, предлагаемого к заключению, она может быть признана публичной офертой.

Как следует из п. 2 ст. 437 ГК РФ, публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто на него отзовется.

Таким образом, если рекламная информация о товаре признается публичной офертой, то лицо, совершившее акцепт этой информации, вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств.

Понятие публичной оферты тесно связано с договором розничной купли-продажи, гражданско-правовые основы которого урегулированы нормами ст. 492-504 ГК РФ.

Особенности использования публичной оферты в рознице установлены статьей 494 «Публичная оферта товара» ГК РФ, причем они касаются как розничной торговли в месте нахождения товара, так и торговли вне места нахождения товаров. Согласно указанной норме предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой только в том случае, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Если эти условия выполнены, то продавец обязан заключить договор с любым лицом, отозвавшимся на это предложение. Если предложение о товаре не содержит существенных условий розничного договора купли-продажи, то такое предложение рассматривается, как предложение делать оферту.

Выставление товаров в месте их продажи (на прилавках, в витринах и т. п.), демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.

Следовательно, в месте продажи товара покупатель вправе требовать от продавца исполнения обязанностей по договору, даже если на выставленную продукцию не заявлена цена или не указаны другие существенные условия договора. Исключением являются лишь товары, из которых явно следует, что они не предназначены для продажи (оформление торгового зала, торговое оборудование и тому подобное).

Виталий Семенихин

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное